Урок развития речи Обучение написанию текста-рассуждения (6 класс)


Открытый урок развития речи в 6 классе (2 часа)
Учитель – Вожакова Надежда Михайловна (МБОУ ГРИГОРЬЕВСКАЯ СОШ)
Тема: Текст-рассуждение
Цели урока:
образовательная – отработка навыков написания текста-рассуждения;
развивающая – развивать творческую, речевую, мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;воспитывающая – формировать нравственные качества, коммуникативность, прививать культуру речевого общения.

Ход урока
Вступление.
– Мы приветствуем гостей нашей школы. Желаем им от всего получить приятные впечатления, в том числе и от нашего урока развития речи.
– Речевые уроки требуют особой доверительной атмосферы. Давайте договоримся:
говорим все, но не перебиваем одноклассников;
говорим поодиночке и хором;
говорим негромко и по делу.
– Цель нашего урока: повторить теоретические сведения по теме и применить их на практике, то есть создать свой текст, пусть небольшой, но ёмкий по смыслу, так как тема нашего урока – ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ.
195636236447
Повторение.
– В череде речевых уроков эта тема стоит на особом месте. Почему?
- Какие типы текстов вы знаете и чем текст-рассуждение отличается от них?
(На доске табличка:2939774376572008122376570 ТЕЗИС
АРГУМЕНТЫ
ВЫВОД
- Какие ошибки при написании рассуждения нельзя допускать?
Тренировочные упражнения. (Устная работа со всем классом)
- В школьной практике рассуждения строятся или по вопросу или по тексту. Но умение формулировать ТЕЗИС и приводить АРГУМЕНТЫ требуется всегда.
Упражнение «Выдвигаем ТЕЗИС».
У человека должна быть цель в жизни? (Человек – разумное существо. Человек – венец развития природы. Я считаю, что у человека должна быть цель в жизни, потому что …. )Полезно ли пользоваться решебником? (Решебники – это сборники готовых домашних заданий. Я считаю, что …..)Нужны ли обществу законы? (Законы – это правила, обязательные для всех. Я думаю, что …. )Упражнение «Приводим аргументы».
Хорошо, когда ты занимаешься спортом. (Во-первых, …. Во-вторых, ….)
Хорошо, когда зимой много снега. (Во-первых, …. Во-вторых, ….)
Хорошо, когда дома есть компьютер. (Во-первых, …. Во-вторых, ….)
Устная работа с текстом.
Чтение текста (у каждого ученика – ксерокопия)
Анализ текста:
- Что взволновало? О чём сразу хочется сказать?
- Тема текста - …..
- Основная мысль текста - ….
- Стиль текста - …. (повествование). А мы будем писать рассуждение по прочитанному тексту.
- О чём можно рассуждать? (О мальчике по прозвищу Бычок или о мальчишках). Давайте построим рассуждение о положительном герое рассказа – о мальчике по прозвищу Бычок.
- Какими качествами обладал Бычок? (целеустремлённость, упорство, сила воли)
- Как они помогают человеку?
- Что эти качества вызывают у окружающих?
- Выдвигаем ТЕЗИС. (Упорство, целеустремлённость помогают человеку достичь желаемой цели и вызывают уважение у окружающих. Я считаю, что у героя рассказа Л. Куклина эти качества есть.)Физкультминутка.
Письменная работа – написание собственного текста-рассуждения по ТЕЗИСУ, сформулированному сообща. АРГУМЕНТЫ приводятся с опорой на номера предложений в тексте. (у каждого ученика – памятка)
58123711477150463993147715
46355019050 1). Тезис.
2). Аргументы.
Расскажи, каким был городской мальчишка по внешнему виду.
Зачем он поплыл?
Как мальчик упорно плыл? Как он тонул, но не кричал?
Даже смертельная опасность не победила в нём желание осуществить задуманное.
3) Вывод.
Значит, …. (Что человека делает сильным? Что помогает достичь успеха в любом деле?)463550101600
Чтение получившихся текстов-рассуждений.
Итог урока. Рефлексия.
Приложения
1) Текст для учеников:
(1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, – первый разряд! – они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака. (4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок - есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.
(5)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Камня - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством... (10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12) Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства.
(13)С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик... (18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка. (19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом: (20) - Ребята, а Бычок-то тонет...
(21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством
(23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку. (25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:
(27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть...
(29)- Чуть-чуть... - вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный!
(31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг:
(33) - А завтра вы здесь будете?
(34) - А тебе зачем? - не слишком вежливо буркнул я.
(35)- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно?
(42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая - не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:
(45) - Ладно... приходи, там посмотрим...
(46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали:
(47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе - и всё! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра...
(по Л.Куклину)
2). Опора для учителя:
1)Почему местные м-ки так негативно отнеслись к приезжему? (Внешность – № 3,4,7. Манеры – №5)
2) Почему он получил прозвище? Будет ли оно соответствовать ему в дальнейшем? (упрямство – Бычок)
3) ЗАЧЕМ он поплыл? (пр.№3, 5)
4) 8 пр. – Автор называет поступок «ОТЧАЯННЫМ».(безрассудный, от безысходности) Почему? (№7)
5) Как описывается состояние пловца? (№10, 11)
6) В чём ещё состояла опасность? (№13 – 18)
7) Когда начало меняться отношение к Бычку? (21, 22)
8) Что совсем изменило отношение к Бычку? (Целеустремлённость!) - №35 – 38, 44.
9) Объясните смысл последней фразы - №49,50.
ТЕЗИС: Упорство, целеустремлённость помогают человеку достичь желаемой цели и вызывают уважение окружающих. Я считаю, что эти качества у героя р-за Куклина есть.
АРГУМЕНТЫ: Городской мальчик летом оказался на море. Он был слабый, тощенький, большеголовый, носил круглые очочки. Местные мальчишки не принимали его в свою компанию. Тогда он решился на отчаянный поступок: поплыл до самого дальнего входа в бухту. Плыть было тяжело, он даже стал тонуть. Но не кричал. Его, конечно, спасли. Но мальчик решил, что снова должен доплыть. Даже смертельная опасность не победила в нём стремления достичь поставленной цели.
ВЫВОД: Целеустремлённость и сила воли – вот что превращает слабого в сильного.