Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру (4кл.)


интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Склонение имён существительных
Окружающий мир: вода в природе
Цели урока:
1.Обобщить знания о склонении имен существительных.
2.Совершенствовать умения определять тип склонения существительных
В начальной форме и косвенных падежах.
3.Развивать навык беглого чтения.
4.Продолжить формирование понятия я «вода».расширить представления о свойствах её как природного тела.
5.Учить бережному отношению к природе.
Оборудование: таблица «Три склонения имён существительных», глобус на столе учителя, набор рисунков детей «Вода в природе», отпечатанные тексты стихотворения И. Никитин.
Ход урока.
1. Вводная беседа.
Учитель. Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучением склонений имён существительных обобщим знания по Окружающему миру . Повторяя правила по орфографии, закрепляя наши умение определять типы склонения имён существительных, мы будем беседовать об основных свойствах воды , её местонахождении, значении для природы и человека, а значит и для нас .С каким настроением будем работать?
(обсуждение плана работы)
2. Минутка окружающего мира
-вспомните в каком состоянии встречается вода в природе?
(твёрдом, жидком, газообразном)
-где можно увидеть эти состояния воды?
(лёд на реке, пар из чайника, льющуюся струйку из крана)
- во что превращается вода при изменении температуры воздуха?
(в различные осадки)
- назовите их
(снег ,дождь, град, иней, изморозь, роса)
Запишите эти слова и определите их склонение
(записывают и выполняют взаимопроверку)
-мечтаете ли вы увидеть чудо? А какое чудо окружает нас постоянно?
(это вода)
-послушайте как можно красиво рассказать о воде. Обратите внимание на прилагательные , которые прозвучат в этом описании.
Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание капель росы и громадных айсбергов, волны тёплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень – всё это жидкое тело , это вода.
- назовите имена прилагательные , которые вы услышали в данном описании.
(дети вспоминают и называют)
3. Определение склонений имён существительных.
*образуйте от имен прилагательных, записанных на доске, имена существительные в единственном числе. Укажи их склонения.
( на доске заранее выписаны имена прилагательные из читаемого отрывка)
*обратите внимание на таблицу,которая послужит вам в выборе правильного ответа
Фантастика – 1 скл. Тепло – 2 скл. Узор - 2скл.
Причуда - 1скл. Лёд - 2скл. Радуга-1 скл.
Весна -1 скл. Громада -2скл. Жидкость -3 скл.
Какие слова можно отнести к теме вода?
(лед , жидкость)
2.Прочитайте стихотворение « Откуда приходит вода» И.Никитина и найдите слова , обозначающие различные состояния воды.
(чтение стихотворения)
-выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных её проявлениях.
(роса, газировка, туман, льдинка, слезинка, дождинка)
-откуда они появились?
(из океана)
-что такое океан?
(это крупный естественный водоём)
-сколько водоёмов на нашей планете Земля? Покажите на глобусе и назовите их.
-какие водоёмы вы ещё знаете?
(родник, ручей, река, море, озеро, пруд)
Учитель по мере называния записывает слова на доске.
-определите склонение имён существительных и запишите их в тетради.
(обсуждение)
-назовите водоём ,который со всех сторон окружён сушей,
(это озеро)
-какое самое глубокое озеро на земле?
(озеро Байкал)
-где оно находиться? Покажите на глобусе.
-запишем об этом удивительном озере несколько предложений
Озеро Байкал – голубая чаша Сибири. По Байкалу ходят белые корабли с грузами и пассажирами .В его волах обитают известные всему миру рыбы: омуль, сиг, осётр. А еще здесь живут нерпы(тюлени), но учёные до сих пор не знают как он там появились. (Е. Барас)
-какое словарное слово встретилось в тексте?
(пассажир)
-подчеркните имена существительные и определите тиры склонений.
-воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. Русский народ говорил в старину: «Мать – водица- всему царица!» . Что обозначает это выражение?
-теперь посмотрите на доску и прочитайте что на ней?
Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..селая ,г..в..рливая.Р..шили люди приучить реку к работе. Ведь она может помочь и к..ров доить, и з..млюп..хать,и ..город п..лоть, и д..ревья п..лить, и пш..ницу м..л..тить.
-какие словарные слова здесь встречаются?
- объясните пропущенные орфограммы.
-в каких словах звуков больше ,чем букв?
(весёлая, говорливая)
-разбери слова по составу
(весёлая, говорливая)
4. Минутка экологии.
-планета Земля –наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём.
Вам было домашнее задание прочитать стихотворение С. Михалкова «Прогулка» и подумать о поведении ребят на природе. Правильны ли их действия ? И выразить свои ответы в рисунках.
(обсуждение устных ответов учащихся)
-«Современный человек ,видимо не понимает, что всё вокруг нас – это продукты земли и моря и что он должен оберегать эти источники, Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь ,на которой сидим» -это сказал известный норвежский путешественник Тур Хейердал.
-дома подумайте над этими строчками и напишите сочинение рассуждение
о данном высказывании.
5. Итог урока
-обсуждение намеченного плана урока;
-что нового узнали;
-что запомнилось из материала урока;
-что бы ты еще хотел (а) узнать;
-с каким настроением работали
-самооценка
Приложение
И. Никитин
Спросил на днях малыш –сосед
У струйки ,льющейся из крана:
_ Откуда ты?
Вода в ответ:
-Издалека ! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты?- спросил росу.
-Поверь- из океана!
-Ты ,газировка ,что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
-Знай, малыш,
И я пришла из океана!
На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
-Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок из океана!
Удивительно , не так ли?
В супе , в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
С.Михалков «Прогулка»
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают ,как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку пошли ,место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили ,тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли , конечно ,мимо.
Эй, ребята,- крикнул Дима,
-Вот местечко , хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж . Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали ,жгли костры, В футбол играли.
Веселились как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели… Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не нашли.,