Предметные недели в начальной школе

С. В. Козицина,
учитель начальных классов
МБОУ «Коношская средняя школа»,
п. Коноша, Архангельская область

Предметные недели в начальной школе

Предметная Неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединённых общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчинённая решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т.п.
Мероприятия Предметной Недели (ПН) позволяют:
1. Создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одарённых и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
2. Позволяют приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребёнка.
3. Рассматривают проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности и развитие осознанных мотивов учения.
4. Связать дополнительный материал по предмету с основным программным курсом обучения, углубляют, дополняют его и тем самым повышают уровень образования обучающихся, способствуют их развитию, расширяют их кругозор.
5. Дать хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.
6. Показывать не только возможности учащихся, но и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Специфика ПН как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
Главной особенностью ПН является то, что она выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем её участникам.
Цель ПН: Поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении; для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
Задачи ПН: Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной. Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам точного и естественнонаучного цикла. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. Формирование команды педагогов, решающих проектные задачи.
Подготовка ПН включает в себя: концепцию проекта; принципы реализации проекта; организацию и порядок проведения ПН (план-график подготовки, этапы и сроки реализации абстрактного проекта); методические рекомендации по разработке, организации и проведению мероприятий ПН; определение роли учителя при организации и проведении ПН; формы поощрения участников ПН; анализ рисков; план реализации проекта ПН по определённой тематике (план-график с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
Планирование ПН: Определяем тему. Выписываем все понятия, которые хочется изучить. Выбираем материал для теоретического (информационного) блока. Это могут быть определённые книги, мультфильмы, презентации, аудиосказки, изображения. Выбираем игры и задания.
Несколько советов организаторам ПН:
Если вы планируете проводить ПН, нужно составить примерный план по дням. Возможно, вы захотите посетить, например, музей по теме вашей недели, а на это лучше настроиться (и подготовиться!) заранее.
Чтобы составить успешное тематическое планирование ПН, ответьте на 4 вопроса: 1) что я хочу рассказать; 2) как я это расскажу; 3) как мы в это поиграем; 4) как проверю, что информация усвоена.
Если вы ответите на эти вопросы, тематическое планирование будет составлено.
Развитие младшего школьника можно разделить на такие подгруппы:
Речь. Математика. Счёт. Формы и цвета. Логика. Внимание. Память. Мышление. Музыкальное развитие. Эстетическое развитие. Физическое развитие. Мелкая моторика.
При выборе определённых игр и заданий поступить можно по-разному.
Способ 1. Заранее создать папки и документы на компьютере (например, папка «Морская неделя», документ «Пальчиковые игры») и в процессе интернет - поиска сохранять у себя понравившиеся идеи, сразу сортируя их. И уже потом выбирать из них любую подходящую к ситуации. Это как тетрадь хозяйки с рецептами. Фиксировать понравившуюся идею нужно сразу!
Способ 2. Найти всё, что необходимо в имеющихся дома, библиотеке книгах и развивающих пособиях. Этот вариант отлично дополняет предыдущий. Но в качестве самостоятельного имеет недостатки: -Не у каждого учителя дома найдётся абсолютно всё, что нужно.
-Если библиотека пособий дома достаточно большая, то чтобы выбрать что-то легко и быстро, необходимо заранее рассортировать книги и выбирать задания уже из необходимого блока. К примеру, книги разложить на полках по блокам «Окружающий мир. Познание», «Математика. Счет. Логика. Мышление. Внимание», «Развитие речи», «Развитие навыков письма», «Наклейки. Аппликации».
Способ 3. Самый трудо- и времязатратный. Поиски идей и книг в интернете непосредственно под определённую тематику. Поиски, безусловно, будут интересными. К тому же в процессе попадутся идеи для занятий на другие темы.
Принципы организации предметной недели.
1. Принцип развития: личности учащегося и учителя через взаимодействие; индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении; стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
2. Принцип личной причастности: каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
3. Принцип массовости: работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.
4. Принцип доступности: подбираются разноуровневые задания.
5. Принцип заинтересованности: задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.
6. Принцип междисциплинарного подхода: формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира.
7. Принцип выбора и ответственности: учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.
8. Принцип соревновательности: ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов
9. Принцип открытости: участвовать в мероприятиях Недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.
10. Принцип сотрудничества: предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Учащийся – Учитель, Старшие – Младшие, Учащийся – РодительИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНО
11. Принцип неповторимости, особости: каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов её успеха.
ПН проводится в соответствии с планом работы методического объединения. Тематика ПН определяется на заседании методического объединения и является единой.
Мероприятия ПН соответствуют целям и тематике недели. Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребёнка. Проект предполагает разработку положения, регулирующего все тонкости оценивания мероприятий. В течение всего срока ведётся экран, демонстрирующий коллективные результаты участников ПН.
Анализ рисков.
Руководитель проекта –риск (трудности во взаимодействии с участниками проекта) –пути преодоления (консультирование участников проекта, мотивация).
Учащиеся – риск (перегрузка) - пути преодоления (проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов детей).
Родители – риск (низкая компетентность родителей в данном вопросе) – пути преодоления (педагогическое консультирование).
Педагоги – риск (высокая загруженность, нежелание сотрудничать) - пути преодоления (мотивация)
Ожидаемые результаты.
На уровне социума. Повышение имиджа учреждения в социуме; расширение сетевого взаимодействия.
На уровне учреждения.Школа: сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов; получит эффективную образовательную среду; пополнит методическую базу по предметам точного и естественнонаучного циклов; сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся.
На уровне администрации: мониторинг уровня профессионализма учителя; представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы; подготовка материалов к публикации.
На уровне обучающегося:Ученики продемонстрируют сформированность:
Информационной, социальной, коммуникативной компетенции: умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы; умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме; умение вносить коррективы в ранее принятые решения; умение оценивать результаты; умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно; умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
Предметной, познавательной компетенции: подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой ПН; расширение истогрико-научного кругозора учащихся в предметной области.
На уровне педагога.Учителя: создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников; помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им; овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета; усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий ПН.
На уровне родителей: сформированность мотивации к сотрудничеству со школой; высокая степень включённости родителей в деятельность школы; повышение коммуникативной культуры.
Система информирования о ПН: сайт школы,сайт класса, стенд, ученический совет школы, родительские собрания, классные часы.
Дальнейшее развитие ПН.Особенностью ПН может быть её масштабируемость, дополняемость. На основе этой ПН предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа участников.
Практическая значимость ПН заключается в том, что её методические и дидактические разработки могут использоваться при организации и проведении ПН по любому предмету и в любом образовательном учреждении.
При проведении ПН удачно сочетаются коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся используются оригинальные наглядные пособия, проводятся игры, КВНы, конкурсы, викторины, театрализованные представления с применением ИКТ. Учащиеся готовят свои проекты, выступают в роли исследователей неизведанных пока тайн.
При разработке мероприятий надо использовать задания, которые требовали бы от учащихся не простого воспроизведения приобретённых знаний и умений, а их творческого применения. Именно такие задания вызывают у учащихся наибольший интерес. Интересными и полезными для учащихся станут познавательные задачи, для решения которых можно предложить несколько вариантов ответов.
ПН помогут учащимся узнать себя, дадут возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, умение делать умозаключения, самостоятельность, организаторские и интеллектуальные способности при подготовке и проведении мероприятий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Организация и проведение предметной недели в начальной школе позволяет учителям начальной школы выйти на новый личностный профессиональный уровень при проведении открытых уроков.
2.Взаимопосещение уроков коллег способствует повышению квалификации учителей начальной школы через ознакомление методов работы коллег и форм организации деятельности учащихся.
3.Деятельностный подход и учет особенностей восприятия учебного материала на уроках в начальной школе позволяет учителям отойти от традиционного построения урока, акцентировать внимание учащихся на этапах выделения проблемы, возможных поисков ее решения, целеполагания, планирования, самооценки собственной деятельности.
4.Выбор тем для уроков и внеклассных мероприятий позволяет создать условия для самовыражения практически каждого учащегося.
5.Создание учебных проблемных ситуаций способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
6.Предметно-практическое обучение позволяет учащимся успешно усвоить новые знания, поскольку они формируются в процессе применения на практике.
7.После проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, улучшают успеваемость по предмету, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.
Список литературы:
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. – М.: Вербум-М, 2000.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: «Вако», 2007
4. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. – М.: ГИЦ Владос, 2002.
5. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
Интернет ресурсы. Авторские предметные недели.
1. «Страна Наума Грамотника» (предметная неделя по русскому языку) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. «В царстве Смекалки, или Арифметика для всех» (предметная неделя по математике) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. «Город Мастеров. Наполним радугой сердца» (предметная неделя по ИЗО и технологии) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
|ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 615