Подготовка голосового аппарата к пению

Подготовка голосового аппарата к пению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из задач музыкального образования в младших классах является: развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания.
Развивая певческий голос в первом, втором классе чаще всего приходится работать сначала над развитием координации слуха и голоса. С возрастом, развитый голос становится более сильным, так как голосовые связки растут и тогда уже перед учителем встают новые задачи по развитию певческого голоса. Поэтому Фонопедический метод Виктора Емельянова я активно использую в начальной школе с элементами игры. Ведь игровая деятельность ещё остаётся ведущей в первом, втором классе в возрасте 6-7лет.
Упражнения, предложенные автором метода, необходимо усваивать постепенно, в определённой последовательности, чтобы эти упражнения стали своего рода тренингом. Перед разучиванием песен, я на каждом уроке выполняю с учащимися этот комплекс упражнений, в который входят: артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации, ребята с удовольствием его выполняют. Каждое упражнение сопровождается иллюстрацией.
Данные упражнения можно использовать и в работе с хором, солистами. Со временем, становясь старше, учащиеся выполняют эти упражнения довольно таки быстро, уверенно и тогда я начинаю работу над дыханием, тембровой окраской голоса, чистотой интонации. Данный комплекс я использую больше десяти лет, и результатом становятся победы вокальных ансамблей учащихся школы на городских фестивалях и конкурсах.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА К ПЕНИЮ
по методу В.Емельянова
(1-2 КЛАСС)

Упражнение «Сверчок» В уголке сидит сверчок
Ему покажем язычок.
Язычок убрали, красивые стали.
Покусать кончик языка до активизации слюнных желез.
Давайте детки, пожжем конфетки.
Пожевали, раскусили и всё проглотили.
Покусать язык, постепенно его высовывать, чтобы дети стали покусывать середину языка.

Упражнение «Бурёнка» Бурёнка по полю идёт
Травку щиплет и жуёт.
За одной щекой, за другой,
Покачала головой
И пошла к себе домой.
Пожевать язык попеременно на одной и на другой стороне рта для увлажнения.

Упражнение «Белочка» На пушистой ветке
Белочка живёт
Утром умывается,
Песенки поёт
(Проводим небольшой массаж лицевой мускулатуры)

Упражнение «Ёжик». Вдруг, видит, ёжик по дорожке побежал,
Цветочек понюхал, змею увидал
Глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот.

«Не шипи Змея, не боюсь я тебя! - сказал он змее.
Произносим в низком, среднем и высоком регистре.
Упражнение «Змея». А она как зашипит!
Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной и после каждой согласной, рот принимал исходное положение. Последовательность согласных: Ш, С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.

Упражнение «Медведь».
Здесь осваивается последовательность гласных в низком не фальцетном режиме.
Произносим с угрожающей интонацией: У, УО, УОА, УОАЭ, КОАЭЫ и в обратном порядке: Ы, ЫЭ,ЫЭА,ЫЭАО,ЫЭАОУ.

Упражнение «Качели». Рот открыт на максимум, и пальцы контролируют мягкость щёк. В этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани нефальцетного и фальцетного. Последовательность гласных «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы», «Ы-ы».

Упражнение «Динозаврик». Рисуем голосом большого зверя с очень маленькой головой, очень длинной шеей, громадным туловищем, толстыми ногами, уходящим в болото хвостом.
«у-У», «О», «А», «Э», «Ы».

Упражнение «Машинки». Чередование вибрации губ и гласной «Ы». Пять шагов гаммы. Тональность ля бемоль мажор. Рот открывается максимально, язык становится в положение «Ы». Те же самые упражнения повторяются на октаву выше.

Упражнение «Унисон». На звук «Ю» от ноты соль первой октавы поём до ноты до второй октавы.

Упражнение «Стаккато». Поём на звуке «Ю» от ноты до второй октавы вверх на два тона и обратно до ноты до первой октавы

Упражнение «Гамма». Семь нот как семь цветов радуги. Гамму «До мажор» поём с названием нот вверх и вниз на легато, затем вниз от до второй октавы до ноты до первой в ритме польки до-о, си-и, ля-а, и т.д. То же поём вниз в ритме вальса До-о-о, си-и-и, ля-а-а и т.д., потом в ритме марша.

Упражнение «Унисон». Снова выстраиваем унисон на звуке соль первой октавы.


ИСТРИЯ О ПЧЁЛКЕ МАЙЕ.
Данный материал разработан Квашниной М.П. по мотивам мультфильма «Пчёлка Майя».
Однажды утром проснулась пчёлка Майя. Улыбнулась она солнышку, потянулась, позевала. Дети потягиваются, выпрямляют спину, освобождая диафрагму, изображают, как они позевают, открывают глубоко рот.

Для того чтобы умыться, Майя подпрыгнула на листке и капелька скатилась вниз, прямо к ней в ладошки. Проводим небольшой массаж лицевой мускулатуры.
Умывшись, майя стала будить своего друга Вили. Счёт от 1 до 10 с постепенным усилением силы звука.

А не перекусить ли нам чего-нибудь? - спросила Майя. И они с Вили полетели на новую поляну, где росли необычайно красивые цветы. Вили летел медленно, а Майя быстро. Чередование вибрации губ и гласной «Ы». Пять шагов гаммы. Тональность ля бемоль мажор. Рот открывается максимально, язык становится в положение «Ы». Те же самые упражнения повторяются на октаву выше.
И вот они прилетели на полянку, где росли прекрасные цветы, и было много пыльцы. Майя села на самый красивый цветок и ощутила его приятный аромат. Глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот.

Вдруг Вили услышал страшное жужжание, оно приближалось всё ближе и ближе! Это Шершень, закричала Майя и полетела к Вили. Здесь осваивается последовательность гласных в низком не фальцетном режиме. Произносим с угрожающей интонацией: У, УО, УОА, УОАЭ, КОАЭЫ и в обратном порядке: Ы, ЫЭ,ЫЭА,ЫЭАО,ЫЭАОУ.

Вместе они смогли обмануть Шершня, Майя полетела направо, а Вили налево. А ещё они летели вверх и вниз, поэтому Шершень решил, не гнаться за ними. Рот открыт на максимум, и пальцы контролируют мягкость щёк. В этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани нефальцетного и фальцетного. Последовательность гласных «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы», «Ы-ы».
Через некоторое время они встретились на цветке ромашке. От страха Майя потеряла дар речи. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной и после каждой согласной, рот принимал исходное положение. Последовательность согласных: Ш, С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.

Вдруг Майя услышала красивую мелодию, и они с Вили полетели на этот красивый звук. И тут к Майе вернулась речь. Дорогой Флип, здравствуй! Оказывается, это ты играл на дудочке эту красивую мелодию! Да, это я, - ответил Флип и снова заиграл. Упражнение «Унисон» на звук «Ю» от ноты соль первой октавы поём до ноты до второй октавы. Упражнение «Стаккато» поём на звуке «Ю» от ноты до второй октавы вверх на два тона и обратно до ноты до первой октавы.

Вили и Майе очень захотелось спеть мелодию, которую играл Флип, и они запели. Упражнение «Гамма» Гамму «До мажор» поём с названием нот вверх и вниз на легато, затем вниз от до второй октавы до ноты до первой в ритме польки до-о, си-и, ля-а, и т.д. То же поём вниз в ритме вальса До-о-о, си-и-и, ля-а-а и т.д., потом в ритме марша.

Вот такая интересная история приключилась с пчёлкой Майей и Вили. Они ещё долго пели, до самого вечера. Исполнение мелодии из мультфильма «Пчёлка Майя» на звук «А».





15