Технологическая карта урока Моделирование как метод познания


Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика . 6 класс. ФГОС. «Моделирование как метод познания»
Урок 14. Моделирование как метод познания.
Цели урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей.
Задачи урока:
1. Обучающие: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными видами моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графических возможностей текстового редактора.
2. Воспитывающие: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала; использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.
3. Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира
Тип урока: урок получения новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
- предметные — представления о моделях и моделировании;
- метапредметные — владение знаково-символическими действиями;
- личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.
Решаемые учебные задачи:
- сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании;
- сформировать представление о разнообразии моделей;
- научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей;
- дать примеры использования графического редактора для создания образных (графических) информационных моделей.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- объект-оригинал;
- модель;
- моделирование;
- натурная модель;
- информационная модель.
Используемые на уроке средства ИКТ: - персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение: 1) презентация «Моделирование как метод познания»;

Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1 Организационный момент Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
Познавательные УУД:
закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.
Личностные УУД:
развитие памяти и мышления
2 Мотивация учебной деятельности Ребята, сегодня на уроке у нас очень много необычных для урока информатики предметов. Кажется, что они не имеют абсолютно никакого отношения к уроку информатики, но это далеко не так. Давайте рассмотрим и назовем эти предметы и их назначение.
Ребята, сегодня вам предстоит оценить себя самостоятельно. Для этого вы получаете листы оценивания. Обучающиеся называют предметы:
- глобус – модель земного шара
- манекен – модель человеческого тела
- машинка – уменьшенная копия автомобиля
- карта – отображение местности
3 Актуализация опорных знаний. Мы с вами говорили, что объекты, имеющие схожие признаки можно объединить в группу. Давайте вспомним, как называется группа объектов, имеющая схожие признаки.?Давайте еще раз посмотрим на все эти объекты и подумаем в какое множество мы можем их объединить? А по какому признаку?
. Ученики отвечают, множество.
Ученики отвечают – модели.
Используются для представления различных объектов
4 Формулирование темы и целей
А о каких свойствах реальных объектов можно узнать по модели?
Как вы думаете, как называется процесс создания модели? А для чего нужно моделировать?
Вы согласитесь с моим утверждением, что моделирование – это метод познания окружающего мира.
Это и будет темой нашего урока
Учитель записывает тему урока на доске-
Ребята, чтобы освоить процесс моделирования нужно иметь определенные знания. Как вы думаете, что нам нужно узнать? Значит цель узнать –
Как узнать какую модель в какой задаче использовать? Значит, нам нужно понять-
И конечно, все мы хотели бы без проблем создавать разные модели. Значит, что нам нужно уметь? Сегодня мы сможем составить самую настоящую графическую модель. Хотели бы научиться? Значит цель научиться у нас
А сейчас хочу обратить ваше внимание на ключевые понятия нашего урока
Учитель называет ключевые понятия урока:
- объект-оригинал;
- модель;
- моделирование;
- натурная модель;
- информационная модель.
Обратите внимание, Сегодня на уроке каждый сможет оценить себя самостоятельно. Для этого я раздаю вам вот такие листы оценивания. Каждое задание будет оцениваться определенным количеством баллов. Заработанные балы вы будете вносить в таблицу. Сейчас прошу вас подписать эти листы. О форме, размере, расположении
Моделирование
Чтобы изучить различные объекты и явления
Да
- «Моделирование как метод познания»
Зачем создают модели
Какие виды моделей существуют, какие их отличительные признаки
Создавать графические модели с помощью компьютера
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли,
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему
Познавательные УУД
- развитие логического мышления
5 Изучение новой темы
5.1. Коллективная работа Погружение в тему:
1. определение «Модель», «Моделирование»
Ребята, давайте синтезируем все три понятия в единое и выведем свое понятие модели. Кто напомнит, что такое синтез понятий.
Как вы думаете, модель всегда материальна? Разобраться в этом нам поможет следующее задание. Какой вывод можем сделать после выполнения этого задания?
Давайте это проверим
Предлагаю вам узнать о моделировании больше.
Изучение нового материала
Просмотр видео 1 ученик ищет определение «модель» в толковом словаре
1 ученик в сети Интернет
Остальные учащиеся в учебнике
Ученики сравнивают понятия, предлагают варианты, записывают определение «модель в тетрадь»
Ученики выполняют задание http://LearningApps.org/display?v=p6c98eszj16
Вставить слова на место пропусков
Ученики отвечают, что модель объекта может быть как материальной, так и нематериальной
- просмотр презентации с объяснением учителя
- просмотр видео Познавательные УУД:
развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.
применение методов информационного поиска
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе, доказывать свою точку зрения.
6 Этап первичного закрепления знаний
6.1. Работа в группах
6.2. Индивидуальная работа за компьютером Ребята, предлагаю вам разделиться на две группы и выполнить следующее задание
- Познакомься с видами моделей и их свойствами. Расскажи.
Предлагаю выдвинуть лидеров от команд, которые представят ваши работы
А теперь на основе полученных знаний предлагаю вам поработать индивидуально.
Вам необходимо предложенные модели разделить на две группы: информационные и натурные. Задание оценивается в 2 балла - работают в группе по 5 чел с учебником, с.52-53, выполняют задания на ватмане (заполнить схему)
Ученики защищают заполненные схемы. Познавательные УУД: умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника, работать со схемами; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; анализ и синтез понятий умение распределить обязанности внутри группы
Регулятивный УУД: Планирование рабочего времени, контроль результатов деятельности, самоанализ, самооценка
Коммуникативные УУД:
Реализация учебного сотрудничества
7 Физкультминутка Комплекс упражнений Выполняют упражнение Личностные УУД: ответственное отношение к своему здоровью
8 Компьютерный практикум
Выполни задание на компьютере. Сравни полученный результат с оригиналом. Учебник С. с. 165 ПР. №8. Инструкция к выполнению работы. Познавательные УУД: выбор способа решения задачи, получение навыков; использование компьютера для решения разного рода задач
Регулятивный УУД: Планирование рабочего времени, контроль результатов деятельности, самоанализ, самооценка
9 Закрепление полученных знаний
Ребята, в начале урока мы с вами ставили цели, давайте проверим, удалось ли нам их достичь. Для этого ответим на вопросы
Для чего создаются модели?
Какие существуют виды моделей? Каков их отличительный признак? Приведи примеры.
Что общего у всех моделей?
С помощью какой программы можно создать графическую модель?.
Какой сделаем вывод? отвечают на вопросы:
Поставленные цели урока достигнуты
Познавательные УУД:
Умение структурировать знания, строить высказывания
Коммуникативные УУД: Инициативное сотрудничество
10 Подведение итогов урока Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить синквейн к нашему сегодняшнему уроку. Кто хочет пояснить нашим гостям, что такое синквейн Первое слово – существительное, главное слово урока
2 строка – 2 прилагательных, которые определяют главное слово урока
3 строка – три глагола, которые поясняют главное слово урока
4 строка –ключевая фраза
5 строка – слово-синоним к главному слову.
Ученики составляют синквейнМодель
Информационная натурная
Объясняет представляет
Моделирование – процесс познания окружающего мира
Объект-заместитель Познавательные УУД:
Умение структурировать и анализировать полученную информацию, представлять ее в различном виде
11 Домашнее задание Прочитать  § 9
ответить на вопрос № 4, 5 (письменно).
Дополнительное задание.
Создать графическую модель
«Моя комната». Записывают домашнее задание в дневник Познавательные УУД: Навыки самостоятельной работы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; самоорганизация
12 Выставление оценок А сейчас прошу подсчитать ваше количество баллов. Прошу поднять руки тех, у кого 10 и больше баллов – это оценка «5», у кого от 6 до 10 – «4», у кого меньше 6 баллов получают дополнительное задание к домашней работе. Подсчитывают количество баллов в оценочных листах Регулятивные УУД:
Контроль коррекция, оценка своих действий и действий партнера
Коммуникативные УУД:
13 Итоги урока, рефлексия Для меня, как и для вас, важна оценка за урок. Поэтому прошу вас мне помочь.
Все кто доволен результатами своей работы, прошу взять желтый круг, кто думает что может на следующем уроке потрудиться лучше – синий круг, кто не доволен результатами своей работы – серый круг и разместить эти фигуры в таблице.
Благодарю всех за урок. До свиданья. Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.
Ребята выбирают круг нужного цвета, размещают в таблице Личностные УУД:
- развитие самооценки
- анализ учебной деятельности
- рефлексия