Проект сюжетно-ролевой игры «Больница» II младшая группа


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЗВЁЗДОЧКА»
П. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Проект
сюжетно-ролевой игры
«Больница»
II младшая группа
Воспитатели:
М.Н. Зенушкина
М.Н. Михайлова
Пурпе 2015
Актуальность
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».                               В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство - от 3 -7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. К трем годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.
Огромное значение игры для развития психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Проект: кратко - срочный, ролево-игровой.
Проблема: Неумение детей развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог, узость сюжета игры.
Цель: Обогащение игрового опыта детей, расширение сюжета игры, подведение детей к созданию собственных игровых замыслов.
Задачи:    
Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. (врач - пациент).
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Воспитывать интерес к игре.
Участники проекта:
​ воспитатель
​ медсестра
​ дети второй младшей группы
Оборудование:
Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер, игрушки заместители
Этапы проекта:
I. Подготовительный:
1.Оформление альбома «Больница» 2. Обогащение среды: трафареты градусник, шприцы, в уголок книг- подбор литературы, в изо- уголок выставка рисунков, дидактические игры – «Чудесный мешочек» (медицинские инструменты), игрушка машины «скорой помощи», сумка доктора.
3. Введение темы в педагогический процесс:
​ наблюдение на прогулке за машиной «скорой помощи»;
​  беседа воспитателя с детьми о профессии врача, об атрибутах, необходимых для работы врача; «О профессии врача, медсестры»; «Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы»
​ экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа со старшей медсестрой;
​ рассматривание сюжетных иллюстраций;
​ рассказ воспитателя из личного опыта посещения больницы;
​ обращение к личному опыту детей: были ли они в больнице, по какому поводу и т.д.;
​ чтение художественной литературы;
​  дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
​  создание проблемных ситуаций «Ксюша заболела».
II. Основной:
Организация игрового пространства. Проблемные ситуации. Принятие на себя роли. Сюжетно-ролевая игра.
III. Заключительный:
Внедрение в самостоятельную деятельность основного процесса путем наблюдений и игр.
Выполнение проекта
Раздел программы Формы и методы работы воспитателя и детей
Познавательное развитие Экскурсия в медицинский кабинет детского сада;
Наблюдение за работой медсестры;
Рассматривание альбома «Больница»
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «О профессии врача, медсестры»; «Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы». Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Ксюша заболела».
Речевое развитие Чтение стихотворений: К.Чуковский «Айболит», В.Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка».
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Витаминки для куклы Кати», рисование дорожный знак «Больница»
Работа с родителями Попросить принести картинки для альбома, рассмотреть со своим ребёнком сумку доктора скорой помощи, познакомить с книгами о профессии доктора для домашнего чтения.
СЛОВАРНЫЙ МИНИМУМ.
Часть словаря Профессии Врач, медсестра, больной
Инструменты Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер.
Трудовые действия Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает рецепт, назначает, обследует
Качество труда Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Сформированность у детей основных игровых умений, позволяющих им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).
Игровая ситуация.
«Кукла Ксюша заболела»
Ход игры:
1.Воспитатель берет на себя роль мамы, обращает внимание на куклу Ксюшу, лежащую на кроватке. Что ты плачешь? Горло болит? Кашляешь? Надо тебя отвезти в больницу! Сейчас вызовем скорую помощь! (Дети обращают внимание на разговор воспитателя с куклой)
Воспитатель звонит и вызывает скорую помощь.
Если дочка заболеет,
Не волнуйся и не плачь
Набери «03» скорее
И приедет к дочке врач.
Если что-нибудь случится
Помощь скорая примчится
(Л. Зильберг)
Саша, довези нас до больницы! Где твоя машина? Куда нам сесть? (ребёнок ставит стул) (остальные дети включаются в игру)
Приехали в больницу.
-Маша, будешь врачом?
Моя дочка заболела. У неё болит горло, кашляет. Послушайте её, пожалуйста.
2. Воспитатель берёт на себя роль врача. Врач осматривает куклу: слушает фонендоскопом. Предлагается рассказать о жалобах куклы (болит горло, голова, ухо; высокая температура; головокружение, очень хочется пить).
Врач предлагает медсестре измерить температуру (игрушечным градусником), сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем), дать таблетку, поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани).
Врач советует отвезти куклу домой, напоить ее горячим, чаем с медом (малиной), спеть песенку, успокоить куклу и уложить в кроватку.
3. Дома мама (воспитатель) предлагается детям приготовить чай с малиной и подготовить постель. Укладывают куклу Ксюшу спать, поют колыбельную.
Колыбельная
Наигрались мы с тобою,
Ночь глядит в окошко,
Вышли звездочки гурьбою
Погулять немножко.
Все игрушки наберем,
Вымоемся чисто.
Сон тихонько входит в дом,
Словно кот пушистый.
Приготовлена и ждет мягкая кроватка,
Мама песенку споет:
Спи, малышка, сладко,
Кукла тоже будет спать
И закроет глазки,
Завтра будет день опять и другие сказки.
Кукла Ксюша засыпает.