Открытое занятие Деление слов на слоги


ВОСТОЧОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ИЖОЛА-ИНТЕРНАТДЛЯ ДИТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯРОДИТЕЛЕЙ, С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ №80
г.МоскваОткрытое занятие по логопедии«Деление слов на слоги»
Подготовила и провела учитель - логопед: Лепская О.А.
2017 г.
Тема занятия и его цели.Тема занятия: «Деления слов на слоги»
На данном занятии была поставлена цель- закрепить знания деления слов на слоги.
На этом занятии решались следующие задачи:
Образовательные:
Уточнить знания деления слов на слоги.
Уточнить словарь по теме: «кто хлеб растит».
Обогатить словарь по теме: «Хлебозавод».
Работать над совершенствованием грамматических форм речи.
Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
Учить детей полно и точно отвечать на вопросы.
Коррекционные:
Развивать и уточнять пространственные представления.
Развивать произвольное внимание.
Развивать наглядно-образное мышление.
Воспитательные:
формировать навыки активного контроля и оценки результатов деятельности.
Формировать навыки грамотно выражать своё мнение.
Развивать способность к коллективному творчеству.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб.
Наглядность, оборудование занятия.
Рисунки, фотографии с изображением различных хлебобулочных, кондитерских изделий (выпечка), тетради, ручки, линейки, карандаши, напечатанные карточки со словами для письменной и устной работы, различные хлебо-булочные изделия, сложенные на большом подносе, накрытые полотенцем, одноразовая посуда, салфеткиI. Организационный моментДети, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь им. Молодцы. У нас хорошее настроение, и мы можем начать своё занятие. Занимайте свои места.
Молодцы. Спинки подравняйте, ручки перед собой, глазки на меня.
Н.Артикуляционная гимнастика.На занятии мы с вами будем много говорить, поэтому мы должны приготовить свой речевой аппарат к работе. Возьмите свои зеркала и найдите там своё отражение.
Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.
Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз - к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
А затем Язычок пошел чистить зубы.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.
После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!
Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.
Потом пошел Язычок на кухню, а там мама раскатывает тесто. Язычок стал ей помогать. Давай и мы поможем язычку.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та- та..; пошлёпать язык губами - пя-пя-пя..; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
- Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять - Не пора ли вынимать?
Затем они вместе пили чай с вареньем и блинами.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно на счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Раз, два, три, четыре, пять Язык модно убирать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Посмотри внимательно, все ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем - Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении на счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
III. Введение в тему-Дети о чём мы говорили с вами на прошлом занятии?
(Мы говорили, как растёт хлеб)
-Чтобы вырастить хлеб, какие зёрна нужно посадить?
(Зёрна пшеницы и ржи)
-Ещё мы с вами узнали, что для того, чтобы вырастить хороший урожай пшеницы и ржи, должны поработать много людей. Кто же эти люди?
-Кто пашет землю? (Тракторист)
-Кто смотрит, чтобы машины выходили работать в поле исправные? (Механизаторы)
-Кто знает всё о растениях? (Агроном)
-А кого позовёт агроном, когда увидит на колосках жуков-вредителей? (Лётчиков)
-А чем же помогут лётчики в борьбе с вредителями? (Они польют поля удобрениями)
-А кто потом собирает урожай? (Комбайнёры)
-Дети, а после того как собрали урожай, куда отвозят зерно? (На элеватор)
-А что такое элеватор? (Это зернохранилище)
-А за тем зерно куда попадает? (На мельницу)
-И что там получается из зерна? (Мука)
-А кто же работает на мельнице? (Мельник)
-Как много людей трудятся, чтобы каждый день мы ели свежий хлеб.
Вот почему, ребята, я всегда говорю вам «хлеб надо беречь!»
Это наше богатство! А расскажите, ребята, вот лётчик, мельник, агроном, механизатор, тракторист, комбайнер - как всё это можно назвать одним словом. (Профессии.)
IY. Объявление темы.-Ой! Дети, вдруг подул ветерок и перепутал всё у нас на доске.
Кто может сложить слово?
-Какое слово получилось? (Профессии.)
- А на какие части слова распались? (На слоги.)
-Молодцы, ребята! Тема сегодняшнего занятия: Деление слов на слоги -Скажите, пожалуйста, сколько в слове может быть слогов? (Столько сколько гласных.)
-Молодцы, дети. Правильно!
Y.Fимнастика для рук-А сейчас мы должны приготовить свои ручки к работе, чтобы они писали аккуратно и уставали не очень быстро.
Упражнение 1,
Возьмите наших ёжиков и положите на край стола перед собой. Прокатите правой рукой до конца парты затем, левой рукой тоже самое.
Упражнение 2.
Возьмите мячик, зажмите между ладошек и покатайте, прокатывая по всем пальчикам.
Но вот мы с вами приготовили свои ручки к работе.
Молодцы! Спинки подравняйте, глазки на меня.
YI. Письменное упражнение.-Кто мне скажет какое сегодня число? (Ответы детей.)
-Откройте тетради, запишите число. Теперь возьмите простые карандаши и линейки, разделите лист пополам на 6 строчек. А сейчас всё внимание на доску. Даны слова их нужно изменить так, чтобы получилось в слове на один слог больше.
Хлеб-хлебаМак-маки
Блин-блиныКалач-калачибатон-батоныКорж-коржиБублик-бубликиКаравай-караваиМолодцы, дети! Все справились с заданием, а сейчас давайте отдохнём.
YII. Физкультминутка.Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками кивают и тихо приседают.
YIII. Словарная работа.Мы с вами уже сказали, что на мельнице получилась из зёрен мука, а если мука из пшеницы, то как она называется? (Пшеничная.)
-А если из ржи? (Ржаная.)
-Умницы!
-А как вы думаете, куда попадает мука после мельницы? (На хлебозавод.) -Правильно, вы знаете слово хлебозавод. Но сегодня мы с вами должны его запомнить и научиться писать без ошибок. Давайте отхлопаем слово «хлебозавод» по слогам. (Сначала вместе с логопедом, потом одни.)
-Из каких 2 слов состоит слово хлебозавод?(Хлеб и завод.)
-Правильно, а соединяют эти два слова гласная «о». А какая ещё опасная буква есть в этом слове? (Буква «а» в слове завод.)
-Правильно. Ещё раз разделите слово на слоги, поставьте ударение, запишите это слово по слогам, выделяя опасные буквы зелёными чернилами.
Беседа по картине.-Дети, а куда с хлебозавода попадает хлеб? (В булочную.)
- Посмотрите на картину, представьте, что мы с вами оказались внутри картины и попали в булочную, чего здесь только нет! (Булки, пирожки, пирожные, и много другого.)
Всё свежее, мягкое, вот этот каравай, похоже, только недавно вынули из печи. Он ещё горячий. А вы представляете, какой в булочной стоит хлебный дух, какой запах, какой аромат!
Ой, ребята, а я и в правду чувствую запах хлеба. Откуда? (Снимаю полотенце с подноса.)
Посмотрите, какое хлебное изобилие, а вот этот каравай и в правду тёплый. (Показываю детям.)
Упражнение в подборе синонимов.По запаху - пахучий, ароматный, душистый, благоухающий.
По вкусу - аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий.
На ощупь - мягкий, свежий, пышный.( Пробуем белый и чёрный хлеб, отличая друг от друга.)
Упражнение «Найди липший слог». Развитие внимания.Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. Я буду вам показывать заколдованные слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Расколдовать слово можно, прочитав его правильно, без лишнего слога. Прочитав правильно, победитель получает «вкусное слово», которое и является сюрпризом.
Пераченье - печенье.
Сугрохари - сухари.
Балиранки - баранки.
Сапохар - сахар.
Коранфеты - конфеты.
Сушфики - сушки.
Подведение итогов.Задаются вопросы по пройденному материалу.