Программа спецкурса Введение в литературоведение

Программа спецкурса «Введение в литературоведение» для учащихся 8- 11 классов

Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся 8-11 классов и рассчитана на 68 часов.

Литература – это учебный предмет, изучаемый в школе в течение достаточно продолжительного времени. Учащиеся знакомятся с огромным количеством имен и произведений как русской, так и зарубежной литературы. Но упор в школьном курсе литературы делается на изучение хронологии литературного процесса и знание текстов художественных произведений. Безусловно, такая установка является логичной, так как в средней школе среднему ученику сложно освоить такой массив литературы даже в ознакомительном порядке, не говоря уже о глубоком анализе произведения.
Школьные уроки литературы предполагают научить учащегося эмоционально воспринимать произведение, связывать его со своим жизненным опытом, а в старших классах – познакомить учащихся с идейными и художественными особенностями мира того или иного писателя. В силу перегруженности и школьного курса литературы, и ученика средней школы вообще в классе не остаётся времени на освоение специального инструментария, с помощью которого возможно самостоятельно анализировать текст, приходить к собственным выводам, поэтому основные цели данной программы:

1.Овладеть необходимыми понятиями, попробовать применять их на практике, познакомиться с некоторыми методами и приёмами анализа художественного текста.
2.Познакомить с литературными жанрами и внутренней структурой произведений, знание которых научит расставлять акценты при анализе литературных произведений
3. Через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
            Задачи курса:
   - освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
     - формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
        - развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, умений передать свою мысль в письменной и устной форме;
        - развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;
         -воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
       
· - формирование трудолюбия и требовательности к себе;
        - преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
        - формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.





Учебно-тематический план спецкурса «Введение в литературоведение»


п/п
Тема
Количество часов
Из них:
Дата
Коррекция




Лекция
(теория)
практических занятий



1-2
Вводное занятие. Язык как художественное средство
2
1
1



3-4
Фольклор. Жанры фольклора. Фольклор и литература.
2
1
1



5-6
Анализ русской народной сказки
2
1
1



7-8
Особенности жанра русской народной песни.
2
1
1



9-12.
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры.
4
2
2



13-14
Анализ лирического стихотворения
2
1
1



15-18
Сюжет и фабула
литературного произведения.
Композиция . Конфликт.
4
2
2



19-20.
Роль и значение детали. Деталь как композиционный прием.
1
1
1



21-22.
Роль пейзажа в художественном произведении
2
1
1



23-26.
Портрет в художественном произведении. Типология портретов
4
2
2



27-31.
Типы организации художественной речи
5
2
3



32-33.
Анализ поэтического текста
2
1
1



34-35.
Выразительные средства, связанные со значением слова(сравнение, эпитет)
2
1
1



36-37.
Тропы. Изменение значения слова.
2
1
1



38-39
Метафора. Характер метафор и сравнений.
2
1
1



40-41
Метонимия.
2
1
1



42-43
Перифраз
2
1
1



44-45
Приёмы эмоциональной речи.
2
1
1



46-47
Ритм речи
2
1
1



48-49
Эвфония
2
1
1



50-51
Классическая система русского стихосложения. Скандовка.
2
1
1



52-53
Трёхсложные размеры.
2
1
1



54-55
Двухсложные размеры: хорей, ямб.
2
1
1



56-57
Скандовка двухсложных размеров. Пиррихии.
2
1
1



58-59
Неметрическое ударение.
2
1
1



60-61
Рифма в классическом стихосложении.
2
1
1



62-63
Строфа. Строфическое построение
2
1
1



64-65
Гекзаметр.
2
1
1



66-68
Заключительное занятие. Представление самостоятельных работ
3

3



Список литературы:

Литературный энциклопедический словарь – Москва, «Советская энциклопедия», 1987 год
Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва, «Педагогика», 1984 год
А. Квятковский. Поэтический словарь. – Москва, «Дрофа», 2000 год
А. Архангельский. Введение в литературоведение. – Москва, 1985 год
А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. – Москва, 1961 год
В.В.Томашевский. Теория литературы. -Ростов-на- Дону: Феникс, 2006г.




15