Дидактическое пособие по русской грамоте









Дидактическое пособие для учащихся 1 класса по русской грамоте (букварный и добукварный период).
Данное пособие разработано в соответствии с государственным общеобязательным стандартом и полностью соответствует требованиям учебной программы .
Учебное пособие содержит карточки, тесты соответствующие добукварному и букварному периоду обучения.
Назначение пособия – сформировать знания, умения и навыки учащихся 1 класса.

Дидактический материал по русской грамоте адресован:
Учителям начальных классов;
Воспитателям детских дошкольных учреждений;
Родителям.
Дидактический раздаточный материал рекомендуется использовать:
Как обучающий и развивающий материал к проведению занятий в дошкольных образовательных учреждениях и в начальных классах средней школы;
Для домашнего обучения детей дошкольного и школьного возраста.













І Добукварный период.

Прочитай слоги на скорость (по вертикали и горизонтали).
БА БО БУ БЫ БЭ

ВА ВО ВУ ВЫ ВЭ

ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ

ДА ДО ДУ ДЫ ДЭ

ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЭ

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ

КА КО КУ КЫ КЭ

ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛЭ

МА МО МУ МЫ МЭ

НА НО НУ НЫ НЭ

ПА ПО ПУ ПЫ ПЭ

РА РО РУ РЫ РЭ

СА СО СУ СЫ СЭ

ТА ТО ТУ ТЫ ТЭ

ФА ФО ФУ ФЫ ФЭ

ХА ХО ХУ ХЫ ХЭ

ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЭ

ЧА ЧО ЧУ ЩА ЩО

ЩУ ША ШО ШУ

Прочитай слоги на скорость (по вертикали и горизонтали).
АМ ОМ ИМ ЫМ ЭМ УМ

АВ ОВ ИВ ЫВ ЭВ УВ

АД ОД ИД ЫД ЭД УД

АЖ ОЖ ИЖ ЫЖ ЭЖ УЖ

АЛ ОЛ ИЛ ЫЛ ЭЛ УЛ

АН ОН ИН ЫН ЭН УН

АП ОП ИП ЫП ЭП УП

АР ОР ИР ЫР ЭР УР

АС ОС ИС ЫС ЭС УС

АК ОК ИК ЫК ЭК УК

3.Букву О – зачеркни, букву Ё – подчеркни.
О П Р И Ё М И О Т Ё И Л Б О Ь Ё Т П Е Л Т Ё Ч С Ё П О И М Ё Ы В Ё Р М С К Е Н Ё В А П Ё С О И О И О Ё Ы ВЁ К А П О Е Ё А Ё Р Ё О Л Д Ж Ё И Р О Ё М П И С О Р П Е Ё Ы В У Ц О Ё Ж Л Ь О С Ё

4.Вычеркни только гласные буквы.

УПЮРОМПЁАТИБОРЕКУЦАЧСЯЛДОЁЖБЭРГЕМИВЦНРАОТУУЁСЕЛЩЭЧЦЯСЛЖАМПУПНЮЧЫЦИРЛДЭНЕК

5. Запомни гласные! Допиши в пару недостающую гласную.
А-Я А-

Ы-И О-

У- Ю Ы-

Э-Е У –

О –Ё Э –


6. Букву У – зачеркни, букву Ю – подчеркни.
КМИУБОЮОЛУИЮЬНРИУБЮШЛБЗЮЛРУТРОЮМПУНУИЮТМЮМАУИРЮТРУЦТЮНУТЮЮШРИУИЮНУТ

7. Поставь точки в таком же порядке.










































































































































































8. Выучи алфавит.
А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж – прикатили на еже.
З,И,Й,К,Л,М,Н,О – дружно вылезли в окно.
П,Р,С,Т,У,Ф,Х – оседлали петуха.
Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я – Вот и все мои друзья!

9. Распредели звуки по домикам:
А, М, Н, О, У, И, Ф, Р, Ж, Ы, Э, К, Т, Б, Щ, Ш, В
Раскрась крыши домов .

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


10. Посмотри на картинки и составь схемы слов. Раскрась рисунки.


__________________ _____________________

- Что заметил?





«Поиграй» цветом. Преврати твёрдый согласный в мягкий, и наоборот. Придумай свои слоги и «поиграй» цветом.
МА-
ТИ-
ЛО-
ЛУ-

РА-
БИ-
НЭ-
ВО-












Заполни крыши домов нужными звуками и раскрась.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Звонкие и глухие согласные звуки. Заполни.






Звонкие







Глухие



















Звонкие







Глухие













Лист оценивания добукварного периода.
ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13




















































ІІ Букварный период.
1.

1.______________________________
________________________________________________________ ________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Разделить слова на слоги, поставить ударение:
крот старик паук картошка
3. Выпиши заглавные буквы. Придумай имена на эти буквы.
А у п Н и ы К т р о Л д М
_______________________________________


2.Раздели на слоги.
картинка- _______________ свист____________________
ствол - _________________ карусели - ________________
машина- __________________ пантера - _________________
дорогие- __________________еловые - __________________
Составь схемы.
дерево - ____________ Екатерина - _________________
На дворе стоит корова Милка. _______________________________________________
___________________________________________________
3.
1. Раздели на слоги, поставь ударение.
бублик-________________ дорогие-___________________
спорт - ________________ суббота-___________________
смелые-________________ Елена- ____________________
ералаш -________________ Геркулес-__________________
2. Составь звуковые схемы.
Геркулес - ________________ новые - _________________
3. Спиши, исправив ошибки.
на ветке Дуба сидит Варона каркуша
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________


4.
1. Раздели на слоги, поставь ударение. ________________________
планета - _________________ Венера - __________________
космонавт-________________ Сатурн - __________________
спутник - _________________ космос - ___________________
Марс - ___________________ огромные - _________________
2. Звёзды - ______________, морские - _____________________.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.

Построй звуковые схемы._________________
растения - _________ живая - _________
ясные - _________ чаепитие- _________
цирк - _________ жужжит- _________
история - _________ ягодка - _________
6.
СПОРТ ОБЕЩАЮ ЧАЙКА ЖИРАФ ВЬЮТ ПЕНЬКИ ЯРКАЯ АЛЛЕЯ
1. Выпиши слова, в которых все согласные твёрдые:
______________________________________________________________________________
2. Выпиши слова, в которых все согласные мягкие:
______________________________________________________________________________
3. Выпиши односложные слова: двусложные слова: трёхсложные слова:
___________________ __________________ _____________________
_________________ ________________ ___________________
_________________ ________________ ___________________
4.Звуков больше, чем букв: _____________ Звуков меньше, чем букв: _______________
__________ ___________
5. Перенос слов: ___________________________________________________________________
___________________________________________________________ ____________________________________________________________
7.Звуковые схемы___________________ ЖШЦ ЧЩЙ
огонь - _________ въезд- __________
боец- _________ сияю- __________
медаль- ________ герой - _________
чутьё - _________ память- __________
________________________________________________
8.
З в у к и._______________________
подъём - ___________ Ж Ш Ц Ч Щ Й съел - _____________
вьюга - ___________ жильё - ____________
ясный - ___________ юный - ____________
грач - ___________ врач - ____________
пальто - ___________ полька - ___________

9.
Подчеркнуть в 1-м предложении все гласные, во 2-м – согласные мягкие, в 3-м – согласные
твёрдые, в 4-м – разделить слова на слоги, в 5-м – поставить в словах ударение.
Лесные звуки.
В лес пришла весна. Кузнечики трещат. Птички щебечут. Ёжики
фырчат. Совы бормочут. Волчата рычат. Соловьи свищут. Мыши пищат.
Ручьи журчат. Жуки жужжат. Природа ожила.


10. Бул-ка с мас-лом.
На пе-ре-ме-не Ле-на е-ла пи-ро-жок, а Лю-ба булл-ку с масс-лом. А у Ди –мы булл-ки не бы-ло.
- Ди –ма, ты до-ма за-был булл-ку?
- С-п-ро-си-ла Ле-на.
- И-ли мА-мы до-ма не бы-ло?
А Лю-ба ни-че-го не с-п-ро-си-ла, о-на с-ка-за-ла:
- На Ди-ма, булл-ку!

11. Произноси слова правильно!
ЖИ ШИ ЦИ ШЁ
Жир ши-на ци-р-к по-шёл
Жи-вот мА-лы-ши циф-ра на-шёл
Жи-раф мА-ши-на о-гур-цы за-шёл

ЖЕ ШЕ ЦЕ ЖЁ
Же-ле шер-с-ть цель жё-лудь
Же-на шеф це-на жёл-тый
Мо-жет ше-я це-поч-ка за-жёг

12. Прочитай слова.
МЁД ЛЁ-НЯ НЕ-СЁТ
ЛЁД ЛЁШ-ка ВЕ-ЗЁТ
ПЁС КУ-ЛЁК БЕ-РЁТ
ЁЛ-КА МА-ЛЁК И-ДЁТ
Ё-РШ ДЕ-НЁК ПО-ЁТ

13. НАЙ-ДИ РЫ-БУ ЁЛ-КА ЛИ-СА ЖИ-ВЁТ В ЗЕМ-ЛЕ
БЕЛ-КА НО-РЕ
Ё-РШ ДУП-ЛЕ

ВО-РО-НА НЕ –СЁТ ДИ-ВАН КО-ЗЁЛ – Э-ТО П-ТИ-ЦА
ЩЁТ-КУ РЫ-БА
ВЕТ-КУ ЖИ-ВОТ-НО-Е


Л
Ё
Н
Л
Ё
Д

Е
М
Ё
Д
О
М

Н
П
С
Е
Н
О

А
Ё
Л
К
А
Ф

Ш
С
Е
Д
Л
О

13.Прочитай слова и найди их в таблице.
МЁД, НЁС, СЕ-НО, ЛЁН, ЛЕ-НА,
ЛЁД, ЁЛ-КА, СЕД-ЛО, ПЁС, ДОМ.




14.Если это съедобное, поставь +
СУП СОК ГОД
РОТ ВОР СЫР
МАК НОС КОТ

15.Выбери правильный ответ.
МА-МА МЫ-ЛА Я-МУ
ПА-ПА РЫЛ ДО-МА
КОТ ЕЛ РО-МУ
Я БЫЛ РЫ-БУ

16.Исключи лишнее слово.
МУ-ХА, ПА-УК, КОТ, КО-МАР.
РОТ, ДОМ, НОС, У-ХО.
РУ-КА, НО-ГА, ГУ-БА, ЛАК.

17.Подчеркни одинаковые буквы.
ЛУК-------------------ЖУК ЧАС------------------------РАЗ
ПАР-----------------ЖАР ШАГ----------------------МАГ
ЗАЛ------------------БАЛ МУЖ--------------------ЖУК


18. Прочитай слова на скорость.
О-СА РУ-КА МЫ-ЛО
У-СЫ МУ-ХА ТУ-ЧА
У-РА КА-ША КО-ЗА
Е-ДА ЛУ-НА ГО-РА
Ю-ЛА ВО-ДА МУ-КА



19.Зачеркни, где нужно –ь-.
ДЕНЬ КОНЬ СУПЬ
ТЕНЬ УК-РОП ПЕНЬ
СТУЛЬ СОЛЬ У-ГОЛЬ



М
Д
Е
Т
И

В
С
Л
О


Е
Л
Е
Р
А

С
О
Л
Е
С

В
Е
Д
Р
О

20.Прочитай слова и найди их в таблице.
ДЕТИ, ЛЕРА, ВЕСЛО, ЛЕС, ВЕДРО, СЕЛ,
ДЕЛО, ВЕС.




21. Прочитай слова с буквой Й.
ОЙ БОЙ ДА-ВАЙ
МОЙ РОЙ ИГ-РАЙ
ПОЙ СТОЙ ГУ-ЛЯЙ
ВОЙ ДАЙ КУ-ШАЙ


22. Найди 9 названий животных.
Т Р И П М А К К О Ш К А Ь Т Л Л Е В Б Д Ж З Е Б Р А Э Ж Д
Л Ы Л Д С Л О Н П К У В Е Р Б Л Ю Д О Р Н Л Ь Ж И Р А Ф О Л Р
Р Н Т И Г РЭ А П Р О Е К О Р О В А В К Г Н Т Ы З А Я Ц Ф А К П

23. Найди 2 названий посуды.
М И Т В У К Т А Р Е Л К А С В У Ц Ы Ч А Ш К А П Р Л О Н Ш

24. Найди 2 названия мебели.
В Ы Й Н Г Л С Т У Л Ж Ю Э Т К Р О В А Т Ь Н Н Г Ш Щ З Х В П

25. Найди 5 имён
П Р Д С А Ш А Л Ж Е Н Я Х Ж Э О Л Я Б Ю И Р А Н К О Л Я


26. Научись читать трудные слова
Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-от-крою-открою
Ра-бра-со-бра-собрать



27. Восстанови слова
с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

28. Прочитай слова на скорость.
Ви-но, лы, сок, жу, дал, сел
За-вод, бор, сов, кат, был, выл, бил
Ки-но, ло, ты, нул, вал, дал
Но-ги, ты, ры, сы, си, ша, ра, жи
По-ра, жар, вар, пал, гас, шёл
Ра-ма, на, ки, да, но.
И-ва, ду
Я-ма, корь
О-сы, СА, си, ба, жог, вод, мут
У-рок, зел, дар, гар, пал, гол, тюг, жин
Шу-ба, ми, ты, тил
Со-да, ва, ты, кол, веет.

29. Добавим букву.
Пар-пар, кот-кот, лещи- лещи, сук – сук, ком – ком, каска- каска, бор - бор, ужи – ужи, сор – сор, утка - утка, кран - кран, лапа – лап а, усы - усы, стол – стол, сон – сон.

30.Доскажи и напиши.
На поляне ходит вол На траве блестит ..
Слева М – читаем . А у девочки .
Если К в начале - .
Если Г читаем .
Гол мальчишка забивает.
Гул в работе нам мешает,
А прочтёшь наоборот-
Перед тобою . Цветёт.

Ранним утром у ворот собирается
Дом пустует у ребят, убежали дети в .
Для начинки на пирог приготовим мы ..
В тулуп и валенки одет, шёл на охоту старый .
Я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой

Доскажи и прочитай!
Написал – поставил
С буквой Д – у мамы.
Б в начале слова .
С К я на болоте
О на А заменим- .
Слева Т – вот слово..
Вместо А поставим У – встретим и грозу и ..
Маленькую тучку я возьму за .

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились .
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую .

31. Составь слоги согласно схеме
СГС ГСС ССГ
ВАЛ АЛС ВЛА
МОН УЛК ГНУ
____ _____ ____
____ _____ ____
____ _____ ____
_____ _____ ____

31. Перевёртыши.
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы мгоут селдовтаь в плонм бсепордяке, всё – рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото являтеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все всеемте.

Правда и Притча.
Рашнье Паврда хоилда по улаицм глоая. Это, кочнено, не пвориналось люядм, и нтико не пусакл её в дом. Одднжаы , кгдоа гртнуася Првдаа блрдиоа по уалцим, она висреттла Притчу, одтуею в кырсиаве ожддеы, ршадавовую галз. Притча спосрила Паврду:
- Поемчу ты хоишдь по улцаим глаоя и ткаая гртнусая? Паврда пеальчно остпуила говлоу и сзакала:
- Стесра моя, я опскюуась всё нжие и нжие. Я уже сатра несстчана, пооэмту люди удаляются от мнея.
Не мжоет бдыь, - скаазла Притча , - что люди уадлюятся от тбея поотму, что ты сртаа. Я вот тжое не можоле тбея, но чем срштае стноюавлсь, тем бьшоле во мне ндяхоат. Я оторкю тбее скреет: люди не лбюят простоых вшеей. Они претаподчиют, чбтоы вещи были нменого скрыты и пруикаршены. Даавй я тбее оджолу неольскко свиох краивсых плтьяев, и ты сазру увдиишь, как пбюлят тбея люди.
Прдава прилняа свеот Притчи и одлеась в её кривасые одждеы. И вот чудо – с тгоо дня нкито не убгаел от неё, и её приимнали с раосдтью и с улбкыой. С тех пор Правда и Притча не расастются.

32.Формирование орфоэпического чтения.
Читай, заменяя «го» на «во»,
«чт», на «ш».

Его
У него
Для кого
Для чего
Кре – что
Это что?
Ничего
Потому что
Чтобы
Что - то
Замени каждое слово на противоположное.

У доброго друга
У белого дня
У мокрого пня
Из Чёрного моря
Из тёмного угла
У жадного друга
У аккуратного ученика
У весёлого гнома
С чистого листа
Что любят взрослые? А дети?

Смеяться и
Валяться,
Купаться,
Улыбаться,
Подраться,
Помириться
Влюбляться и учиться
Работать и жениться.


33.Постарайтесь запомнить каждый из данных рядов слов путем установления между словами ряда ассоциативных связей и создания одной и более образных ситуаций.

ЛУНА, ПЕШЕХОД, СНЕГ, ПРИГОРОД, ТЕМП, ТЕЛЕСКОП, ЦАПЛЯ.

ПИРАМИДА, ПЕТУХ, ПИРОГ, ПАМЯТЬ, ТЕЛЕФОН, ЯНТАРЬ, МОРЕ.

ПЕСОК, ПЛАТЬЕ, ЛАДЬЯ, ОВАЛ, МЕТЕЛЬ, ЛУНА, ЧАЙКА.

СЦЕНА, МАСЛО, ХУДОЖНИК, МАКЕТ, ГЛОБУС, ДОЛИНА, МАК.

ПОЕЗД, ПЕРРОН, ПЛОЩАДЬ, УЧЕНЫЙ, ПОИСК, ПЛАНЕТА, ЛИМОН.

ПЕСНЯ, ПИСЬМО, ЯЩИК, МОНТЕР, ЛИФТ, ПЕРСИК, СВИРЕЛЬ, ПОЭТ.

ВОЙНА, ПЛЕЧО, САЛЮТ, ПОБЕДА, ШАГ, САРАФАН, ЦВЕТ, ТЕСЬМ

ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33







































Упражнения для развития беглости чтения:

Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.)
Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
847 22 9 14 18 7
215 3 12 6 23 20
639 21 4 1 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16
Развитие поля зрения по вертикали:
13 33 9 4 26 26 31 23 5 21
3 22 19 2 30 17 3 35 11 29
28 31 12 24 6 14 22 8 24 6
7 10 21 27 14 20 33 27 16 13
35 18 1 16 8 12 30 18 2 34


Тренировка восприятия слов

Дается задание: возьмите карандаш и, проверяя каждую строчку, найдите и отметьте слово, идентичное ключевому слову, находящемуся слева и выделенному жирным шрифтом, старайтесь выполнять упражнение с самой максимальной скоростью; сконцентрируйтесь и работайте с чувством необходимости. Засеките время. Просто сфотографируйте ключевое слово, а затем скользите по другим словам строчки в поисках идентичной фотографии, не думая об их значениях. Если вам не удалось найти в строчке ключевое слово, не возвращайтесь назад, а идите вперед и переходите на другую строчку. Не проверяйте соответствие слов до тех пор, пока не закончите все 25 строчек. После выполнения упражнения запишите время, которое вам потребовалось для выполнения этого упражнения, затем произведите сверку ключевых и отмеченных слов, запишите результат.

Ваша цель – это 25 слов правильных ответов за 30 секунд.
ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка
маска/манка марка каска пасха маска миска
канат/карат кунак кайман канат коралл кант
собор/забор набор отбор свора забор запор
шапка/шахта шавка шпонка шаткий шапка шайка
жить/шить пить бить лить жесть жить жито
слон/сток столб салон слон скат слог
кот/крот корт скот кот кол кон код
лампа/лана рампа рама ласка ломка лампа
стол/столб сталь толк скол стол сокол соло
коса/коза оса краса кросс кость коса класс
строчка/стачка отсрочка кочка строчка срочно
чай/час чей чай май рай лай чан чум
талон/тантал галлон баллон табун талон салон
конфета/карета комета конфета кассета галета
самолет/самокат самолет самострел самовар самосуд
простой/пустой постой просто простой простота
кость/трость гость кость злость масть страсть
корм/кроме кромка корма корка корт корм крона
топот/топор топот топаз топка тропка трон трос
фара/фаза фата фуга фара фанат франт
халат/халиф холоп халва ханжа хлам халат
мель/мел цель сель гель трель мель ель отмель
урок/урод урон урок уряд урка урна ураган
стан/стон стал сталь стаж станок стакан

Затраченное время_______
Количество найденных слов________

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
1.Перенос слов: больной, мальчик, тюльпан, дельфин, льдины, крыльцо,
сильный, пальчик, альбом, скользко, письмо, пальто, олень, ельник, дальний, зверьки, школьник, сосульки, бульдозер,мыльница, огоньки, учитель, угольки, килька, пузырьки, редька;
стайка, чайка, майка, сарайчик, троллейбус, зайка, муравейник, чайник, лейка, скамейка, лужайка;
рассказ, жужжит, ,аллея, шоссе, хоккей, теннис ,аппетит,
аккуратно, русский, весенний, ранний, группа, лунный, рассада, телеграмма, пассажир, лимонный.
2.Выпишите слова, которые переносить нельзя.
Осина, ясень, тополь, клён, ольха, берёза, ель, ива, липа, кедр.
Синица, воробей, клёст, дятел, дрозд, жаворонок, сойка, тетерев.
3.Составить из слов предложения.
любит, шарик, пёс, охоту
ловит, наш, шарик, Шурик
степью, орёл, над, высоко, летает
в, приехали, мы, орёл, город
хлебные, слетелись, на, крошки, галки
галки, у, живёт, щенок, рыжик
4.Дополнить предложение.
Поросёнок __________, заяц ___________, собака ________, ворона
__________ - наши добрые друзья.
У бабушки ________ в деревне ________ живут корова ___________,
поросёнок ________, петух __________, коза ________ и конь _______.
5. Запишите слова в 3 столбика: 1- звуков больше, чем букв; звуков меньше,
чем букв, одинаково.
Сталь, ягода, ясень, пальто, змея, январь, юбка, новые, льдина,лью.
6. Подбери слова-действия.
Коровы _____, сороки _____, мыши _____, волки_____, дятлы_____.
Измени первое слово, чтобы оно отвечало на вопрос что делаю?
Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить сани.
7. Напиши слова через запятую.
Серёжа. Собака. Шарик. Мальчик. Коза. Пушкин. Город. Петрович.
8. Исправьте ошибки.
псу шарику подарили шарик
котёнок пушок поймал пушок
жеребёнок ветер мчался, как ветер
витя воробьёв увидел гнездо воробьёв
коля петухов слушал пение петухов
9. Измените слова, чтобы появился разделительный ь.
Ручей, птица, лист, друг, белка, крыло, сучок, муравей, жить, вить, лить
Тесты к учебнику «Родное слово», 1 класс.
Установи соответствие. Что из чего состоит:
А речь 1. Из звуков
Б предложение 2. Из слов
В слова 3. Из предложений Ключ: А-3, Б-2, В-1
Определи, где слова, а где – предложение:
А рождения, раз, бывает, году, день, раз, только, в 1. предложение
Б день рождения бывает только раз в году 2. Слова
Ключ: А-2, Б-1
В предложении слова связаны между собой по смыслу. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова:
А зеленые распускаются в весеннем саду 1. Снежинки
Б ослепительно белые кружатся в морозном воздухе 2. Листочки
Ключ: А-2, Б-1
Вставьте подходящее по смыслу слово:
А деревня от рынка была 1. Молоко
Б старушка пошла продавать 2. Далеко ключ: А-2, Б-1
Вставьте подходящее по смыслу слово:
А Залаяла громко собака 1. Чуть свет
Б В окно постучала старушка 2. В ответ ключ: А-2, Б-1
Установите соответствие. Подходящие по смыслу слова:
А перочинный 1. глаза
Б грецкий 2. руки
В карие 3. нож
Г кромешная 4. тьма
Д золотые 5. орех Ключ: А-3, Б-5, В-1, Г-4, Д-2
Установи соответствие. Как различить:
А устная речь 1. Пишем, читаем
Б письменная речь 2.Говорим, слушаем Ключ: А-2, Б-1
Установи соответствие. Как различить:
А звуки 1. Произносим и слышим
Б буквы 2. Видим и пишем ключ: А-1, Б-2
Гласными называются:
А звуки, которые произносятся свободно, без преград
Б звуки, которые произносятся через преграду(губы, зубы, язык) Ответ: А
Согласными называются:
А звуки, которые произносятся свободно, без преград
Б звуки, которые произносятся через преграду(губы, зубы, язык) Ответ: Б
Установи соответствие. Согласный – преграда, с помощью которой он образуется:
А губы 1. Б 4. Р
Б зубы 2. Д 5. П
В язык 3. Ш 6. Ж
Ключ: 1-А, 2-БВ, 3-Б, 4-В, 5-А, 6-Б.
Установи соответствие. Гласный или согласный?
А гласный 1. П 5. Ы 9. Ж
Б согласный 2. О 6. Л 10. С
3. Ю 7. Д 11. З
4. Ч 8. У 12. Э
ключ: А – 2, 3, 5, 8, 12, Б – 1, 4, 6, 7, 9, 10, 11
7. Первое слово в предложении пишется:
А с большой буквы
Б с маленькой буквы
8. Замени букву так, чтобы слово стало подходить по смыслу:
А На виду у детворы 1. д
Крысу красят маляры 2. ш
Б Мама с бочками пошла 3. к
По дороге вдоль села 4. т
В Сели в ложку и- айда! –
По реке туда-сюда! Ключ: А-2, Б-1, В-1
9. В слове столько слогов, сколько гласных букв. Укажи, сколько слогов в слове:
А радуга 1 один
Б ура 2 два
В хорошо 3 три
Г дом 4. четыре
Д первоклассница 5. пять
Е перемена
Ж любовь
З вера Ключ: А-3, Б-2, В-3, Г-1, Д-5, Е-4, Ж-2, З-2,И-3
И надежда
10. Перед буквами а,о,у,ы,э согласные произносятся:
А твердо
Б мягко Ответ: А
11. Перед буквами я,е,ю,и,ё согласные произносятся:
А твердо
Б мягко Ответ: Б
Укажи, как произносятся согласные перед гласными в следующих словах:
А лук 1. мягко
Б мел 2. твердо
В молоток
Г мель
Д вода Ключ: А-2, Б-1, В-2, Г-1, Д-2
Укажи, в каких словах только мягкие согласные, в каких – только твердые, а в каких и твердые, и мягкие:
А люди Е любили 1. Только твердые
Б друг Ж доверяли 2. Только мягкие
В травы З одна 3. И твердые, и мягкие
Г небо И вместе
Д птица К буква
Ключ: А-2, Б-1, В-1, Г-3, Д- 3, Е-2, Ж-3, З-1, И-3, К-1
Установи соответствие. Парные согласные.
1 Б 1 К
2 В 2 П
3 Г 3 Ф ключ: 1-2, 2-3, 3-1
Установи соответствие. Парные согласные:
1 Д 1 С
2 З 2 Л
3 Р 3 Т ключ: 1-3, 2-1, 3-не имеет пары
Укажи, какую согласную нужно писать в слове:
А ду 1. б
Б зу 2. п
В су 3. з
Г гла.. 4. с ключ: А-1, Б-1, В-2, Г-3
Укажи, какую согласную букву нужно писать в слове:
А ко 1. д
Б го 2.т
В сне 3. г
Г со 4. К ключ: А-2, Б-1, В-3, Г-4
Укажи, какую гласную букву нужно писать в слове:
А ссна Г кса 1. О 4. И
Б трва Д цвты 2. А Ключ: А-1, Б-А, В-1,
В рса Е снговик 3. Е Г-1, Д-3, Е-3
Укажи, какую гласную букву нужно писать в слове:
А г..л..ва 1.А
Б ст..рик 2.О
В з..мля 3. Е
Г з..рно 4. И Ключ: А-2, Б-1, В-3, Г-3
При переносе мягкий знак и Й не отделяются от стоящей перед ними буквы. Укажи неправильный перенос:
А паль-ма В пой-те
Б май-ка Г та-йна Ответ: Г
От ударения зависит смысл слова. Установите соответствие: слово- его смысл.
А зАмок 1. Устройство, с помощью которого закрывают ключом
Б замОк 2. Старинное здание, крепость, жилище рыцаря
Ключ: А-1, Б-2
Установите соответствие. Слово - его смысл.
А крУжки 1. Геометрические фигуры
Б кружкИ 2. Посуда для питья
Ключ: А-2, Б-1
Установите соответствие. слово – его смысл.
А гвОздики 1. Цветы
Б гвоздИки 2. Металлические палочки специальной формы
Ключ: А-2, Б-1
Чу-щу пишу с У, ча-ща пишу с А. Какую букву ты напишешь в этих словах:
А чдо 1. А
Б блдо 2. Я
В чша 3. У
Г плж 4. Ю Ключ: а-3, б-4, в-1, г-2
Жи-ши пишу с буквой И. Какую букву ты напишешь в этих словах:
А снежнка 1. И
Б Иртш 2. Ы
В ужн
Г шповник Ключ: А-1, Б-2, В-1, Г-1, Д-2.
Д пль
В алфавите все буквы расположены строго по порядку. Расположите слова в алфавитном порядке:
А муравей 1
Б дорога 2
В труд 3
Г взаимопомощь 4
Д согласие 5 Ключ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-Д, 5-В
Слова могут обозначать предметы, их действия, качества. Какое слово что обозначает:
А красивый 1. Предмет
Б цветок 2. Действие
В растет 3. Качество
Г Земля
Д вертится
Г ласковый Ключ: А-3, Б-1, В-2, Г-1, Д-2, Г-3
Исключи лишнее. Слова, близкие по значению:
А бабуля В бабушка
Б старушка Г родственница Ответ: Г
Исключи лишнее. Слова, близкие по значению:
А смеяться В хохотать
Б баловаться Г хихикать Ответ: Б
Синонимами называют слова:
А близкие по значению
Б противоположные по значению Ответ: А
В разные по значению, но одинаковые по звучанию
Антонимами называются слова:
А близкие по значению
Б противоположные по значению Ответ: Б
В разные по значению, но одинаковые по звучанию
Омонимами называются:
А близкие по значению
Б противоположные по значению Ответ: В
В разные по значению, но одинаковые по звучанию
Установи соответствие. Слова – антонимы:
А горячий 1. широкий
Б радость 2. медленно
В быстро 3. глупый
Г сладко 4. тихо
Д умный 5. короткий
Е правда 6. холодный
Ж длинный 7. ложь
З громко 8. горько
К узкий 9. явное Ключ: А-6, Б-10, В-2, Г-8, Д-3,
Л тайное 10. грусть Е-7, Ж-5, З-4, К-1, Л-9
Как называются слова в стихотворении:
Норка вылезла из норки А синонимы
И пошла к знакомой норке Б антонимы
В норку норкину вошла В омонимы
Норку в норке не нашла Ответ: В



Как называются слова в стихотворении:
Бывает он в холод, А синонимы
Бывает и в зной, Б антонимы
Бывает он добрый, В омонимы
Бывает он злой Ответ: Б
Как называются слова в стихотворении:
Зябнет осинка, А синонимы
Дрожит на ветру, Б антонимы
Стынет на солнышке, В омонимы
Мерзнет в жару Ответ: А
Установите соответствие. Какие слова на какой вопрос отвечают:
А ландыш 1. Кто?
Б девочка 2. Что?
В крокодил
Г телефон
Д слон Ключ: А-2, Б-1, В-1, Г-2, Д-1, Е-1
Е Чебурашка
39. Слова, которые обозначают людей, животных, предметы и отвечают на вопросы Кто? Что? называются:
А существительными
Б прилагательными
В глаголами Ответ: А
40. Исключи лишнее. С большой буквы пишутся:
А имена, отчества, фамилии людей
Б названия улиц, сёл, городов, рек, озер, гор
В названия школьных предметов
Г клички животных Ответ: В
Укажи, почему слово написано с большой буквы:
Вот село Высокое
(место здесь высокое)
А кличка животного
Б имя человека
В название села
Г название речки Ответ: В
Д фамилия человека
Укажи, почему слово написано с большой буквы:
Это – кот Пушок
(Он и вправду, как пушок)
А кличка животного
Б имя человека
В название села
Г название речки Ответ: А
Д фамилия человека
Укажи, почему слово написано с большой буквы:
Вот моя подружка Роза.
(А в руках подружки – роза)
А кличка животного
Б имя человека
В название села
Г название речки
Д фамилия человека Ответ: Б
Укажи, почему слово написано с большой буквы:
Это – речка Тьма.
(В речке рыбы – тьма!)
А кличка животного
Б имя человека
В название села
Г название речки Ответ: Г
Д фамилия человека
Укажи, почему слово написано с большой буквы:
Вот какая чудо-рыбина!
(Рисовала Люда Рыбина)
А кличка животного
Б имя человека
В название села
Г название речки Ответ: Д
Д фамилия человека
Исключи лишнее. Какие буквы никогда не пишутся большими?
А ю В ы
Б ь Г ъ Ответ: А
47. Установи соответствие. На какой вопрос отвечает слово и сколько предметов(один или много) обозначает:
А груши 1. Кто? А один
Б ученики 2. Что? Б много
В рыбка
Г ножницы Ключ: А-2-Б, Б-1-Б, В-1-2, Г-2-А
48. Установи соответствие. На какой вопрос отвечает слово и сколько предметов(один или много) обозначает:
А конфета 1. кто? А один
Б гости 2. Что? Б много
В танцы
Г певец Ключ: А-2-А, Б-1-Б, В-2-Б, Г-1-А
49. Предлоги служат для связи слов. Вставь нужный предлог:
А вышел дому 1. к
Б сошел крыльца 2. от
В пошел двору 3. в
Г подошел газетному ларьку 4. до
Д отошел ларька 5. из
Е дошел трамвайной остановки 6. с
Ж вошел трамвай 7. По
Ключ: А-5, Б-6, В-7, Г-1, Д-2, Е-4, Ж-3
50. Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? называются:
А существительными
Б прилагательными
В глаголами Ответ: Б
51. Установи соответствие. Слово – часть речи.
А яблоко 1. Существительное
Б румяное 2. Прилагательное
В солнечный Ключ: А-1, Б-2, В-2, Г-1
Г день
52. Установи соответствие. Слово – часть речи.
А разноцветное 1. Существительное
Б коромысло 2. Прилагательное
В над 3. Глагол
Г рекою 4. Предлог
Д повисло
Ключ: А-2, Б-1, В-4, Г-1, Д-3
53. Слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы что делает? Что делают? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? называются:
А существительными
Б прилагательными
В глаголами
54. Установи соответствие. Слово – часть речи:
А склонила 1. Существительное
Б тяжелую 2. Прилагательное
В голову 3. Глагол
Г рожь 4. Предлог Ключ: А-3, Б-2, В-1, Г-1
55. Установи соответствие. Слово – часть речи:
А милой 1. существительное
Б девчонке 2. прилагательное
В обрадуйся 3. глагол
Г пригласи 4. предлог
Д на
Е танец Ключ: А-2, Б-1, В-3, Г-3, Д-4, Е-1
56. О каком знаке препинания идет речь?
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
А точка
Б вопросительный знак
В восклицательный знак Ответ: В
57. О каком знаке препинания идет речь?
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом
А точка
Б вопросительный знак
В восклицательный знак Ответ: Б
58. О каком знаке препинания идет речь?
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть
А точка
Б вопросительный знак
В восклицательный знак Ответ: А
59. Выбери соответствующий знак к предложениям.
А Ура, у нас каникулы 1. Точка
Б Почему ты не радуешься 2. Вопросительный знак
В Закончилось все хорошо 3. Восклицательный знак
Ключ: А-3, Б-2, В-1.
Литература
Л.А. Горбушина “Выразительное чтение и рассказывание” Москва. Просвещение 1975 г.
Ли Кларк “Изучаем скорочтение” 1993 г.
Д.Т. Тамбиева “Уроки по развитию речи учащихся” Ленинград. Просвещение 1983 г.
Ю.А. Гвоздарев “Язык есть исповедь народа” Москва. Просвещение 1990 г.
Начальная школа № 1, 1998 г.
Начальная школа № 5, 1998 г.
1. Маяцкая В.А. Технологические аспекты литературного чтения в начальной школе. – Ставрополь, 2001 год.
2. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – понятие и содержание. – Ставрополь, 2000 год.
3. Малкевич Л.В. Методы и приёмы развития творческого мышления учащихся на уроках литературного чтения. – Ставрополь, 2006 год.
4. Гревцева Е.А. Приоритетные направления развития творческих подходов в работе с одарёнными детьми. – Москва, 2007 год.
















13PAGE 15


13PAGE 142515



Гласные
звуки

Согласные звуки





Всегда твёрдые согласные звуки

Всегда мягкие согласные звуки

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ



Дидактическое пособие
по Русской грамоте. Заголовок 115