Методическая разработка на тему Современный урок химии в 8 классе по теме «Вычисления по химическим уравнениям»


Министерство общего и профессионального общего образования
Свердловской области
Управление образования Богдановичского городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каменноозерская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
Современный урок химии в 8 классе по теме «Вычисления по химическим уравнениям»
Автор
Рогозина Лидия Шакуровнаучитель химии первой категории
г. Богданович, 2016
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………….…………….3
Технологическая карта (конструкт урока)……………………………4
Дидактические материалы к уроку……………………………………6
Список информационных материалов………………………………..12
Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС ООО), реализующих системно-деятельностный подход особую актуальность приобретает формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
В связи с этим важными задачами школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающиеся сами должны стать «архитекторами и строителями» образовательного процесса.
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках химии направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты предусматривают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Достижение метапредметных и познавательных УУД способствует активизации познавательной деятельности и позволяет обучающимся выполнять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно–следственных связей.
Предметные результаты направлены на: формирование первоначальных систематизированных представлений о химических объектах, химических процессах. Этим обусловлен выбор темы данного проекта.
Объект исследования: реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии.
Предмет исследования: развитие УУД на уроке химии в 8 классе.
Цель: повысить уровень компетентности педагога по формированию и развитию УУД обучающихся на уроке химии.
Задачи:
1.Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую принципы системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО второго поколения.
2.Отобрать методы, приемы, средства, направленные на формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке химии в 8 классе по теме «Вычисления по химическим уравнениям».
3. Составить конструкт урока по химии в 8 классе по теме «Вычисления по химическим уравнениям».
Методы: обобщение, анализ, индукция, моделирование.
Планируемый результат: повышение уровня компетентности педагога по формированию и развитию УУД обучающихся на уроке химии.
Технологическая карта (конструкт) урока
Тема урока: Вычисления по химическим уравнениям
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: комбинированный.
Цель урока: научить вычислять по заданным химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или известному количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.
Развивающие задачи урока: развивать умение составлять программу своей деятельности
Обучающие задачи урока: планируется, что к концу урока обучающиеся будут знать:
понятия «количество вещества», «моль», «молярная масса», «реагент», «продукт реакции»;
уметь: решать задачи с использованием данных понятий, анализировать ситуацию, планировать, выполнять намеченный план и осмысливать результат своей деятельности с целью коррекции или перехода к следующему витку деятельности.
Воспитательные задачи урока: создание условий для понимания значимости темы урока для умения решать жизненные проблемы
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: формировать ответственное отношение к учению.
Метапредметные: развивать умения работать по алгоритму, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Предметные:
Базовый уровень – уметь вычислять по заданным химическим уравнениям массу или количество вещества по известному количеству вещества или по известной массе одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ
Повышенный уровень – уметь решать задачи по химическим уравнениям несколькими способами (стандартным и с использованием схем Г.М. Можаева)
Высокий уровень – уметь вычислять задачи в измененной нестандартной ситуации
Оборудование
УМК под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана:
Химия. 8 класс. Учебник;
Химия 8 класс. Рабочая тетрадь;
Электронное приложение к учебнику Химия. 8 класс.
Этап урока, продолжительность Деятельность учителя Деятельность ученика Развиваемые универсальные учебные действия
I.Мотивационный.
Цель: 1. Подготовить обучающихся к учебной деятельности на уроке.
2. Создать условия для включения обучающихся в активную учебную деятельность через формулирование задач урока. Приветствует учеников, создает благоприятную атмосферу на уроке.
Вводит проблемную ситуацию (задачу).
Выслушивает мнение учеников.
Подводит детей к формулированию задач урока. Приветствуют учителя.
Показывают готовность к деятельности.
Определяют тему урока.
Высказывают личное мнение.
Формулируют задачи урока. Л. Повышение мотивации к обучению.
П. Выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование познавательной цели.
К. Готовность к инициативному сотрудничеству.
II. Изучение нового материала.
Цель: 1. Создать условия для освоения учащимися знаний и способов действий.
2. Установить правильность и осознанность усвоения первичного материала и его корректировка. Организует работу с учебником.
Подводит к традиционному алгоритму решения химической задачи.
Знакомит с новым способом решения задач через составление схематического анализа задачи Знакомятся с решением задач, приведенных в учебнике.
Анализируют пути решения задач.
Составляют алгоритм решения задач по химическим уравнениям.
Знакомятся с новым способом решения задач по плану:
Анализ ситуации.
Планирование.
Выполнение намеченного плана.
Осмысление результата Л. Понимать значимость приобретенных на уроке знаний и умений.
Р. Уметь задавать программу своей деятельности.
П. Уметь искать и выделять информацию, анализировать с связи с поставленной целью.
К. Уметь точно выражать свои мысли.
III. Контрольный.
Цель: провести анализ и оценку успешности выполнения поставленных задач урока. Проверяет знания, полученные на уроке.
Подводит к формулированию вывода по уроку.
Организует рефлексию на уроке Решают проблемную задачу.
Формулируют выводы по уроку
Осуществляют рефлексию (определяют соответствие личного результата требованиям, стр.125 учебника) Р. Уметь анализировать и оценивать свою работу.
П. Уметь обобщать информацию, восполнять недостающие знания.
К. Уметь точно выражать свои мысли.
IV. Домашнее задание.
Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения задания. Формулирует дифференцированное домашнее задание. Фиксирует дифференцированное домашнее задание. Р. Развитие волевой саморегуляции.
П. Уметь решать задачи разными способами. Выбирать оптимальный способ решения
Список информационных материалов
Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия. Метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. М. «Вако», 2014.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. «Речь», Санкт-Петербург, 2003.
Каверина А.А., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы. М. «Просвещение», 2013.
Можаев Г.М. Решение задач как средство развития мышления учащихся./Химия: Методика преподавания в школе, 2003, №3 (http://www.kontren.narod.ru/lttrs/MetZ_2.htm)Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. Библиотека журнала «Химия в школе», 2001, №6
http://www.altsyn.com/1_articles/113/vodorodnoe-toplivohttp://avtoshef.com/vodorodnye-dvigateli-na-avto-2/