Презентация Семья и школа: пути эффективного взаимодействия


МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» 28 августа 2013год Семья и школа: пути эффективного взаимодействия Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей                                                                                                     В.А. Сухомлинский Семья - воспитательная колыбель человечества. Она является одной из вели-чайших ценностей, созданных челове-чеством за всю историю своего существования. Подавляющее большинство людей, живущих на Земле, связывает понятие счастья прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в свое доме. Н.Я. Соловьев Положение ребенка в семье Семья, где родители проявляют разумную заботу о ребенке, в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, его уважают и он уважает других. Ребенок баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем. Социальный потрет семей учащихся школы Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей страх перед тем, что ребенок не получит хорошего образования;страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами;страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей;страх, что ребенка будут обижать в школе. Количество рассмотренных случаев ШСП  Долгосрочная целевая программа «Семья и дети Пермского края на 2011-2015гг.» Цель: создание условий для развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае. Структура программы:1-й блок «Я и мои интересы»2-ой блок «Я – гражданин России»3-й блок «Я и моя семья»4-й блок «Я и природа»5-й блок «Я – культурный человек»6-й блок «Я – здоровый человек»7-й блок «Я и моя будущая профессия» Программа воспитания школьников «Семь Я» 3-й блок «Я и моя семья»организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки, экскурсии и т.д.;организация и осуществление связи поколений через уроки встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия;изучение прав и обязанностей ребенка в семье. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Модель взаимодействия школы и семьи Диагностические действия - соотношение - соизмерение - сопоставление Анкетирование, диагностика Тест «Рисунок семьи» Анкета «Изучение условий семейного воспитания». Составление характеристик семей обучающихся.Диагностика «Типовое состояние семьи»Диагностика «Анализ семейных взаимоотношений» Диагностика состояния агрессивностиДиагностика личностной тревожностиАнкета для родителей  «Семья и школа»Анкета «Определение уровня воспитанности»Анкета «Искусство жить с детьми»Анкета «Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» Индивидуальная работа Педагогическая поддержка родителей (консультации, посещение семьи)Профилактические мероприятия (беседы, привлечение специалистов III уровня профилактики)Функционирование Совета профилактикиПомощь родителям в трудоустройстве, частичной занятости. Групповая работа Психологические тренингиГрупповые занятия с социальным педагогом, психологом школы Модель взаимодействия школы и семьи Диагностические действия Проектировочные действия - соотношение - соизмерение - сопоставление - сообщение - созидание - сотрудничество - сосуществование - согласование Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики Психолого-педагогическое просвещение родительские собранияродительские тренинги психологические разминки круглые столы устные журналы деловые игры агитбригадацикл занятий «Уроки семейной любви»встречи с учителями-предметниками, администрацией, специалистами третьего уровня профилактикиоткрытые уроки Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики Традиционные общеклассные и общешкольные праздники, акции, игровые и конкурсные программы, вылазки в лес, походы, классные часы Благотворительный концерт «Рождественский подарок каждому» Конкурс «Имя моего ангела – мама» Школьные акции («Дневник – лицо ученика», «Неделя добра» и др.) Традиционная выставка ДПТ «Делаем сами своими руками» Школьная спартакиада Организация летнего отдыха Работа родительских комитетов работает на основе Положения о родительском комитете класса и родительском комитете школы; планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует  совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи;участвует в школьном конкурсе «Лучший родительский комитет»;участвует в работе Управляющего Совета школы. Модель взаимодействия школы и семьи Диагностические действия Проектировочные действия Продуцирующие действия - соотношение - соизмерение - сопоставление - сообщение - созидание - сотрудничество - сосуществование - содействие - соуправление - согласование Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики Функционирование Управляющего Совета школы Реализация проекта «Солдатской славе не быть безымянной!» Функционирование Управляющего Совета школы Конкурс-акция «Я – законопослушный гражданин»Номинации:- «Наш класс в школе и на ее территории не курит» (если ученики класса замечены в курении - штраф 10 баллов за каждый случай). «На занятия мы спешим, в школу радостно бежим» (если ученики класса пропустили или опоздали на урок без уважительной причины – штраф 2 балла за каждый пропущенный урок, 0,5 балла за опоздание)«Внешний вид о многом говорит» (если ученики не придерживаются официально-делового стиля в одежде, согласно правил поведения учащихся в школе, штраф – 1 балл) Функционирование Управляющего Совета школы Конкурс«Ученик года»Номинации:- «Интеллект»«Спорт»«Творчество»«Активная жизненная позиция» Общешкольная родительская конференция Знакомство родителей с документами о школе, с основными направлениями, задачами,  итогами ее работы:творческий отчет о работе школыотчет о работе Управляющего совета Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Изучение степени удовлетворенности родителей работой ОУ(методика разработана доцентом А.А. Андреевым) средняя высокая Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря: педагогическому такту и этике взаимоотношений;педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;педагогическому просвещению родителей;умению видеть сложные взаимоотношения в семье;единству требований школы и семьи.