Урок «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ» (с использованием модульной технологии)

УРОК «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ» (6 класс)
(с использованием модульной технологии)

Косарева Л.Г.
МБОУ «Ораушская ООШ» Вурнарского района,
e-mail:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Предмет: Биология.
Тема урока: «Цветок и его строение».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: формирование у обучающихся понятия о строении и взаимосвязи частей цветка, многообразии их строения и значением в жизни растений.
Задачи:
– изучить особенности строения цветка,
– сформировать понятие о цветке как о видоизмененном побеге и генеративном органе покрытосеменных растений
– раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка
– показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
– дать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, однодомных и двудомных растениях;
– сформировать понятие о формуле цветка.
Планируемые результаты:
- предметные: знание особенностей строения цветка, их многообразие.
- метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками, составлять схемы
- личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы
Оборудование и материалы: учебно–тематическая карта «Цветок и его строение», приложение 1, приложение 2, гербарии растений, лупа.
Основные понятия, изучаемые на уроке: «цветок, «тычинка», «цветки сидячие», «цветоножка», «цветоложе», «пестик», «тычинка», «чашечка», «венчик», «околоцветник», «растения двудомные», «растения однодомные».






ХОД УРОКА

Номер учебного элемента (УЭ)
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала


УЭ – 0
Цель: Изучить строения цветка, их многообразие и значение в жизни растения

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1
Цель: изучить особенности строения цветка,
сформировать понятие о цветке как о видоизмененном побеге и генеративном органе покрытосеменных растений




– Что такое орган?
– Какие органы имеет растение?

Ответьте на вопросы устно



Цветок – это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, служащий для семенного размножения

Запиши определение
в тетрадь


Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения.

Прочитайте текст учебника и дополнительный текст «Строение цветка»
Рассмотрите в учебнике и в дополнительном тексте строение цветка. Зарисуйте рисунок в тетрадь. Подпишите все части цветка.




См. § 23,с.85-86*, приложение 1
Работайте индивидуально, в тетради


Составьте схему строение цветка
Работайте индивидуально, в тетради


Выполните тест.
Тест-соответствие: к каждой позиции в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца (поставьте соответствие – цифр- буквам). Выпишите полученный ответ в таблицу.

Название частей цветка

Строение

1) Цветоножка
А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

2) Цветоложе
Б) Женская часть цветка

3) Чашелистики
В) Мужская часть цветка

4) Лепестки
Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

5) Тычинки
Д) Прикрепляет цветок к стеблю.

6) Пестик
Е) Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.


1
2
3
4
5
6










Работайте индивидуально, в тетради

См. § 23, с.85-86
Правильный ответ – 6 баллов
Проверьте работу в парах.

УЭ – 2
Цель: изучение многообразия строения цветков и растений.



Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.
Прочитайте текст учебника
Запишите в тетрадь:
Обоеполый цветок – цветок, имеющий и пестик и тычинки.
Однополый цветок – цветок, имеющий либо пестик, либо тычинки.
Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок.
Заполните схему:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




См. § 23, с.86
Работайте индивидуально, в тетради







Правильный ответ – 4 балла



Раздельнополые (однополые) цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. Например, у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, плодов не образуют. Поэтому их называет «пустоцветами».
Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на «ершики для мытья посуды». Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. Соцветия и цветки ивы (двудомное растение)


См. § 23, с.86, рис. 68


УЭ – 3
Цель: Изучить формулу цветка




Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:
Формула цветка:
       Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
– неправильный цветок,
* - правильный цветок,
 
· - пестичные (женские) цветки,
 
·  - тычиночные (мужские) цветки,
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415  - обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
 
· - число частей цветка больше 12.

Ч – чашелистики;
Л – лепестки;
Т – тычинки;
Р – простой околоцветник.
Запишите условные обозначения строения и частей цветка в тетрадь.

Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике «бесконечность» –
·
Например, строение цветка вишни можно отобразить в виде следующей формулы: Ч5Л5Т5nП1 – цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.
Запишите формулу и расшифровку ее в тетради (обведите ее в красную рамочку)




























Работайте индивидуально, в тетради















Работайте индивидуально, в тетради

УЭ – 4
I. Подведение итогов урока:
Прочитайте цель урока
Достигли ли вы целей урока? В какой степени?


Индивидуально
Работайте вместе с классом


3.Найдите на гербарных экземплярах: венчик, лепестки, чашелистики, цветоложе, чашечку, цветоножку. Обратите внимание на то, что цветоложе и чашелистики образуют чашечку, а лепестки образуют венчик. (3 примера).
Подсчитайте количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков; ставьте формулу цветка и заполните таблицу:
Название растения
Количество чашелистиков
Количество лепестков
Количество тычинок
Количество пестиков
Формула цветка









Работайте индивидуально, в тетради


4. Прочитайте предложения и вставьте пропущенные слова.
Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные его части, носит название __________. Чашечка цветка образована __________, а венчик __________. Чашечка и венчик образуют _________. Двойной околоцветник состоит из _________ и __________. Главные части цветка _________ и __________. Тычинка состоит из __________ _________ и __________, в котором образуется __________. В пестике различают широкую нижнюю часть _________, узкий ________ и _________.
Обоеполые цветки  - это цветки, имеющие и __________ и _________. Пестичные цветки – это _________ цветки. Тычиночные цветки – это __________ цветки.

Работайте индивидуально, в тетради

Правильный ответ – 18 баллов

Проверьте правильность выполнения задания в соответствии с приложением 2
(работайте в парах)



II. Домашнее задание: § 23
Творческое задание (по выбору)
1. Составьте свой кроссворд на строение цветка
2.Найдите:
1) интересные факты о рекордсменах – цветах
2) Стихи и загадки о цветах
3. Подготовить сообщение « Легенды о цветах»,  

Сдайте тетради на проверку


*Учебник: Понамарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. проф. И.Н. Понамаревой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 224 с.: ил.





Приложение 1

Строение цветка.

Цветок - самая заметная, красивая и самая важная часть цветкового растения. Цветки могут быть крупные, мелкие, ярко окрашенные, зеленые, пахучие и без запаха, одиночные или собранные вместе из многих мелких цветков в одно общее соцветие.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.
Сравнивая цветки разных растений, можно обнаружить сходство в их строении (рис. 1).

Лепесток Рыльце
Пыльник Столбик
Пестик
Тычинка Тычиночная
нить Завязь
Чашелистик
Цветоложе

Цветоножка


Рис. 1 Строение цветка

Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках – цветоножках, расширяющиеся в цветоложе – ось цветка. Обычно это последнее междоузлие под цветком. Нередко цветоножка сильно укорочена или отсутствует такие цветки называются сидячими.
Цветоложе всегда несколько шире цветоножки и имеет чрезвычайно короткие междоузлия. На узлах цветоложа располагаются все части цветка: чашелистики, лепестки тычинки, пестик.
В центре цветка находится пестик – женская часть цветка. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи.
Рыльце обычное клейкое, шероховатое или даже ветвистое, на него попадает и прорастает пыльца.
Столбик приподнимает рыльце, располагает его иногда высоко над околоцветником. При этом рыльце лучше улавливает пыльцу.
Завязь – самая нижняя, вздутая часть пестика, в ней находятся семенные зачатки (семязачатки, семяпочки). Из них после цветения развиваются семена. Завязь защищает семяпочку от неблагоприятных факторов среды. Из стенок завязи образуется плод. Из семяпочек - семена. Пестик окружен тычинками – мужская часть цветка. В тычинке различают тычиночную нить и прикрепленного к её верхушке пыльник. В пыльниках созревает пыльца. Пестик и тычинки – главные части цветка.
Тычинка и пестик окружены венчиком, который состоит из лепестков. Венчик бывает сростнолепестной (лепестки срастаются между собой) свободнолепестной (раздельнолепестной). Вокруг лепестков в свою очередь расположены чашелистики (11). Чашелистики образуют чашечку. Чашечка бывает: сростнолистная и раздельнолистная (свободнолистная). Чашечка защищает все остальные части цветка, особенно в состоянии бутона. В некоторых цветках может быть полностью редуцирована, либо образована в пленки, хохолок и т.д. Лепестки и чашелистики образуют околоцветник. Околоцветник защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий окружающей среды и своей яркостью привлекает насекомых – опылителей. Околоцветник может быть двойным и простым. Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называется двойным. Простой околоцветник может быть венчикообразным (весь имеет яркую окраску) – у тюльпанов, лилий, ландышей, подснежников; чашечкообразным (зеленого цвета) у свеклы, крапивы. Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива); их называют голыми.




















Приложение 2

Прочитайте предложения и вставьте пропущенные слова.
Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные его части, носит название цветоложе. Чашечка цветка образована чашелистиками, а венчик лепестками. Чашечка и венчик образуют околоцветник. Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки. Главные части цветка пестик и тычинка. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть завязь, узкий столбик и рыльце.
Обоеполые цветки  - это цветки, имеющие и тычинки и пестик. Пестичные цветки – это однополые (женские) цветки. Тычиночные цветки – это однополые (мужские) цветки.


Литература

Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 5-6 кл. сред. шк. – 20-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.: ил., с. 10-11, 99-102
Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 576 с.


Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Web-страница:

Кулькова Т. В. Мультимедийный урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок и его строение. Формула цветка". [Электронный ресурс] / Кулькова Татьяна Валерьевна. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 26.02.2014).

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – (Дата обращения: 25.02.2014).










13PAGE 15


13PAGE 14615



Цветки



15