Конспект повторительно-обобщающего урока Древняя Греция


МБОУ «Лакшинская школа»

История Древнего мира 5 класс
Тема урока:
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция»
Составитель разработки:
Родченко Галина Александровна
учитель истории
с.Лакша, 2016 г
Пояснительная записка
Разработка повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира 5 класс. УМК – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая История Древнего мира 5 класс. М., : «Просвещение», 2015
Цели:
обобщение и систематизация знания учащихся по теме «Древняя Греция»
формирование научного мировоззрения
развитие способности к сотрудничеству
Задачи:
актуализация знаний, упрочение знаний имен, названий, фактов
углубленное объяснение уже известных понятий, позволяющих применять их на другом уровне
тренировочные работы учащихся
Предметные результаты:
знание основных терминов и понятий
знание основных дат
умение показывать на географической карте объекты, связанные с историей Древней Греции: Балканский п-ов, Южная Греция, Северная Греция, Средняя Греция, Македония, Аттика, Лаконика, Олимпия, города – Микены, Троя, Афины, Спарта, направления греческой колонизации, события греко-персидской войны – Марафонская бухта, Фермопильское ущелье, о.Саламин, направления походов Александра Македонского.
умение давать характеристику исторических деятелей: Перикл, Солон, Мильтиад, Александр Македонский
умение сравнивать государственное устройство Афин и Спарты, воспитание в Афинах и Спарте
Личностные результаты
Развитие познавательного интереса к истории и процессу познания
Понимание необходимости повторения для закрепления знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности, давать определение понятий
Личностные: применение полученных знаний на практике, уважительное отношение к учителю и одноклассникам, эстетическое восприятие объектов культуры
Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы, развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, развитие умения навыков выступления перед аудиторией
Тип урока: повторительно-обобщающий
Методы обучения: практические
Формы организации образовательного процесса: фронтальный опрос, работа в группах, работа с компьютером
Способы оценки: лист самооценки
Материально-техническое обеспечение: интерактивна доска, раздаточный материал, 2 компьютера
Технологическая карта урока
Этап урока Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный этап (2 мин) 1. Регулятивные - волевая саморегуляция;
2. Личностные - смыслообразование (Я должен приготовиться к уроку…)
3. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) 1. Регулятивные:
- целеполагание , как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2. Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3. Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4.Коммуникативные
Чем мы с вами занимались все предшествующие уроки?
Сегодня у нас последний урок в этой теме. Чем мы должны сегодня заниматься? Скажите, а что самое сложное в изучении любой теме по истории?
Ребята, на доске написан ряд слов. Полес, демас, периселенец, фоланга, кирамик.
А ни чего странного вы не заметили? Ответы учеников
в словах ошибки и их необходимо исправить-
исправляют ошибки
Обобщение и систематизация знаний (20 мин) 1.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества2. Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
- построение логической цепи рассуждения
3. Регулятивные: - прогнозирование
Все ли новые термины мы с вами посмотрели
А для чего вообще необходимо знать исторические термины
А можно ли в повседневной речи услышать слова, которые мы сейчас изучаем на уроках истории
Приведите пример таких слов ( называют по цепочке)
Предположите что, мы будем делать в течение всего урока
А какой должен быть результат нашего повторения Фронтальная работа с учащимися – ответы
Ответы учащихся:
Повторять новые термины
Ответы учащихся:
Вспомним эти термины сможем использовать их на постоянной ре
Скажите, а как удобней повторять: вместе или каждый самостоятельно. А почему?
Давайте разделимся на 2 группы
Каждой группе я выдала конверт, в котором лежат слова, которые мы изучали в течение всей темы «Древняя Греция». Ваша задача разделить эти карточки на две группы, определив при этом признаки их объединяющие.(приложение № 1)
Организует коллективную проверку:
1 группа называет первую группу слов и критерий их выделения
уроках, в повседневной жизни.
Ответы учащихся
Делятся на группы
Анализируют выданные карточки, делят на группы, обосновывают критерий деления.
От группы отвечает один человек, озвучивает вывод и
2 группа называет вторую группу слов и критерий их выделения (понятия и имена собственные)
Предположите, а возможно ли еще поделить эти две группы. Сами увидите критерии, или мне помочь? (в именах собственных две группы – реальные исторические имена и имена богов и герои мифов) – обязательно называйте кто это.
У вас есть еще один конверт. (приложение 2) В нем лежат карточки с датами и событиями. Распределите их правильно, а затем добавьте карточки из первого конверта.
зачитывает слова
ответы
1 группа называет имена реальных исторических деятелей, 2 группа – имена богов и героев мифов.
Работа групп
Применение знаний и умений в новой ситуации (8-10 мин) 1.Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества
2. Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- умение структурировать знания
- построение логической цепи рассуждения
3.Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Каждая группа получает компьютер, на нем есть папка. В ней все необходимые материалы для подготовки презентации «Мое открытие Греции». Ваша задача создать 3-4 слайда и презентовать их. (приложение 3) Работа группы и презентация работы
Рефлексия, получение домашнего задания (5-7 мин) 1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов
деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция -осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
3) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Ребята, я предлагаю оценить нашу работу
Листочки сдать.
Дом. зад.
Чтобы закрепить новые слова, я предлагаю вам дома создать кроссворд. Слова на карточках (приложение №4)
Я знал….
Мне интересно…
Я хотел бы узнать….
Я оцениваю свою работу на уроке на …..
Работу своей группы я оцениваю на ….
Источники
http://www.ancienthistory.spb.ru/История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику истории 5-го класса, разработанное Институтом новых технологий в образовании. 
Приложение №1
Карточки для словарной работы
Полис Портик Афина
Демос Стиль Гомер
Демократия ГимнасийАхиллес
Стратег Трагедия Аттика
Пошлина Орхестра Солон
Граждане Оратор Леонид
Переселенец Минотавр МильтиадКерамик Эгей Леонид
Перикл Фаланга Атлет
Триера Хитон Ареопаг
Сатир Палестра Фронтон
Приложение № 2
Карточки для работы с датами и новыми словами
1200 г. до н.э. 594 г. до н.э. 776 г. до н.э. 490 г. до н.э.
443 г. до н.э. 338 г. до н.э. 480 г. до н.э. Реформы Солона
Троянская война Битва при ХеронееБой в Фермопильском ущелье Реформы Перикла
Марафонская битва Саламинское сражение Олимпийские игры Приложение №3
(Папка с файлами на рабочем столе для создания презентаций)
№1


Юг Балканского полуострова
Эгейское море
трагедия, комедия
№2


Балканский п-ов
Стадион
Пятиборье
Олимпийский огонь
Приложение №4
Карточки для домашнего задания
Карточка№1
Атлет, демократия, театр, стадион, полис, ареопаг, Пенелопа, триера
Карточка №2
Демос, Телемак, Эллада, ипподром, пятиборье, стратег, демос, налог
Карточка №3
Архонт, Агамемнон, лабиринт, полис, илот, эллин, фаланга, пошлина