Повторительно-обобщающий урок Древняя Греция

Тема: Повторительно - обобщающий урок по разделу
«Древняя Греция» (урок игра).
Разработала:
Кротова Е.А.
на основе повторения, обобщения и систематизации пройденного материала:
рассмотреть особенности образования и развития государства Древняя Греция;
обобщить материал о государственном устройстве Греции, ее экономическом, социальном и духовном развития.
Задачи:
Дальнейшее формирование навыков самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, картой. Умение анализировать и обобщать пройденный материал.
Повторение основных дат, терминов, известные литературные произведения, великих ораторов и полководцев.
План урока:
Вступительное слово учителя. Деление на группы.
Викторина
Подведение итогов.
План игры:
«Дальше, дальше» (вопросы командам).
«Работа над ошибками» (исторический текст).
Рассказ о любимом городе (описание Афин, Спарты, Олимпии).
«Ты - мне, я - тебе» (вопросы команд друг к другу).
Конкурс капитанов.
Отгадай кроссворд.
Тип урока: урок - игра (викторина).
Литература и наглядности:
1) карта «Древняя Греция»
2) учебник «История древнего мира 5 класс».
3) Лебедева И.М. «Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах»
4) Кун «Боги Древней Греций»
5) Демонстрационные карточки.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня ребята мы должны вооружиться знаниями, так как отправляемся в путешествие по Древней Греций. Мы идем не одни, нас сопровождают боги:
«Клио, богиня, наскучив с богами сидеть
На высоком Олимпе.
На землю решила в субботу спуститься.
Премудрая Клио
И викторину здесь, в школе, устроить для всех,
Кто желает!»
На доске: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни».
/Цицерон/

Ребята делятся на 4-5 групп и выбирают капитана. Заранее они должны были придумать название команды. Для проверки выбирается экспертная группа (вместе с учителями).

2. Конкурс «Дальше, дальше».
Каждая группа должна за 2 минуты ответить как можно на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы.
1. Самый большой остров принадлежащий Греций (Крит).
2. Бог молнии и грома (Зевс).
3. Внук богини земли, похитивший огонь для людей (Прометей).
4. Богиня земледелия (Деметра).
5. Главный город Средней Греции - Аттики (Афины).
6. Какие деревья с исправленными стволами выращивали греки? (оливы)
7. Власть народа в Греции (демократия).
8. Греческий скульптор (Фидий).
9. Известный торговый и военный порт в Греции (Пирей).
10. Известное греческое произведение, описывающие странствие греческого война после Троянской войны («Одиссея» ).
11. Как в Греции называли человека сопровождающий ребёнка в школу ? (педагог).
12. Государство, расположенное на севере Балканского полуострова (Македония).
13. Полуостров, на котором расположено государство Греция (Балканский).
14. Гора, на которой жили боги (Олимп).
15. Бог морей и океанов (Посейдон).
16. Сколько букв в греческом алфавите? (24).
17. Как называются небольшие самостоятельные города-государства ? (полисы).
18. Совет знати (ареопаг).
19. Девять правителей из числа ареопага (архонты).
20. Кого называли «Отцом истории» ? (Геродот).
21. Главная площадь Афин (Агора).
22. Известное греческое, художественное произведение, описывающие события последних 10 лет Троянской войны («Илиада»).
23. Гимнастическая школа для мальчиков с 12 лет (палестра).
2. Конкурс «Работа над ошибками».
В этом конкурсе ребятам (группам) раздают исторические тексты, в которых допущены (исторические) ошибки. Это могут быть неверные даты, имена и др. За 3 минуты команды должны найти ошибки и сдать результат экспертной группе. Кто первый сдал и правильно все сделал, получает максимальное количество очков, а кто позже или сделал не все верно меньше очков.
Текст «Фермопильское сражение».
«В начале 5 века до н.э. Греция вела борьбу с персами. Во главе персов стояли братья Чжан, а во главе греков - Тутмос 3. В 480г. до н.э. у Фермопил, в Пелопоннесе, произошло сражение. В бое участвовали боевые слоны, колесницы, лучники.
Греки держались мужественно, персы не могли их сломить. Тогда изменник, по приказу царя Хаммурапи повёл отряд в обход и вышел в тыл афинянам. Битва кончилась поражением греков, и царь Дарий захватил всю страну».
3. Конкурс «Рассказ о любимом городе».
За две недели даётся задание учащимся (по 1 человеку от группы) придумать рассказ от имени путешественника, который впервые побывал в одном из греческих городов: Афины, Пирей, Спарта, Олимпия и др. Ученик должен рассказать о достопримечательностях города, его героях, экономическом и политическом развитии. Расхвалить красоту и богатство города.
Кто ярче, красочнее и содержательнее опишет, та команда заработает 5 баллов, а остальные 4-3-2-1.б.
4. Конкурс «Ты – мне, я – тебе».
Командам должны заранее приготовить интересные, загадочные вопросы по Древней Греций и задать другой команде. Чем больше вы отгадаете вопросов, тем больше наберете очков.
5. «Конкурс капитанов».
Этот конкурс можно назвать «Заморочки из бочки». Капитаны выбирают задания из «бочонка».
Заколдованное слово («Акрополь»).
Объясни крылатое выражение «Ткань Пенелопы».
Какой конь смог выиграть воину (Троянский).
Отгадай слово:
1 часть слова – название священной горы в Греций.
2 часть слова – соединительный союз.
3 часть слова – самая хвастливая буква в слове.
Целое слово – город в Пелопоннесе.
(Олимпия)
Расскажи, почему море, омывающее Грецию с востока, называется Эгейским.
6) С каким известным Троянским героем прощалась Аидромаха (Гектор)
6. Конкурс «Отгадай кроссворд».
Командам раздаются кроссворды. Они должны как можно быстрее и правильно их разгадать.


1



2






3






4







5






6









По вертикали:
1. Совет знати в Древней Греции.
По горизонтали:
2. Главный морской порт Греции.
3. Участник состязаний на олимпийских играх.
4. Народ в Греции.
5. Самостоятельный город-государство.
6. Главная торговая площадь в Афинах.
3. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы попутешествовали по Древней Греции, вспомнили ее героев, посмотрели основные достопримечательства культуры, науки образования.
Команда, которая завоевала большее количество очко, баллов, получает титул «Знатоки истории» и получают оценку «5», самые активные ребята из других команд тоже получают «5», а остальные ребята «4».
Домашнее задание: повторить даты, термины.
15