Музыкальный праздник для детей старшего возраста Проделки Бабы Яги


Музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста: Проделки Бабы Яги
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Цель: обобщить знания о музыкальных пьесах из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Задачи: развивать танцевальные навыки, чувство ритма, умение действовать в соответствии с игровым сюжетом; воспитывать эстетические чувства, музыкальный вкус, эмоциональное отношение к классической музыке.
Планируемые результаты: владеет в соответствии с возрастом основными движениями; эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей; проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; речь становится главным средством общения; речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи; имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение; способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Содержание организованной деятельности
В группу к детям приходит Шарманщик с шарманкой (шарманка - большая красивая коробка с ручкой, которую Шарманщик крутит, внутри - магнитофон с записью звуков шарманки, в том числе из «Детского альбома» П. И. Чайковского).
Воспитатель. Ребята, посмотрите - к нам в гости пришел настоящий Шарманщик! Какая у него красивая шарманка! (Дети разглядывают шарманку со всех сторон, слушают ее звучание) Шарманщик, что привело тебя к нам в гости?
Шарманщик. Я хочу пригласить вас, ребята, в увлекательное путешествие по «Детскому альбому». Вы знаете, кто его написал? (Ответы детей) Правильно, автор цикла музыкальных пьес для детей замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Мне будет приятно, если вы еще раз вспомните эти музыкальные произведения.
Шарманщик ведет детей в музыкальный зал, вход которого оформлен как большой альбом, дверь - как страница альбома с нотами.
Шарманщик.
Тили-бом! Тили-бом!
Открываем мы альбом.
Музыка нас в гости ждет,
К сказке в гости всех зовет!
Дети входят в зал под звуки «Вальса» (здесь и далее - пьесы «Детского альбома» П. И. Чайковского). На полу лежат большие плоские цветы.
Шарманщик. Как красиво вокруг - цветут прекрасные цветы, звучит красивая музыка. Не хватает только... бабочек!
Бабочки-подружки,
Скорей прилетайте,
Над садом цветущим
Легко вы порхайте!
Танцевальная импровизация «Бабочки» («Сладкая греза»). Девочки надевают крылышки из легкой ткани и импровизируют движения под музыку. С окончанием каждой части пьесы они присаживаются на понравившийся цветок и отдыхают.
Шарманщик. Что за шум? Что за гром? Да это же четко шагают игрушечные солдатики. Ребята, как называется эта пьеса?
Дети. «Марш деревянных солдатиков».
Шарманщик. Правильно! Я сейчас превращу всех мальчиков в настоящих солдатиков.
Раз-два! Повернись!
Шаг вперед! Улыбнись!
Спинку прямо, грудь вперед!
Строй солдатиков идет!
Динамическое упражнение «Солдатики»
Под музыку «Марша деревянных солдатиков» мальчики надевают кивера и шагают друг за другом, меняя направление движения в каждой части пьесы.
1-й солдатик.
Мы отважные солдаты,
Любим все маршировать.
2-й солдатик.
Но немножко надоело
Нам шагать, шагать, шагать.
3-й солдатик.
Очень девочек мы просим
С нами польку станцевать!
Парный танец «Полька».
Шарманщик.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
 
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
 
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
В. Жуковский
Песня жаворонка так прекрасна! Так чиста и красива! Присядем на ковер и послушаем посланника весны.
Слушание пьесы «Песня жаворонка». Внезапно звучание обрывается.
Воспитатель. Что случилось? Почему музыка больше не звучит?
Голос Бабы Яги (запись). Ха-ха-ха! Вы больше никогда не услышите музыку! Будете сидеть в полной тишине. Я даже птиц заколдовала, чтоб не щебетали.
Шарманщик. Погоди! Я узнал твой голос! Ребята, это же Баба Яга. Она всегда всем вредит.
Голос Бабы Яги (запись). Да, я Баба Яга. Я такая знаменитая, что даже сам Петр Ильич Чайковский про меня музыку написал. Вот послушайте!
Звучит пьеса «Баба Яга», в конце в ступе в зал «влетает» Баба Яга.
Баба Яга. Что, слышали? Эта музыка прям про меня - ведь я такая вся зловещая, вредная и не-пред-ска-зуемая! Вот так!
Шарманщик. Баба Яга, ты думаешь, что Петр Ильич только про тебя музыку писал?
Баба Яга. Конечно! Я же самая-самая-самая!
Воспитатель. Ты ошибаешься, Баба Яга. Композитор Чайковский написал для детей много произведений. Например, «Игра в лошадки».
Баба Яга. Лошадки? Нужны мне ваши лошадки! У меня ступа есть, с помелом. Я на ней кого угодно обгоню! Даже ваших «лошадок».
Воспитатель.
Это мы можем сейчас проверить.
Эй, наездники лихие, выходите,
Своих резвых коней сюда выводите!
Подвижная игра «Кто быстрее?»
Игра проходит под музыку пьесы «Игра в лошадки».
Дети «скачут» па деревянных лошадках на палочке. Баба Яга - на ступе. В конце игры Баба Яга падает от усталости, но детей обогнать не может: то ступа «летит» не в ту сторону, то без «пожалуйста» не хочет «лететь», то Баба Яга помело забывает и т. д.
Баба Яга. Эх, ваша взяла! И впрямь лошадки-то быстрее оказались.
Шарманщик. Ребята, расскажите Бабе Яге, какие еще пьесы из «Детского альбома» вы знаете.
Игра «Угадай пьесу»
Детям предлагают прослушать фрагменты пьес: «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Русская песня», «Утро», «Мама».
Баба Яга. Ах, какая красивая эта музыка - «Мама»! Л я, я такая вредная и некрасивая. Конечно, вы своих мамочек любите, а меня... никто не любит! А-а-а! (Плачет)
Шарманщик. Баба Яга, не расстраивайся так! Ребята, как же нам утешить бабушку?
Баба Яга. Вот-вот, еще и старая! А-а-а! (Дети предлагают различные варианты, среди которых: «сказать Бабе Яге добрые слова»)
Воспитатель. Конечно. Каждому человеку будет приятно услышать о себе что-то хорошее.
Игра «Ручеек комплиментов»
Дети встают в «ручеек» парами; Баба Яга проходит через него, слушая комплименты детей.
Баба Яга. Ах, какая я красивая! Ах, какая я счастливая! Даже захотелось что-нибудь доброе сделать! Только вот что? (Думает)
Придумала! У меня для вас есть куклы! Так, случайно в ступе с собой привезла. (Достает из ступы несколько кукол) Вот незадача! Кукол-то я заколдовала! Все они теперь болеют, чахнут, бедные! И колдовство мое им ничем не поможет.
Шарманщик. Ребята, колдовство, конечно, не поможет, а добрая музыка обязательно вылечит наших кукол.
Игра-импровизация «Куклы» (пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла»)
Дети держат кукол в руках и импровизируют движения, соответствующие характеру музыки: во время печальной мелодии пьесы «Болезнь куклы» дети грустят, спокойно ходят по залу или присаживаются на ковер, качая куклу. Под звуки задорной музыки «Новая кукла» дети веселятся, прыгают, танцуют.
Баба Яга. Да, музыка оказалась сильнее моих чар! Всё, пора в лес свой дремучий отправляться! Еще птичек надо расколдовать - пусть уж чирикают на радость всем.
Воспитатель. Баба Яга, возьми на память от наших детей самодельную книжку. В ней собраны рисунки детей, иллюстрирующие полюбившиеся пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Баба Яга благодарит детей и «улетает» на ступе. Дети прощаются с Шарманщиком и под звуки «Вальса» возвращаются в группу.