Воспитание межнациональной культуры общения в поликультурном классном коллективе.

Воспитание межнациональной культуры общения
в поликультурном классном коллективе.

Лобанова Юлия Андреевна,
классный руководитель 5-в класса
МБОУ «Средняя школа №6»

Слайд 1. Классным руководителем являюсь первый год. Хочу поделиться с вами проблемами, с которыми я столкнулась и моими находками в их решении.
Слайд 2. По данным «Владимирстата», в области проживают представители 152 национальностей (на дату проведения Всероссийской перепеси населения в нашем регионе). Из них почти 96% - русские. Среди других народностей наиболее многочисленны украинцы (12,5 тысяч), татары (7,3 тысяч), армяне (6,2 тысяч), белорусы (3,9 тысяч). Почти в пять раз увеличилась численность узбеков, таджиков и киргизов. Их диаспоры насчитывают более 5,5 тысяч человек. Среди жителей региона есть и представители таких редких национальностей как дидойцы, берберы, вепсы, гагаузы, удины и чадцы. 
Слайд 3. В моем 5-в классе 20 учащихся. По национальному составу класс является многонациональным. Помимо русской, в классе насчитывается 4 национальностей. Это азербайджанцы, армяне, таджики.
Вначале учебного года имели место конфликтные ситуации, причиной которых была неуступчивость, можно сказать национальная кичливость. К примеру, порой можно было слышать, как ребенок восторгается успехами своей нации, своей республики, не понимая, что эти и другие успехи есть результат усилий всех наций, всего народа.
Слайд 4. По моим наблюдениям, неприятие других культур связано с недостатком знаний о других народах, отсутствием опыта межнационального общения.
Поэтому, как педагог многонационального коллектива ставлю в основу своей деятельности изучение специфики представителей различных наций. Знакомство с нравами, обычаями, традициями. Не допускаю предвзятого отношения к представителям одних национальностей, наделяя привилегиями других. По-моему, педагог должен всегда быть справедливым к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности.
Важно научить ребят присваивать различные традиции и в то же время оставаться на почве культурных устоев своего народа, научить культуре межнационального общения.
Слайд 5. Культура межнационального общения - частный случай общей культуры, качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности.
Для достижения гармонии в развитии национального в личностных качествах учащихся важно опираться на следующую закономерность: чем больше учащиеся знают об истории, культуре, выдающихся деятелях того или иного народа, тем меньше вероятности, что у них появится негативное отношение к людям данной национальности. Особо необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся, не принадлежащие к народам, традиционно проживавшим в данной местности, хорошо знали историю и культуру коренных для данной республики или региона народов, их этнографию, выдающихся деятелей.
Слайд 6. Следует подчеркнуть, что работа по межнациональному воспитанию оказывается достаточно эффективной только при определенных условиях. Первое из них - создание в классе обстановки, исключающей особое отношение к учащимся той или иной национальности. Любое неосторожное деление детей по любым этническим признакам может привести к обострению национальных чувств и сознания. Другое необходимое условие успешного решения задач межнационального воспитания в школах - пронизанность всей учебно-воспитательной работы духом дружбы народов. Третьим условием эффективности этой работы должно быть создание в каждом классе дружного многонационального коллектива учащихся. Хорошо организованная коллективная деятельность в классах со смешанным национальным составом особенно необходима для выработки умений и навыков высокой культуры межнационального общения.
Культура межнационального общения должна включать в себя формирование у человека сознания общности исторических судеб всех народов нашего государства, чувства единой семьи народов. Большую ценность тогда представляют знания о происхождении народов, с которыми мы вместе живем, своеобразии их этикета, традиций, обряда, быта.
Слайд 7. Поэтому, для создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в классе, формирования культуры межнационального общения стараюсь вовлекать учащихся своего класса в такие виды деятельности, как:
тренинги;
праздники в классе с исполнением национальных песен и танцев;
подвижные игры, с использование национальных атрибутов;
вечера, посвященные национальной литературе разных народов;
конкурс на лучшее приготовление национальных блюд;
ежегодный общешкольный фестиваль дружбы народов «Разные мы, но равные».

Слайд 8. Ребятам в моем классе во время тренингов нравится упражнение «Чем мы похожи».
Все сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Применяю упражнение «Комплименты».
Все встают в круг. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Во время тренингов применяю упражнение «Волшебная лавка».
Все сидят в кругу. Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у этого участника.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
В ноябре мы приняли участие в ежегодном общешкольном фестивале дружбы народов «Мы разные, но мы равные».
Слайд 9. Мы представляли Таджикистан. Тщательно подготовили: мультимедийную презентацию, национальный танец, сказку, национальное блюдо. Во время репетиций часто говорили о том, что надо жить в мире и согласии со всеми. Не остались без участия к происходящему родители, бабушки и дедушки, которые шили национальные костюмы, готовили национальные блюда.
Первоначальная ориентация ребенка на национальную культуру во многом зависит от семейного воспитания, его направленности, духовного мира окружающих близких.
Ведь родители порой сеют зерна национализма в душах детей, даже не замечая этого: в семье нередко говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о «плохом» русском, молдаванине, таджике, узбеке. Дети, как губка, впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают негативное отношение к людям другой национальности.
Поэтому стараюсь привлекать родителей к подготовке и проведению мероприятий в классе.
Слайд 10. Чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в "чужой” культуре, не теряя своей собственной. В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания. Межнациональные конфликты являются следствием отсутствия культуры общения в межнациональных отношениях. Выход из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.

Заголовок 215