Творческие проекты учащихся как средство развития деятельностного подхода к обучению в предмете технология в соответствии с ФГОС


Филиал МБОУ «Горловская СОШ» «Клекотковская ООШ»
Творческие проекты учащихся как средство развития деятельностного подхода к обучению в предмете технология в соответствии с требованиями ФГОС

Клекотки 2015
Содержание
Введение. 2
§1. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии. 5
1.1.Историческая справка о возникновения проектного метода 5
1.2. Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении творческих проектов. 9
1.3. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования 15
Вывод по §1. 22
§ 2.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по  развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности 24
2.1. Метод проектов в проектировании и изготовлении изделий 24
2.2. Принципы выбора проектной деятельности. 26
2.3. Описание работы по развитию деятельностного подхода к обучению в предмете технологии с помощью проектного метода. 31
2.4. Результативность применения метода проектов. 44
2.5. Анализ результативности применения метода проектов. 45
Вывод по §2 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение Введение
Два мира есть у человека,
Один который нас творил
Другой, который век от века
Творим мы все по мере сил
Актуальность. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность на уроках технологии, которая способствует оптимизации учебного процесса и повышению эффективности обучения. При этом педагог должен обладать высоким уровнем профессионализма и готовностью к дополнительным временным затратам
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста: младшего (за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации).
Развивающая функция проектной деятельности основана:
- на продуктивности воображения;
- на силе и свободе творчества;
- на стимуле к развитию социальной активности.
Появление технологии как обязательного предмета в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира свидетельствует о признании технологии одной из главных культурных детерминант нашего времени, влияющей на жизнь людей не в меньшей степени, чем философия, политика и др.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций обучающихся, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
Объектом исследования творческая деятельность школьников на уроках технологии в образовательных школах.
Предмет исследования метод творческих проектов; методика выполнения творческих проектов; процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Цель исследования: использование метода творческих проектов для реализации деятельностного подхода в трудовом обучении учащихся.
Задачи исследования:
- изучить теоретические положения проектной деятельности;
- раскрыть сущность проектной деятельности учащихся;
- изучить и продумать систему заданий по созданию проектов;
- разработать творческий проект по технологии при изучении раздела «Рукоделие».
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни.
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий, что приведет к формированию у школьников универсальных учебных действий.
Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, наблюдение за деятельностью учащихся, систематизация и обобщение.
Теоретическая значимость работы заключается в определении диагностической сущности методики руководства проектной деятельностью, которая может быть использована в процессе обучения учащихся.
Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной деятельностью может быть использована в работе учителей, руководителей кружков дополнительного образования, а также может быть использована родителями.
Выпускная аттестационная работа состоит из: введения, двух параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены цель, задачи, объект и предмет исследования, отмечена актуальность выбранной темы и гипотеза.
В первом параграфе рассмотрены вопросы:
метод проектов;
современные творческие методы проектирования;
применение метода проектов.
Во втором параграфе представлена практическая часть работы.
В заключении сделаны выводы по проделанной работе. В приложении представлен творческий проект и презентация к нему. Материал выпускной аттестационной работы имеет практическую значимость, может быть использован учителем при подготовке к занятиям по технологии.
§1. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии.
1.1. Историческая справка о возникновения проектного метода
На ранних этапах развития общества проектная деятельность проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.
На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Метод проектов становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «путь», «способ продвижения к истине, к ожидаемому результату».
Метод проекта – совокупность педагогических приёмов и операции, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно – значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач.
Технология – это отрасль знания, с одной стороны, с другой – творческий процесс систематического применения ресурсов для усовершенствования и разработки новых объектов, систем, элементов окружающей среды с целью удовлетворения потребностей и желаний людей.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
В зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. Рационально сочетались теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века.
Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В статье А. Крылова «Учитель года» говорится что, Шацкий С.Т. определил основные элементы метода проектов:
- реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом;
- организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка), полученный в результате деятельности ученика;
- упражнения, дающие нужные ребенку навыки.
Особенностью советской школы с момента ее основания явилось соединение обучения с производительным трудом подрастающего поколения. Основы обучения в школе были изложены в двух документах: «Положение о единой трудовой школе РСФСР»-1918г. и «Основные принципы единой трудовой школы» -1918г.
В 20-х годах значительная часть учителей настояла на введении проектной системы обучения. Она заключалась в том, что была вытеснена предметная система обучения и элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебным дисциплинам группировались вокруг трудовых заданий учащимся.
В 50-е годы Правительство вновь обращается к проблеме трудового обучения в общеобразовательной школе. В учебный план средней школы с 1954 года снова был введен предмет «трудовое обучение». Началось изучение путей и возможностей соединения общего среднего образования с профессиональной подготовкой в старших классах.
В настоящее время метод проектов актуален и востребован. Обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, В.Д. Симоненко связывает основные положения метода проектов с деятельностным подходом. С 1996 года в программу «Технология» введен раздел «Творческий проект», что усилило благоприятные условия для использования в обучения в школе проектного метода. Ученики взаимодействуют с экспертами (учителями), которые помогают им найти правильное решение и получить более глубокое представление об изучаемых вопросах.
Развитие навыков мышления является неотъемлемой частью работы над проектом. Она поддерживает развитие познавательных и метапознавательных умений, таких как:
совместная деятельность;
саморегуляция;
анализ данных;
поверка информации.
В ходе проекта направляющие вопросы позволяют задуматься и связать предмет изучения с концепциями реального мира.
Используя технологии проектной деятельности, выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты:
выявлять и формулировать проблему;
обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
планировать этапы выполнения работ;
составлять технологическую карту изготовления изделия;
выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс;
контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта:
пользоваться основными видами проектной документации;
готовить пояснительную записку к проекту;
оформлять проектные материалы;
представлять проект к защите.
В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. Слово «творчество» происходит от слова «творить и в общественном смысле означает «искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном».
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
индивидуальной заинтересованностью;
социальной значимостью.
Элементы творчества проявляются в решении жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности. Основное противоречие состоит в том, что с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой – наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
На основании противоречия сформулирована проблема исследования. Каково влияние проектной деятельности на процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Современный творческий проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
1.2. Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении творческих проектов
Значительные изменения, происходящие в современном обществе, максимально актуализируют роль и значение человеческого фактора. В центре внимания психолого-педагогической науки находится изучение особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала.
Сущность понятия проектной деятельности основано на общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии в школе Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева и др. и направлено на достижение единой цели образования - личностного развития школьников.
В настоящие время отечественная психология выделяет четыре основных вида деятельности: общение, игра, учёба, труд. Каждому возрастному периоду присуща ведущая деятельность. Ведущая деятельность – это «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребёнка на данной стадии».
Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определённое место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества. Это место подростка в обществе определяется степенью его участие в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно такая деятельность становится ведущей в этот период. Поэтому ребёнок в подростковом возрасте должен в обязательном порядке заниматься просоциальным трудом в различных формах.
Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности.
Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки:
знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность;
процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.
Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность – мотив – цель – задача - действия – операции К определённой деятельности субъекта побуждает обычно не какой – то один мотив, а совокупность зачастую противоречивых мотивов, образующих мотивацию данной деятельности
Потребность – это состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или ком-либо.
Мотивация – это совокупность мотивов деятельности, и процесс преобразования потребности, вызывающий деятельность по удовлетворению этой потребности
Цели образовательной и воспитательной систем класса будут достигнуты при помощи использования деятельностных технологий, включая в работу творческие проекты учащихся. Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта. Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощённых в конечные потребительские предметы, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
Действия – это способы реализации построения проекта с обсуждением различных вариантов предложенных учащимися и выбора оптимального из них. Построенный способ используется для решения исходной задачи.
Операции – это способы действия, отвечающие определённым условиям, в которых дана его цель.
Логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделили основные этапы проектной деятельности:
организационно-подготовительный;
технологический;
заключительный.
На организационно-подготовительном этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
Учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая в общую систему своих знаний и умений. Возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Учащиеся предлагают различные варианты конструкций. Подбирают инструмент и оборудование, определяют последовательность технологических операций, выбирают оптимальную технологию изготовления изделия.
Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все инструменты и приспособления необходимые при разработке проекта.
Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.
На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы.
Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций.
Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания. Умения и навыки.
Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.
Результат – приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности учащихся на этом этапе.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками.
Психолого-педагогический анализ проектной деятельности, определение содержания творческого труда позволяет представить модель деятельности школьников при выполнении проекта (схема 1), разработанная Л.М. Иляевой.
Модель проектной деятельности
Деятельность учащихся при выполнении проектов
Деятельность учащихся при выполнении проектов




Технологический этап
Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда

Технологический этап
Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда.
Организационно-подготовительный этап
Поиск проблемы. Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции. Подбор материала. Планирование технологического процесса. Разработка конструкторско-технологической документации. Организация рабочего места
Заключительный этап
Корректирование конструкторско-технологической документации. Экономическое обоснование. Минимаркетинговые исследования. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов. Защита проекта.




Творчество

Схема 1.
1.3. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования
Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Творческий проект – это самостоятельная творческая работа итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения, навыки, приобретенные на уроки технологии. Характерными признаками творческих проектов является: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект-это своеобразное учебно-трудовое задание.
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.
Результатом выполнения творческого проекта должно стать реальное изделие, выполненное на достаточно высоком уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке в дальнейшей работе на уроках технологии. Использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника
Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.
Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не только как предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека. Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.
Основными критериями выбора проекта является:
- оригинальность;
- доступность;
-надежность;
-техническое совершенство;
- эстетические достоинства;
- безопасность;
- соответствие общественным потребностям;
- удобства эксплуатации;
- технологичность;
- стоимость и т.д.
Для большей наглядности можно воспользоваться звёздочкой обоснования, где в центре - объект исследования, а на периферии – факторы, отражающие его потребительские свойства, нуждающиеся в совершенствовании.
Звездочка обдумывания – схема, включающая основные моменты работы над творческим проектом. Учащиеся должны четко представлять, в какой последовательности будет проходить работа над проектом, какие аспекты необходимо отразить в процессе проектирования (схема 2).
Далее определяется посильность изготовления, исходя из приобретённых на уроках технологий знаний, умений и навыков, возможностей материально – технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности и т.д.
Звёздочка обдумывания

Схема 2.
Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Основной целью учителя является содействие творческому и интеллектуальному развитию, формирование трудовых знаний и умений учащихся для самостоятельного выполнения творческого проекта.
Задачи, которые ставит учитель в ходе работы над проектом, можно разделить на:
1. образовательные:
- учить мыслить самостоятельно, логично, творчески, находить и решать проблемы;
- способствовать овладению знаниями и умениями;
- формировать у учащихся умение сравнивать, обобщать изучаемые материалы;
- формировать навыки учебного труда.
2. развивающие:
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- развивать умение интегрировать различные знания, творчески подходить к работе;
- развивать способность прогнозировать результат работы;
-формировать умение четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли.
3. воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к труду;
- воспитывать бережливость, экономность;
- формировать умение работать в коллективе, уважительно относиться к окружающим;
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности;
- формировать познавательный интерес к предмету
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это более наглядно представлено в таблице 1.
Этапы выполнения проекта
Таблица 1
Этап Задача Деятельность учащихся Деятельность
учителя
Организационно-подготовительный этап
Технология проектирования и создания материальных объектов Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы Уточняют информацию, обсуждают задание Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает
Выбор темы и обоснование проекта Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает
Исследование проекта Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование Наблюдает, консультирует
Конструирование проекта Поиск альтернативных вариантов проекта. Осуществляет поиск альтернативных вариантов, использует известные технологи.
Анализирует, обосновывает выбор наиболее рационального проекта.
Выполняет чертеж Наблюдает, советует (по просьбе). Консультирует при выполнении графической документации
Технологический этап
Технология изготовления проекта Выбор материала, инструментов и приспособлений.
Составление маршрутных листов технологических карт Определяет выбор материалов, инструментов и приспособлений для реализации проекта.
Составляет технологическую карту и изготовление проектного изделия
Напоминает о конструкционных материалах и их свойствах, помогает определиться в выборе материалов, консультирует при составлении технологических карт.
Расчет себестоимости Расчет материальных затрат.
Расчет оплаты труда.
Амортизационные отчисления.
Расчет себестоимости изделия. Выполняет расчёты Объясняет расчет себестоимости изделия, консультирует, проверяет расчет.
Изготовление проекта Технология изготовления проекта. Контролирует соблюдение технологической последовательности и ТБ.
Самостоятельно выполняет проектный образец изделия. Наблюдает за приемами работы и соблюдением ТБ. Проводит инструктаж
Ш. Заключительный этап
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)
Защита проекта Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
В таблице выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из этапов, с поставленными для них задачами.
Взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Роль учащихся при выполнении проекта
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (оценка результатов), а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника необходимо назначить более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.
В зависимости от темы проектной работы и уровня технологической подготовки учащихся в проект могут быть включены и другие этапы и разделы. В результате технологической подготовки в процессе осмысленного и организованного труда у школьников развиваются определенные личностные качества: трудолюбие, ответственность, бережливость, стремление к высоким результатам деятельности.
Вывод по §1: таким образом можно сделать вывод, что под методом проектов понимается дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Существует несколько вариантов выполнения творческих проектов, в зависимости от подготовленности ученика.
§ 2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности
2.1. Метод проектов в проектировании и изготовлении изделий
Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности. Особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно - практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до реализации в модели, изделии, услуге, интегрировании знаний из различных областей, применяя их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция использования метода проектов состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
Организация проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
Метод проектов позволяет решить проблему уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая, возможно, будет способствовать его становлению как будущего специалиста.
Главной целью образовательной области «Технология» - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. Проектная деятельность по изготовлению изделий запланирована по каждому разделу программы.
Проекты рассматриваются сегодня не как итоговая самостоятельная работа учащегося, а как метод, позволяющий им приобрести и закрепить навыки в процессе проектирования изготовления изделий
Рассмотрим деятельность учеников в проектировании и изготовлении
изделий, обучающихся по методу проектов (таблица 2).
Таблица 2
Процесс проектирования Учащиеся обучаются
(учебные результаты)
1 2
1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи 1.1.Определять потребности человека, которые можно удовлетворить, проектируя и производя изделия.
1.2.Кратко формулировать задачу
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний, умения и навыков 2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта
2.2. Определять свои возможности
3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие 3.1.Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие.
4. Выработка ряда идей для поиска возможных решений 4.1. Оценивать идеи на основе выбранных критериев
5. Оценка идеи, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки 5.1. Оценивать идею с учетом времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умения и навыков, необходимых для реализации идеи.
5.2. Прорабатывать избранное предложение вплоть до создания изделия.
6. Планирование изготовления изделия; изготовление изделия. 6.1. Подробно записывать последовательность действий (составлять технологические карты)
6.2. Изготавливать детали.
7. Экономическая оценка произведенного изделия. 7.1. Определять затраты на изготовление (без учета стоимости трудовых затрат)
8. Испытание изделия. 8.1. Испытывать изделие на практике
9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями 9.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)
10. Оценка своей деятельности в процессе проектирования и изготовления изделия. 10.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления изделия.
10.2. Определять трудности, встретившиеся при проектировании и изготовлении изделия.
10.3. Рекламировать свое изделие.
Новизна использования метода проектов в технологическом образовании, в проектировании и изготовлении изделий заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы, ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.
2.2. Принципы выбора объектов проектной деятельности
Учащиеся могут предложить множество проблем, которые требуют решения, с использованием проектной деятельности. Задача учителя – отобрать такие, которые позволят охватить, возможно, больший круг вопросов по программе «технология», позволят учесть интересы учащихся и их степень подготовленности.
Основные принципы учебного проектирования:
- выявление интересов детей;
- опора на ранее изученный материал;
- самостоятельность учащихся;
- творческая активность учащихся;
- практическая осуществимость проекта;
- связь с потребностями общества
Требования предъявляемы к проектам
1.Организационно-педагогические:
- логическое продолжение процесса овладения учебным материалом;
- комплексное отражение изучаемых вопросов и практических работ в течение учебного года;
- профориентационная направленность
2.Психолого-физиологические:
- соответствие уровня подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным, физиологическим возможностям;
- обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда.
3.Технолого-экономические:
- соответствие материально-техническим возможностям учебных мастерских;
- учет региональных, национальных, местных особенностей;
- использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, соответствие требованиям дизайна.
Выбрав объекты проектной деятельности, учащиеся совместно с учителем анализируют и оценивают. Выбранный вариант является темой проекта.
Возможны другие варианты выбора проекта:
- учитель сам дает краткую формулировку задачи, это подходит на начальном периоде обучения – в 5 классе.
- ученики анализируют большое количество подобных изделий, а затем формулируют задачу;
- преподаватель выдает ученикам какой-либо материал (или отходы) и предлагает выдвинуть идею по использованию этого материала для изготовления изделия.
Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, необходимо сочетать его с упражнениями, которые помогут выработать умения и навыки проектирования и обработки материалов. Упражнения предлагает учитель. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения. Иногда дети делают упражнение до начала запуска проекта, чтобы заранее овладеть необходимыми знаниями и навыками, которые им потребуются. Однако наиболее удачной является практика включения упражнения в процесс выполнения проекта.
В каждом упражнении указано, какой характер носит деятельность учащихся, какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуется для его выполнения. Учащиеся пользуются материалом из учебников «Технология» включённых в ФГОС.
В примерной программе по учебным предметам: Технология 5-9 классы (стандарты второго поколения) предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. «Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности учащихся в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительской стоимости)…. Приоритетными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов»
На сегодняшний день все учащиеся с 5-8 классы выполняют творческие проекты после каждого изученного раздела предусмотренные программой. Каждый ученик самостоятельно выбирает тему проекта, и после собеседования с учителем, приступает к ее разработке.
Как показал опыт труднее всего работать над проектом учащимся пятых классов, поэтому на первом этапе мы с ними выполняем творческое задание, предлагается тема задания, они разрабатывают ее, изготавливают изделие и выполняют техническое описание проекта (пояснительную записку).
На первом этапе освоения проектного метода обучения было много трудностей, как для учителя, так и для учащихся, а именно:
- отсутствие методической литературы, учебников;
- недостаточность необходимого материала;
- отсутствие наглядных пособий.
Все это требовало дополнительных затрат времени и средств.
На сегодняшний день имеется в достаточном количестве методическая литература, видеоматериал по этапам проектирования, разработаны и изготовлены таблицы, схемы и другие наглядные пособия.
Изменилось отношение учащихся к проектам. Они еще до начала учебного года определяют темы будущих проектов, ищут необходимую информацию, прорабатывают варианты, и практически готовы к выполнению проекта. Это говорит о том, что благодаря методу проектов, повысился интерес обучающихся к предмету «Технология», а главное заинтересованность в результатах своего труда, значимости труда, когда он может с гордостью сказать, что я сам придумал и я сделал.
С применением метода проектов коренным образом изменились взаимодействия учителя и ученика, где учащиеся стали главным звеном в образовательном процессе.
Если рассмотреть сравнительную характеристику традиционного и проектного обучения, то получим такие выводы (таблица 3).
Таблица 3
Процесс обучения Традиционное бучение Проектное обучение
Цель Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения
Содержание Программные знания Освоение способов познания
Мотивы Отметка, приказание, запрещение, наказание, соревнование Радость творчества, самосовершенствования, уверенность в себе, получение новых знаний и умений
Методы Репродуктивные:
-повторение
-упражнение
-заучивание
-действие по образцу
-инструктаж Преобладание активных методов:
- проблемная, эверестическая беседа
- диспут
- совместный поиск
- методы активации творческого мышления
Формы организации занятия Фронтальные:
- рассказ
- лекция
- опрос
- вопрос - ответный диалог Групповые и индивидуальные:
- самостоятельная исследовательская работа
- дискуссия
- «мозговой штурм»
- консультация
Статус учителя Всевластный, всезнающий, непререкаемый начальник Помощник, советчик, консультант, старший друг
Функции учителя Сообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качества их усвоения Организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач
Функции учащихся Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира
Результат Соответствие знаний и умений, учащихся требованиям стандарта Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации
2.3. Описание работы по развитию деятельностного подхода к обучению с помощью проектного метода.
Исследование проблемы использования проектного метода как средства формирования общетрудовых умений. Экспериментальной базой исследования являлся 7 класс Клекотковской школы Скопинского района.
Эксперимент включал в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа было выявить уровень сформированности общетрудовых умений с целью дальнейшего развития с помощью проектного метода.
Для достижения поставленной цели на этапе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы:
1. Целенаправленное наблюдение за деятельностью учащихся в процессе работы;
2. Тестирование учащихся;
3. Беседа с учащимися;
Наблюдение ставило целью выявить:
- уровень сформированности общетрудовых умений у учащихся 7 класса.
На формирующем этапе была разработана система учебных занятий с использованием проектного метода, направленная на формирование у учащихся общетрудовых умений (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия).
При отборе диагностических методик учитывалось следующее:
- возрастные особенности детей;
- особенности взаимоотношений педагога и учащихся;
- степень заинтересованности школьников в получении новых знаний.
Целью тестирования учащихся было выявление уровня сформированности общетрудовых умений.
На этапе контрольного эксперимента, целью которого было выявить динамику развития общетрудовых умений у учащихся, было проведено повторное тестирование учащихся.
Первая часть констатирующего эксперимента заключалась в определение степени использования проектного метода учителем технологии в процессе формирования общетрудовых умений у учащихся.
При использовании на практике метода проектов процесс обучения более эффективный, усвоение учебного содержания более глубокое и прочное, появляются значительные изменения в мотивационной и коммуникативной сферах, а использование рабочей тетради позволяет работать учащимся более самостоятельно. Они видят, каким будет следующий этап, и продумывают свою деятельность.
Таким образом, видно, что проектный метод делает процесс обучения более эффективным.
Во второй части констатирующего этапа эксперимента был использован метод целенаправленного наблюдения за деятельностью учащихся в процессе работы. Наблюдение дало возможность выявить индивидуальные черты характера учащихся, особенности их взаимоотношений друг с другом. Ниже приведены характеристики некоторых учащихся класса (табл. 4)
Таблица 4
Ф.И. Характеристика учащегося
Катя Б. проявляет интерес к предмету, активно участвует в процессе урока, испытывает положительное эмоциональное отношение к выполняемой работе
Оля П. скованна, зажата, к урокам готовится плохо, часто отвлекается
Кроме того, была организована беседа с учащимися «Знаете ли Вы что такое творческий проект?» (таблица 5).
Таблица 5
Ф.И. Высказывания учащихся
Катя Б. творческий проект - это когда человек сам придумывает что - то, а потом и реализует это в жизни.
Оля П. творческий проект – это когда творческий человек изготавливает произведение искусства
Лена Г. творческий проект – это самостоятельная деятельность человека
Аня М. творческий проект это когда человек реализует в жизни свои творческие способности
Оля Б. творческий проект - самостоятельная творческая завершенная работа
Лена К. творческий проект – это творческая деятельность
Оля Е. творческий проект – это изготовление одежды
На этапе констатирующего эксперимента приняли участие те же учащиеся 7 класса.
Цель данного этапа заключалась в выявлении у учащихся сформированности общетрудовых умений (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия).
Для достижения поставленной цели была использована методика тестирования учащихся.
Тестирование было проведено дважды, перед началом работы и по его окончании.
Результаты предварительного контрольного среза (таблица 6).
Таблица 6
Ф.И. общетрудовые умения уровни
Читать и строить чертеж Снимать и записывать мерки Выполнять машинные швы Проводить примерку и исправлять дефекты 1.Катя Б. + + + + высокий
2.Оля Б. + + +- +- средний
3.Лена Г. + + + + высокий
4.Оля Е. +- +- - - низкий
5Лена К. +- + +- + средний
6.Аня М. + +- + +- средний
7.Оля П. - +- +- +- низкий
Заключительным шагом первого этапа практической части работы стало определение уровня сформированности общетрудовых умений у учащихся 7 класса.
Уровни сформированности общетрудовых умений:
1. Высокий
Учащийся активно включается в учебную деятельность; при появлении затруднений активно ищет выход из сложившейся ситуации, испытывает положительное эмоциональное отношение к выполняемой работе; умеет читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, проводить примерку и исправлять дефекты.
2. Средний
Учащийся принимает достаточно активное участие в уроке, но обычно эта активность имеет лишь внешний характер; умеет читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, умеет выполнять машинные швы, но с ошибками, умеет проводить примерку, но испытывает затруднения при исправлении дефектов.
3. Низкий
Учащийся проявляет низкую активность на уроке; не умеет читать чертеж, выполняет машинные швы с ошибками, не умеет проводить примерку и исправлять дефекты.
На основе анализа была составлена диаграмма, позволяющая определить исходный уровень сформированности общетрудовых умений для каждого учащегося 7 класса.

Слева на диаграмме показано количество учащихся. Снизу уровни сформированности общетрудовых умений.
Высокий уровень выявлен у двух учащихся (Катя Б., Лена Г.).
Средний уровень выявлен у трёх учащихся (Оля Б., Лена К., Аня М.).
Низкий уровень выявлен у двух учащихся (Оля Е., Оля П.).
Следующий этап – формирующий, его целью является изменение у учащихся мотивов учения и формирование общетрудовых умений.
Для этого разработана система занятий с использованием проектного метода, и систему контроля над изменением общетрудовых умений.
Для достижения поставленной цели в классе проводились занятия:
- По созданию положительного эмоционального настроя.
- По созданию условий для формирования общетрудовых умений.
На этапе формирующего эксперимента каждый учащийся использовал рабочую тетрадь, что позволяло им работать над проектом более самостоятельно. Для этого были определены цели и сформированы задачи в работе над проектом.
В начале работы учащимся было рассказано о том, что такое проектный метод и было предложено самим выполнить творческий проект. С темой творческого проекта учащиеся уже определились.
Катя Б. выбрала темой своего проекта: «Платье». Катя обосновала свой выбор тем, что скоро лето и ей хотелось бы сшить летнее платье.
Оля Б. выбрала тему проекта: «Сарафан». Оля решила сшить сарафан на лето для своей младшей сестры.
Лена Г. выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Лена решила шить ночную сорочку для предстоящего конкурса «Юный Кутюрье».
Оля Е. выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Оле трудно было определиться с темой, т.к. то, что она шьёт, потом не носит, ей было предложено выполнить изделие на куклу.
Лена К. выбрала тему проекта: «Кимоно». Лена обосновала свой выбор тем, что ей хотелось бы сшить халат восточного типа.
Аня М. выбрала тему проекта: «Топ». Аня не любит шить и взяла топ, чтобы не тратить много ткани и времени на изготовление швейного изделия.
Оля П. выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Оля не хотела выполнять проект и не могла долго подобрать тему для проекта и взяла изделие, которое выполняют по программе.
На следующем занятии учащиеся приступили к сбору и обработке необходимой информации. Начали заполнение рабочей тетради.
Перед началом работы показ учащимся образца, как нужно заполнять рабочую тетрадь. Вынос на доску план работы над техническим описанием. В процессе работы помощь, контроль, корректировка со стороны учителя
Учащиеся приступили к заполнению рабочей тетради.
Катя Б. просмотрев образцы заполнения рабочей тетради, план технического описания и прочитав памятку учащемуся, смогла начать заполнение рабочей тетради. На уроке Катя заполнила 5 рабочих листов. У неё не возникло трудностей при заполнении.
Оля Б. на основе образца заполненной тетради, смогла заполнить 4 рабочих листа. У Оли возникли затруднения с техническим описанием. Для этого на основе плана технического описания я индивидуально проговорила каждый этап технического описания по её изделию.
Лена Г. легко освоила тему и приступила к заполнению рабочей тетради. Лена смогла заполнить 5 рабочих листов, и у неё не возникло затруднений.
Оля Е. легче осваивает теоретический материал, нежели практический, поэтому с заполнением рабочей тетради у Оли не возникло затруднений. Оля успела заполнить 6 рабочих листов.
У Лена К. возникли затруднения с заполнением рабочей тетради. Лена смогла обосновать выбор своей идеи, но возникли затруднения с описанием свойств используемых материалов. Лена плохо различает свойства ткани, и когда Лена заполняла таблицу свойства ткани, с ней необходимо было работать индивидуально.
Аня М. на уроке заполнила 6 рабочих листов. У Ани с заполнением рабочей тетради не возникло затруднений, т.к. Аня знала обоснование выбранной идеи, легко смогла описать свойства ткани, а поскольку у Ани изделие почти было сшито, смогла составить технологическую последовательность обработки своего изделия.
Оля П. начала заполнение рабочей тетради, но у неё возникли затруднения в описание выбора идеи. Оля выбрала изделие, которое шьют по программе и не могла подобрать слов, чтобы описать свою модель. Для этого с ней пришлось работать индивидуально, показала другие заполненные тетради, разобрала каждый этап работы. Оля успела заполнить 3 рабочих листа.
В дальнейшем учащиеся продолжали выполнять творческий проект: заполняли рабочую тетрадь, готовились к защите проекта.
Все учащиеся в течение последнего урока успели заполнить рабочую тетрадь, дошили свои изделия и готовились к защите своих проектов.
Каждый продумывал, как будет представлять своё изделие. Для этого им был предоставлен материал о видах защиты творческого проекта и характеристика каждого вида.
Катя Б. выбрала для защиты творческого проекта – презентацию.
Оля Б. выбрала показ моделей.
Лена Г. также выбрала показ моделей.
Оля Е. выбрала презентацию.
Лена К. выбрала показ моделей.
Аня М. выбрала показ моделей.
Оля П. выбрала презентацию.
Для того чтобы защита проходила в более удобной форме класс был разделен на две группы: 1 группа – защита творческого проекта в виде презентации, а 2 группа – защита творческого проекта в виде показа моделей.
На итоговом занятии проходила защита проектов.
Аня М., Лена Г., Лена К., Оля Б. представили свои изделия в виде показа моделей. Аня М. выступила в роли ведущей и рассказывала о каждой модели. Лена Г. продемонстрировала рабочие тетради и рассказала о них.
Катя Б., Оля Е., Оля П. представили свои изделия в виде презентации. В презентацию входили: план выполнения творческого проекта, эскизы моделей, технологические схемы обработки, свойства используемых материалов, комментарии по выполнению и защите творческого проекта.
Заключительным этапом формирующего эксперимента было проведение итогового контрольного среза (таблица 7).
Результаты итогового контрольного срезаТаблица 7
Ф.И. Общетрудовые умения уровни
Читать и строить чертеж Снимать и записывать мерки Выполнять машинные швы Проводить примерку и исправлять дефекты 1.КатяБ. + + + + высокий
2.Оля Б. + + + + высокий
3.ЛенаГ. + + + + высокий
4.Оля Е. +- +- + + средний
5.ЛенаК +- + +- + средний
6.АняМ. + + + + высокий
7.ОляП. - +- +- +- низкий
На основе анализа выполненного готового швейного изделия, защиты творческого проекта, итогового контрольного среза была составлена диаграмма, позволяющая определить изменения уровня сформированности общетрудовых умений (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия).

Высокий уровень был выявлен у четырёх учащихся (Катя Б., Оля Б., Лена Г., Аня М.).
Средний уровень сформированности общетрудовых умений был выявлен у двух учащихся (Оля Е., Лена К.).
Низкий уровень сформированности общетрудовых умений был выявлен у одной учащейся (Оля П.).
Заключительный этап содержит анализ результатов опытно-исследовательской работы.
Оценка эффективности применения проектного метода показывает, что в связи с его внедрением происходят качественные изменения процесса обучения в целом.
Учащиеся всегда были готовы к уроку, оставались на дополнительные занятия и были заинтересованы в работе, старались более качественно обработать изделие. В ходе исследовательской работы учащиеся получили определенные знания и умения, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в старших классах. Защита творческого проекта способствовала развитию речи, расширению кругозора.
Изменения были отмечены и в содержании общетрудовых умений: увеличилось количество общетрудовых умений так, например если на начальном уровне были выявлены у 5 учащихся, то после проведения формирующего эксперимента были выявлены у 6 учащихся. Наиболее значимым для нашего исследования является констатация следующего факта: применение метода проектов, как средства форсирования общетрудовых умений школьников привело к изменению начального (выявленного в ходе констатирующего этапа) уровня сформированности общетрудовых умений у учащихся. Так, например, если высокий исходный уровень сформированности общетрудовых умений был выявлен у 2 учащихся, после формирующего эксперимента их число увеличилось до 4 человек. Количество учащихся с выявленным средним исходным уровнем сформированности общетрудовых умений уменьшилось с 3 до 2 человек (за счет перехода одного учащегося на более высокий уровень развития общетрудовых умений). Число учащихся с низким исходным уровнем сформированности общетрудовых умений снизилось с 2 до 1 человека.
Изменения уровня развития общетрудовых умений учащихся неизменно приводит к изменению характера учебной деятельности. Было установлено, что при непосредственном вовлечении в активную деятельность, учащиеся с интересом воспринимают учебный материал. Активный поиск, приводящий учащегося к собственным «открытиям», которые являются результатом его усилий и напряжённой работы, приносят удовлетворение, прежде всего, ему самому.
Учебная деятельность в этом случае становится более интересной, радостной и желанной.
При использовании метода проекта общетрудовые умения (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия) формируются легче, чем при использовании традиционных методов. Поскольку учебная деятельность более интересная, желанная то и на уроке атмосфера более комфортная и формировать умения легче, когда учащиеся идут на контакт с учителем.
Отношение учащихся к предмету «Технология»
В эксперименте приняли участие:
- контрольная группа – учащиеся 5-6классов Клекотковской школы Скопинского района
- экспериментальная группа – учащиеся 5-6 классов Клекотковской школы Скопинского района
Учащиеся экспериментальной группы выполняли проекты на уроках технологии, а учащиеся контрольной группы проекты не выполняли.
Из выше проведенного анализа теоретических источников установлено, что к показателям повышения творческой активности учащихся относятся: отношение ребят к предмету, участие в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, конференциях), достижения и победы в этих мероприятиях, развитие творческих качеств в результате выполнения творческих проектов.
Учащимся была предложена анонимная анкета: «Твое отношение к предмету технология» и даны варианты ответов:
а) нравится,
б) равнодушна,
в) не нравится.
Анализ результатов показал, что учащимся экспериментальной группы предмет технология нравится больше, чем учащимся контрольной группы (таблица 8,9)
Надо отметить, что процент положительного отношения к предмету технология в экспериментальной группе у шестиклассников вырос по сравнению с пятиклассниками, возможно потому, что они выполняли проекты дважды.
Таким образом, можно сделать вывод что, выполнение проектов повышает интерес к предмету (таблица 8, 9).
Отношение к предмету пятиклассников.
Таблица 8
группа нравится
% равнодушна
% не нравится
%
контрольная 73,7 21,1 15,3
экспериментальная 89,3 10,7 0
Отношение к предмету шестиклассников
Таблица 9
группа нравится
% равнодушна
% не нравится
%
контрольная  62,5 25 12,5
экспериментальная 86,1 11,1 2,8
Развития творческой активности можно проследить по выполненным творческим проектам различной тематики. Учащиеся экспериментальной группы участвовали в различных школьных, городских творческих мероприятиях и демонстрировали свои выполненные проекты. А учащиеся контрольной группы не принимали участия в подобных мероприятиях, возможно потому, что не было объектов демонстрации.
Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других участников экспериментальной группы, изменялись их коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и способствовало росту творческой активности.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным исследований большинство школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.
Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности.
Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).
Далее представлен вариант разработки творческого проекта по технологии к разделу «Рукоделие. Вышивка шелковыми лентами». Приложение 1. Творческий проект «Ароматическое саше».
Результаты защиты проекта заносятся в зачетный лист, выставляется итоговая отметка.
Оценивание проектов и его защита проводится по 10 критериями на четырех уровнях – 0, 5, 10, 20 баллов. В процессе выступления учащихся по каждому пункту ставится свой балл, затем подсчитывается сумма баллов. Для перехода к традиционной системе отметок можно воспользоваться ключом (в баллах):
«отлично» - 155-200 баллов;
«хорошо» - 100-154 баллов;
«удовлетворительно» - менее 100 баллов.
Защита проектов формирует у школьников навыки выступления перед аудиторией, чувство ответственности, вносит в учебный процесс элемент состязания
Для большей объективности оценивания творческого проекта рекомендуется учитывать не только мнение учителя, мнение класса, но и самого учащегося. Оценивая обучающегося по всем критериям, выводится соответствующая оценка. (Приложение 2).
2.4. Результативность применения метода проектов
Работая над развитием творческих способностей детей, можно отметить, что у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде, а также наблюдается перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1) умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
2) меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;
3) у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;
4) на этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования
Использование в работе метода проектов позволило преодолеть пассивность обучающихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у девочек возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.
Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде. Проектная деятельность помогает создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации.
2.5. Анализ результативности применения метода проектов
Использование в работе метода проектов позволило преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.
Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся по технологии (таблица 10).
Динамика успешности обучающихся (успевающих на «4» и «5»)
Таблица 10
предмет показатель успеваемости
2012-2013уч.г. показатель успеваемости
2013-2014уч.г.
Технология 98% 99%
Одним из важных показателей качества знаний учащихся является система и уровень проектных работ, представленных обучающимися на олимпиадах и конкурсах (таблица 11,12).
Победители и призеры олимпиады по технологии. Таблица 11
Этап олимпиады 2012 – 2013
уч. год 2013-2014
уч. год
Муниципальный Мартынова В. (участник)
Школьный Колгатникова П. (участник)
Мосина А. (участник)
Маршавина В. (призер) Колгатникова П. (призер)
Мосина А. (призер)
Маршавина В. (призер)
Мартынова В. (победитель)
Победители, призеры, лауреаты творческих конкурсов
(за последние 2 года)
Таблица 12
Уровень Название и тема конкурса Количество участников Результат
Международный Дистанционная олимпиада по технологии проект «Инфоурок» 1 победитель
Региональный Экологический конкурс творческих проектов «Юные тимирязевцы» 2 3 место
Муниципальный Муниципальный Фестиваль самодеятельного творчества «Звездный дождь» номинация «Волшебный узелок» 1 лауреат
Муниципальный Муниципальный конкурс «Резервы» Х детского экологического фестиваля «Живи, Земля!» 1 победитель
Муниципальный Муниципальный конкурс детского творчества «Новогодний серпантин» 4 лауреаты 2 степени
Муниципальный Социальный проект «В снежном царстве, ледяном государстве» 10 участие
Таким образом, работа по использованию метода проектов на протяжении двух лет дала следующие результаты:
- успехи, достигнутые детьми, создают положительное к ним со стороны сверстников, отношение;
- уровень работ, представленных на выставки, с каждым годом всё выше.
Анализ результатов показал, что при использовании на уроках технологии метода проектов у обучающихся повышается интерес к урокам. Повысилась дисциплина, стали более трудолюбивы, отзывчивы по отношению друг к другу. Развиваются познавательные потребности, творческое мышление, художественный вкус. Оптимальное сочетание внеклассной работы и уроков технологии позволяют прочно усваивать содержание образования по технологии, способствуя повышению познавательной активности учащихся.
Вывод по §2
Метод проектов является эффективной педагогической технологией. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Разработка алгоритма позволяет учащимся правильно организовывать самостоятельную деятельность. Поскольку программа обучения технологии синтезирует межпредметные знания, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов. При проектировании у обучающихся реализуются возможности проявить свои знания, способности и креативность мышления. Школьники берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

Заключение
Работа над проектом развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде. На таких уроках воспитывается общая информационная культура школьника, реализуется индивидуальный подход в обучении учащихся, реализуются межпредметные связи. Творческие проекты, делают процесс обучения более качественным и интересным, обеспечивают формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.
Проектная деятельность помогает создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации.
Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует политехническому образованию. Опираясь на повышенный интерес к практической деятельности на уроках технологии, позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.
В результате использования метода проектов на уроках технологии:
1. Значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
2. Школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность;
3. Учащиеся видят социальную и личную значимость своего труда, а это ведет к повышению мотивации обучения.
В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.
Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учиться, не может научить учиться других.
Актуально высказывание В. А. Сухомлинского «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока…»
Список литературы
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 2011.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №10)
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010
Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова //Н. ш.№4 2010.
Иляева Л.М. Дидактические условия обучения учащихся 5-7 классов выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология».- Брянск, 2011
Карачев А.А. Метод проектов и развития творчества учащихся// Школа и производство, 2014
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480с.
Крылов А. С. Что такое творческий проект и как над ним работать// Учитель года. – Екатеринбург, 2012.
Левин Л.Э. Новые пути школьной работы (Метод проектов) – М.: Работник просвещения, 2012-89с.
Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 2013- №4.
Павлова М.В. Использование метода проектов на уроках «Технологии» (трудовое обучение) в школе: Методические рекомендации /С-Пб., 2013-68с.
Полат Е.С., Бухаркина М.В., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Метод проектов – М.: «Просвещение», 2010
Пономарёва Н.А. Технология 5-11 кл. Проектная деятельность на уроках, издание 2-е, Волгоград, издательство «Учитель», 2013г.
Примерная программа по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Проект - М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения)
Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012. – 240с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. Серия учебников 5-7 классы общеобразовательной школы – М.: «Вентана-Граф», 2013.
Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных школ Брянс,2011г
Столяров Ю.С. Уроки творчества М.: Педагогика, 2011г.
Тищенко А.Д., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. Серия учебников 5-7 кл. общеобразовательной школы -М.: Вентана – Граф,2013.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 17.12.2010 №1897- М «Просвещение», 2010.
Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8, 2011
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5337/Itemid,0http://www.vgf.ru/p30aa1.html)
http://old.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/gl4.html
http://elib.gnpbu.ru/text/bernshteyn_fiziologiya-dvizheniy_2010/
enc-dic.com/word/m/Metod-proektov-40168.html
6. nsportal.ru «Педагогическая мастерская и метод проектов, как основные технологии деятельностного подхода», февраль 2015г.

Дополнительная литература.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997
Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности//История педагогики России /В.А. Сухомлинский – М. «Просвещение, 1999г.-485с.