Тема: С. Васильев «Белая береза» Элементы критического мышления. Языковой анализ текста


Тема: С. Васильев «Белая береза»
Элементы критического мышления. Языковой анализ текста.
Цели и задачи:
Познавательные: познакомить с биографией С. Васильева, её стихотворением «Белая береза».
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;
познакомить учащихся с произведениями на военную тематику;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные: определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших , способность создания атмосферы доверия;        
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя.
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинаем мы урок.
Прозвенел давно звонок.
Мы отставим все дела!
Заниматься нам пора!

2.Речевая разминка.
В платье белом девушка стоит,
И народ её благодарит
За её печальную красу,
За её зелёную косу.
- Прочитайте про себя.
- Что прочитали? (загадку)
-Так что это? (берёза)
-Прочитайте с вопросительной интонацией, сердито.
-Прочитайте выразительно.

3. Введение в тему урока.
- Я предлагаю вам послушать стихотворение и сказать, о чем это стихотворение.

Родина. Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина.
Прием «Ассоциативный куст»
-Что для вас Родина? (родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.)
-И дома каждый из вас нарисовал свою Родину. (Выставка рисунков)

4. Ознакомление с новой темой.
а) Подготовительная работа.
-Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? (День Победы)
14 апреля жители нашего посёлка отмечают 72-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. А 9 мая исполняется 71 год с того дня, как советские воины освободили нашу страну и все страны Запада от фашистов. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире

б) Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
-Как вы думаете, о чём будет произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться?
-Откройте учебники на стр.122.
-Как называется произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться?
-Правильны наши предположения?
-Кто написал данное произведение?

5.Работа по теме.
а) Элементы критического мышления. ---Подберите как можно больше прилагательных к слову берёза. Чуть позже мы вернёмся к ним и посмотрим, совпала ли ваша точка зрения с авторской, как автор описывает берёзу.
б) О писателе.
Сергей Александрович Васильев родился 17 июля 1911 года в Кургане. После окончания школы-семилетки в 1927 году он переехал к сестре в Москву, где стал учиться актёрскому мастерству в Центральном Доме искусств имени Поленова. Одновременно работая санитаром, сторожем, истопником в больнице, а позднее рабочим на ситценабивной фабрике. В 1931 году Сергей Александрович увлёкся литературой – сочинял стихи. В газетах и журналах стали печататься его отдельные стихотворения. В 1941 году Васильев ушёл добровольцем на фронт. Сначала бойцом народного ополчения, а затем в качестве армейского поэта и военного корреспондента он воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, вместе с частями 1-го Украинского фронта вошёл через Польшу в Германию. Умер Сергей Александрович 2 июля 1975 года в Москве.
в) Первочтение.
-Послушайте стихотворение и скажите, где проходил бой? (Под Москвой)

в ) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

г) Словарная работа
*работа в парах (на партах листы со значениями слов)
-В стихотворении встретятся слова, найдите их значения
осколок – отколовшийся кусок
заря – яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца
студёный – очень холодный
изувеченный – получивший сильную рану
грохотали – сильный шум с раскатами
порох – взрывчатое вещество для изготовления зарядов огнестрельного оружия
угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь зло

6.Беседа по содержанию
-Что случилось с берёзой?
-С чем сравнивает сок автор? Почему?
-Когда это происходило?
-Погибла ли берёза?
-Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе).
-От чьего имени написано стихотворение?
-Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню).
– Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)
-О чём рассказывает автор: о войне, о берёзе или о Родине?
- Берёза – олицетворение родной земли, отечества, Родины. Это любимое родное деревцо России и рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе нашей Родины, нашего народа.
-Определите тему. Происходит обсуждение темы. Учитель открывает запись на доске Случай с березой во время Великой Отечественной войны

-Определите идею. Выразите ее словами автора. Обсуждение идеи. Учитель открывает запись на доске. « Родную, русскую березу в обиду больше не дадим». При записи идеи я намеренно допустила ошибку, найдите какую и объясните, почему эта ошибка может считаться грубой. (Пропущен восклицательный знак в конце предложения)
7. Работа над текстом.
а) Выборочное чтение
1. Когда была ранена береза? В какое время года? Как определили? В какое время дня?
2. Где проходил бой?
3.Что решили воины?
4. Найдите в стихах три основные даты войны, основываясь лишь на словах автора( « Я помню ранило березу осколком бомбы на заре»- 22 июня 1941г, « Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой»- 5 декабря 1941 г., « И рано-раненько весною»-9 мая 1945 г.)

б) Языковой анализ текста.
Сравнения: сок бежал, как слезы;
Эпитеты: студеный сок, дым пороховой, родная русская береза.
Эпитет - образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженного прилагательным.
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
-Совпадают ли ваши прилагательные, описывающие берёзу, с авторскими.

в) Работа над выразительным чтением.
Чтение по смысловым абзацам. Определение настроения, разметка пауз, логических ударений, составление партитуры текста ( Как выделим логические ударения: повышением, понижением голоса, по слогам, большими паузами с двух сторон)
Выразительное чтение

8.Рефлексия
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
- О чём могу сегодня рассказать маме?

9. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.
- Понравился ли вам урок?
– Как выразить свою любовь к Родине?
 – Как проявить себя, чтобы все увидели, что вы достойный гражданин своей Родины?
Д. з. (дифференцированно) Выразительное чтение стихотворений,  желающие  могут выучить стихотворение  наизусть.


 
·