Открытый урок по окружающему миру Тундра ( 4 класс)


Открытый урок
Предмет - окружающий мир
Тема- В холодной тундре
Класс-4-а
Учитель - Хачкеева Н.В.
Цель: сформировать у детей представление о природной зоне тундры.
Предметные результаты:
находить и показывать на карте зону тундры ;приводить примеры живых организмов тундры; узнавать их на рисунках (фотографиях);
выявлять экологические связи в зоне тундры ;оценивать деятельность людей в зоне тундры и раскрывать возникшие экологические проблемы; формулировать экологические проблемы тундры;
давать характеристику зоны тундры по предложенному плану.
Метапредметные результаты:
понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;
использовать карту, текст и иллюстрации учебника для получения информации по теме урока;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды;
взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать уникальность природы тундры, ответственность человека за её состояние.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация MS Power Point, учебный фильм «Тундра», таблички: «ботаники», «зоологи» и «экологи», тесты, карточки с заданиями каждой группеХод урока
Организационный момент
Любознательные мои исследователи,
В путешествие отправиться пора!
Ждёт нас познавательная игра.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать, рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Сегодня у нас необычный урок, т.к. много гостей, работаем по группам.
Выбор названия группы: «ботаники», «зоологи» и «экологи»
- Кто такие ботаники? Зоологи? Экологи?
Бота́ника — наука о растениях.
Зоология  это наука, изучающая живот-ных.
Термин «экология» происходит от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище и логос – наука).
Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения организмов в сообществах и окружающей их среды обитания
Проверка знаний
На прошлом уроке мы с вами путешествовали по Арктическим пустыням
- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь (Острова Северного Ледовитого океана и прилегающие окраины материков)
- Как вы представляете себе Арктику? (В Арктике зимой не падают солнечные лучи, тянется долгая полярная ночь. Летом полярные области круглосуточно находятся на освещённой стороне Земли, и наступает полярный день. При этом солнце остаётся низко над горизонтом. В холодных поясах лёд не тает всё лето)- Каких представителей растительного и животного мира Арктики вы запомнили? (Белый медведь, морж, тюлень, кайра, чайка, рачки, гагарка, гренландский кит, мхи, лишайники, полярный мак)Работа по карточкам
Исправь географические ошибки в тексте:
Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и островами . Солнце в этих краях (не)поднимается высоко над горизонтом. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).
- О каких животных вам бы хотелось рассказать друзьям?
Заслушиваются сообщения, приготовленные учащимися дома.
ФизминуткаСообщение темы урока
Новая природная зона приглашает нас –
В экспедицию отправляется весь класс.
А чтобы тему урока узнать,
На тест ответы нужно написать!
Тест «Арктика»
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
и) на островах Тихого океана;
р) на островах Индийского океана;
т) на островах Северного Ледовитого океана.
2. В Арктике для растений и животных сложились…
у) суровые условия;
д) комфортные условия.
3. В ледяной зоне растут:
в) кедры, березы, черемуха;
н) лишайники, мхи, полярные маки;
ф) бузина, орешник, айва.
4. В Арктике обитают животные:
р) бобры, нутрии, хомяки;
у) волки, белые медведи, рыси;
д) моржи, тюлени, белые медведи.
5. Арктический заповедник расположен…
д) на земле Франца Иосифа;
л) на Северной земле;
р) на острове Врангеля.
6. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
е) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
и) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
а) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».
- Прочитайте, что у вас получилось? Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать
- Цель нашей экспедиции - тундра.
Звучит песня “Увезу тебя я в тундру” (ВИА “Самоцветы”).
4. Работа над новой темой
Работать мы будем по плану:
1. Географическое положение и климатические условия зоны.
2. Растительный и животный мир тундры.
3. Тундра и человек.
- Найдите эту природную зону на ваших картах с.74-75.
- Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена в полярном поясе. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западносибирской.)- Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.) - Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание.
Работа по группам.
- Да климат в тундре очень суровый. Посмотрите, ребята, какая серая картина, интересно, что растёт здесь и кто может жить в таких условиях? А сейчас включаются в работу наши «ботаники», «зоологи» и «экологи». Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут? А затем мы с вами выслушаем представителя каждой группы и увидим такая ли тундра серая и безжизненная.
Материалы для «ботаников»:
Учебник (стр. 84), карточки с изображением растений ( ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, полярная ива).
Вопросы:
1. Какие растения растут в тундре?
2. Как растения приспособились к жизни в тундре? (Корни, стебли, листья - на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)
Материалы для «зоологов»:
Карточки с изображением зверей и птиц (журавль, гусь, лебедь, кулик, белая куропатка, белая сова, лемминг, песец, северный олень) , материал учебника (стр. 83-85).
Вопросы:
Какие животные и птицы обитают в тундре?
Какие птицы прилетают в тундру на лето?
Какие птицы живут в тундре постоянно?
. Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)
Материалы для «экологов»:
Учебник (стр. 85).
Письмо
Мы, оленеводы, коренные жители тундры, издавна ведём кочевой образ жизни, Перегоняем оленей по определённому маршруту в поисках ягеля. Ягель - это основной корм оленей. Олени никогда не выедают весь мох, поэтому и сохраняется природное равновесие. Но с приходом в тундру нефтяников и газовиков это равновесие нарушилось…
Шипы стальных гусениц вездеходов сдирают с тундры её зелёный покров, вся тундра исполосована незаживающими ранами, а ведь шрамы затянутся только через несколько десятков лет. Через всю тундру на многие тысячи километров протянуты железные трубы, которые называются газопроводами и нефтепроводами. Олени в панике натыкаются на них и гибнут в давке. От выброса нефти и газа на поверхность земли возникают пожары, в результате которых выгорает вся растительность.
Начните ответ так: «У оленеводов, коренных жителей тундры, издавна ведущих кочевой образ жизни, с приходом газовиков и нефтяников, образовались такие проблемы:
1)_____2)_____
Подсказка: нарушается поверхностный слой тундры, пожары уничтожают растительность, трубопроводы преграждают стадам привычный маршрут, нефть разливается по поверхности земли.
Мы предлагаем решить эти проблемы так:
1)______2)______
Варианты ответов: Заменить стальные шипы гусениц на менее травмирующие колёса, проложить одну колею к месту добычи нефти и газа, придумать способ перехода оленьих стад через линию газопровода и нефтепровода, предотвращать розливы нефти, не допускать возникновения пожара в местах их добычи.
Вопросы:
1. Основные занятия населения тундры.
2. Экологические проблемы тундры.
3. Охрана природы тундры.
Дети работают в группах и готовят ответы на вопросы. Учитель консультирует.
Выступление групп
Примерный рассказ «ботаников»:
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (закрепление карточек на модели). Все растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
- Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)
- Запишем эти данные в наши опорные схемы.
Примерный рассказ «зоологов»:
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на модели). Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
- Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)
5. Физкультминутка
6. Продолжение новой темы
Примерный рассказ «экологов»: (параллельно рассказу экологов учителем составляется схема «Влияние деятельности человека на природу тундры»)
Основное занятие населения тундры - оленеводство (показ слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа (показ слайдов). В результате этой деятельности в тундре возникли экологические проблемы:
оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, оленьи пастбища вытаптываются, это ведёт к гибели растений.
от гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы, гибнут растения и животные;
местность загрязняется нефтью во время ее добычи, гибнут растения и животные;
незаконная охота – браконьерство, гибнут животные.
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
- Молодцы, ребята! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями
7. Закрепление материала
А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (Просмотр фильма о тундре)
- Скажите, ребята, можем ли мы назвать тундру серой и безжизненной?
- Составьте две-три цепи питания. (Коллективно у доски на «модели» зоны)
- Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо за работу.
8. Итог урока. Выставление оценок
Учащиеся читают вывод на с. 85 учебника.
Учитель. Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо всем.
Домашнее задание
С. 82-85. Ответы на вопросы «Проверь себя» (с. 85); РТ с.48-49