Воспитательная система для начальной школы




Вступительное слово
Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель.
На мое педагогическое самосознание повлияли педагогические идеи С.Т. Шацкого, психолого-педагогические позиции Л.С. Выготского. Близко и понятно мне его положение о том, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность», и еще: «Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль классного руководителя сводится к управлению этим рычагом».
Работая с детьми, мы четко должны понимать какие результаты мы должны получить в итоге нашей воспитательной деятельности.
ФГОС второго поколения определяет три уровня результатов воспитательной деятельности:
- первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта;
- второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает);
-третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили) школьник действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Как добиться таких результатов? Какие выбрать для этого методики, технологии? Какими руководствоваться принципами? Какую разработать воспитательную программу, как ее назвать, чтобы смысл был понятен и мне, детям, и их родителям?
Однажды, читая размышления немецкого учителя Карла Ренца, я решила, что моя программа будет называться «Карусель». К. Ренц сравнивает движение на карусели с процессом становления человека, личности самодостаточной, самостоятельной, умеющей достигать поставленной цели, успеха.
Вот эти размышления: «Добро пожаловать на ярмарку! Я смотрю, ты уже сидишь на карусели. Как здорово ты управляешь! У тебя элегантная машина. У тебя педаль газа. Ты даже можешь тормозить. Но прежде всего у тебя есть руль. Ты можешь с силой крутить его, что ты и делаешь. Ты поворачиваешь его налево, направо, и тормозишь, и крутишь, однако все время двигаешься в заданном направлении. Так управляет твое «я». Так называемое эго. Оно поворачивает налево, поворачивает направо, но никогда полностью не удовлетворено результатом. «Понаблюдаю-ка я за другими, думает оно. Как управляют они? Как ведет себя вон тот парень?» Тот парень определенно делает больше поворотов. Теперь ты делаешь так же Движение продолжается. Время от времени карусель останавливается. Короткая пауза. Затем ты начинаешь подыскивать себе новое транспортное средство. «А возьму-ка я, пожалуй, лошадь. Теперь я немного проедусь верхом. Может быть, это мое предназначение!» Очень разумно с твоей стороны. Да, от всей этой круговерти твое «я» мощно развилось. И когда вдруг ты повернешь в том же направлении, в каком движется карусель, ты можешь наконец праздновать триумф: «Ого, у меня, однако, здорово получилось! Похоже, теперь я знаю, как это делается!» Теперь ты обнаружил, как все это работает. «Все полностью под моим контролем, посмотрите-ка!» Сонастроенное таким образом «я» движется именно туда, куда едет карусель. «Взгляните, как я умею управлять! Вся карусель движется, потому что я так управляю! Я здесь! Смотрите на меня!» Когда ты столь несравненно овладеешь этим искусством, ты сможешь даже рассказать другим, как им следует управлять. «Вам нужно делать вот так! Как я!» Теперь ты умелый водитель. «За ним», призывают возбужденно некоторые. Тогда ты уже гуру. Если тебе хочется действовать менее шумно, то, конечно, ты можешь взять на себя другие важные задания, например, вести пожарную машину. Или неотложку. Или просто ехать позади неотложки, ради безопасности. Но при всем при этом важно сохранять обзор. Чтобы в нужный момент поддать газу и в нужный момент затормозить. Но, прежде всего, важно управлять с большим умением. Потому что это помогает другим. Так ты не только отлично едешь сам в своем транспортном средстве. Ты вносишь свой вклад в успешное движение всей карусели! Если бы только каждый мог так водить! Ты отлично со всем справляешься. До тех пор, пока однажды случайно не отпускаешь руль. Ну и ну! Теперь ты удивляешься. Все продолжает ехать само по себе! Эта штука едет сама! Точно. Едет сама. Едет Само. Точно так же Я ведет твою жизнь. Тебе не нужно напрягаться. Ты можешь откинуться назад и наслаждаться своим Я, потому что оно всегда ведет прямиком в счастье»
Моя задача – помочь ребенку правильно действовать, двигаться на своей карусели становления, самовоспитания чтобы стать счастливым. Воспитание детей – это сложнейшее математическое уравнение, которое состоит их набора методик и принципов воспитания, нашего личного опыта и знаний. Знания, полученные в педагогическом вузе, изучение технологий отечественных и зарубежных педагогов (С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, Макаренко, Иванова, Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, М. Монтессори, М. Ибука и др.) в области психолого-педагогической практики и науки, помогли мне и помогают определить свои постулаты воспитательной работы с детьми:
Ребенок запоминает только то, что ему интересно"- и воспитывать надо "интересно", без нравоучений.
Главное - окружение, а не гены", поэтому ребёнок должен чувствовать комфорт в классном коллективе- как дома.
На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи, чаще удивляйте учеников.
Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый- старайтесь развивать фантазию ребёнка.
Никогда не игнорируйте плач ребенка"- ученики должны чувствовать поддержку со стороны классного руководителя даже в самый трудный момент.
Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его - будьте внимательны к каждому.
Не сюсюкайте с ребенком - он должен чувствовать ваше искреннее внимание.
Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются"- думаю, со мной согласится каждый учитель начальных классов: дети часто доверяют нам свои тайны, делятся переживаниями, поэтому нам надо быть хорошими психологами, чтобы "направить движение в нужное русло".
Нервозность родителей заразна"- и классного руководителя тоже.
Общение детей между собой надо поощрять - не зря мы так часто ведём беседы о дружбе.
Ссоры развивают у ребенка навыки общения - да, и с этим я согласна, но, говоря с детьми о дружеских взаимоотношениях, мы учим их "ссориться" без обид и оскорблений.
Не высмеивайте ребенка в присутствии других и наедине тоже.
Ребенка лучше похвалить, чем отругать
Интерес - лучшее побуждение. Интересное дети считают правильным, а неинтересное - неправильным. Интерес ребенка нуждается в подкреплении
Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка
Любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития.
Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.
Не отвлекайте ребенка от самостоятельной работы.
Никогда не думайте и не говорите о ребенке плохо.
Всегда будьте готовы помочь ребенку, когда он об этом просит.
Всегда отвечайте на вопросы ребенка.
Уважайте ребенка, который сделал ошибку, ведь он самостоятельно сможет ее исправить.
Никогда не делайте за ребенка то, что он и сам может сделать.
Определившись с принципами воспитательной работы, поняв суть результатов, которые должны мы получить, я разработала программу «Карусель».









































ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Карусель»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Базовые ценности:












Воспита-тельные задачи

ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА





ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Воспитательный ИДЕАЛ»
качества личности
(цель)

ШКОЛА (ОУ)

Урочная


Опыт учебного взаимодействия

Учёба
- знания о ценностях
- оценки поступков
- выбор поступков

Опыт творческого поведения

Культурные практики
- участие в куль-турном событии

Представители властей


СМИ


Произведения культуры

Общественные
организации (в т.ч. религиозные)

Круг общения (друзья, соседи, транспорт, магазины и т.п.)


Семьи


КРАСОТА


ПРИРОДА


ЗДОРОВЬЕ

ТРУД
Творчество
Наука


СТРАНА
Патриотизм
Солидарность
Гражданствен-ность
Культура
Человечество


ДОБРО
Человек. Семья


Принятие или отторжение



Внешкольная


Опыт гражданского поведения

Социальные практики
Решение общественно значимой задачи (или её модели)


Внеклассная







Рисунок 195Объект 1Объект 208Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент2
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент4
·14

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент6
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент2
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент4
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент6
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент2
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент4
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент6
·13"

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент2
·13$

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент4
·13&

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент6
·