«300 лет со дня рождения великого ученого М.В. Ломоносова».


КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: «300 лет со дня рождения великого ученого М.В. Ломоносова».
Цели: Познакомить учащихся с жизнедеятельностью Ломоносова; расширить их кругозор; развивать речь учеников; воспитывать чувство уважения к одноклассникам и ребятам другого класса.
Планируемые результаты: Ученики должны познакомиться с жизнью и деятельностью Ломоносова; должны научиться читать оду, передавая с помощью интонации настроение поэта; должны уметь читать наизусть прозу; уметь слушать и отвечать на поставленные вопросы полным предложением; самостоятельно задавать вопросы по данной теме; должны научиться проявлять уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. Портрет М.В. Ломоносова;
2. Презентация о жизни и деятельности Ломоносова;
3. Иллюстрация с изображением панно Ломоносова;
4. Выставка детских работ учеников 2-Г класса, выполненных в технике «Мозаика».
5. Плакаты с терминами.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята 2-Б класса. Сегодня вы в гостях у 2-Г класса. Мы постараемся быть гостеприимными хозяевами, а вы, надеемся, станете доброжелательными гостями.
Разделимся на 2 команды, посоревнуемся, поделимся знаниями, познакомимся поближе.
«Марс» - команда 2-Б класса
«Парус дружбы» - команда 2-Г класса
Приветствие команд. Знакомство с капитанами команд.
Сообщение темы и целей классного часа.
Тема классного часа «300-лет со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова».
Вступительные слова учителя
Когда про человека говорят, что он гений – это значит по уму и таланту ему нет равных. За всю историю нашей планеты по-настоящему гениальных людей не так уж и много. Одним из них был М.В. Ломоносов.
Рассказ школьного библиотекаря о знаменательном событии.
Рассказы, заранее подготовленные учащимися 2-Г и 2-Б классов. (Ребята читают наизусть).
Ученик 1.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в Архангельской губернии близ села Холмогоры. Отец его был рыбаком, и мальчик с детства ходил с ним на ловлю рыбы. Михаил рано научился читать, ему страстно хотелось учиться дальше. Ломоносов отправился в Москву пешком.
(Вручается жетон выступающему).
Ученик 2.
В Москве Ломоносов решает поступить в Славяно-греко– латинскую академию. Но для этого ему пришлось выдать себя за сына дворянина, так как крестьянскому сыну туда дороги не было. А через 6 лет М.В. Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии. ( Вручается жетон выступающему).
Ученик 3.
Годы упорного труда на пути к знаниям – и Ломоносов становится крупнейшим ученым. Он много сделал в самых различных областях знаний, в литературе, в искусстве. Один французский историк даже считает, что в России два Ломоносова – поэт и химик. (Вручается жетон выступающему).
Ученик 4.
Но это был один и тот, же человек. Ломоносов был физиком и художником, астрономом и географом, историком и просветителем. Занимался делами государства. Работал без устали днем и ночью. Сила у него была такая, что он мог руками разгибать подковы. (Вручается жетон.)
Ученик 5.
У Ломоносова было много врагов. Царедворцы его так ненавидели, что однажды добились ареста ученого. Но и под арестом он продолжал заниматься наукой, словно чувствовал, что долго не проживет. М.В. Ломоносов умер в 54 года, но успел наработать на 100 лет вперед. (Вручается жетон).
Ученик 6.
Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звезд и планет. С помощью этого телескопа он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как наша Земля. (Вручается жетон).
Учитель:
Мы благодарим учеников 2-Б класса за интересные сведения и факты из жизни знаменитого ученого. Предлагаем учащимся 2-Г класса поделиться своими знаниями и рассказать о новых фактах.
Ученик 1.
М.В. Ломоносов стал первым, кто придумал научные термины. Его хлопотами в русской научной литературе утвердились термины такого вида: квадрат, минус, атмосфера, горизонтальный, микроскоп, барометр. (Вручается жетон).
Ученик 2.
Ломоносов заботился о сохранении физического здоровья народа и предлагал возродить « Олимпийские игры». Олимпийские игры возродились через 100 лет. (Вручается жетон).
Ученик 3.
М.В. Ломоносов владел в совершенстве 12 языками, среди них пермский, венгерский и другие.
Во времена Ломоносова рыбы было много, стоила она дешево. Студентов часто кормили треской, лососиной. Вот как раз в те времена « изобрели» рыбный день. (Вручается жетон).
Ученик 4.
Немало сил стоило Ломоносову добиться открытия в Москве университета. Это было первое в России высшее учебное заведение. Теперь этот университет в Москве с гордостью носит имя М.В. Ломоносова. (Вручается жетон).
Ученик 5.
Ломоносов внес огромный вклад в русскую литературу.
Его перу принадлежит ода по случаю восшествия на Всероссийский престол ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЙЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. (Вручается жетон).
Учитель:
Прослушайте отрывок из оды М.В. Ломоносова в исполнении ученика 2–Г класса.
Ученик 6.
Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И классы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли. (Вручается жетон).
Учитель:
- Ребята, понравились вам стихи? (Ответы учащихся).
Есть еще факты из жизни Ломоносова, которые вас могут заинтересовать.
Ученик 7.
До Ломоносова книги в основном писали в России на церковнославянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык. Он написал первую подлинно научную грамматику русского языка. (Вручается жетон).
Ученик 8.
Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику. По его рецептам на фабрике изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин – мозаик. Среди них знаменитая картина Полтавского боя и портрет Петра 1.
(Демонстрация картин).
(Вручается жетон).
СЮРПРИЗ для гостей.
Показ творческих работ учеников 2-Г класса, выполненных в технике «Мозаика».
Учитель:
Аплодисменты мастерам!
Сегодня вас ожидает еще один сюрприз. Презентация «М.В. Ломоносов». Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте. По окончании просмотра мы проведем соревнование двух команд.
Показ слайдов.
ВИКТОРИНА «Хочу все знать».
Учитель:
Какой знаменательной дате посвящен наш классный час?
Где родился Михайло Ломоносов?
Кем был отец Ломоносова?
Что заставило в 19 лет Михаила Ломоносова отправиться пешком в Москву?
В каком учебном заведении учился Ломоносов?
Какие трудности он испытывал в Москве?
Какими науками занимался Ломоносов?
Какие открытия принадлежат ученому?
(Подсчет жетонов, полученных за правильные ответы).
Учитель:
- Какие вопросы по данной теме вы хотите задать ученикам параллельного класса? (Дети задают свои вопросы).
Итог.
- Что нового для себя вы узнали?
- За что бы вы себя похвалили?
Подсчет жетонов. Награждение победителей.