Коммуникативные игры на уроках английского языка


Коммуникативные игры на уроках английского языка
Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Как говорил Л. С. Выготский: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя... Игра - источник раз вития и создает зону ближайшего развития». Игра служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Тем более, игровые технологии отвечают гуманизации педагогического процесса. Игра в процессе обучения иностранным языкам перестает быть просто забавным действом и становится делом серьезным. Особенно в младшем возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Возможности ребенка в игре:• высказывание о себе (я); • высказывание о другом ребенке (ты); • высказывание о предметах, явлениях (мир); • описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь); • инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо); • стремление помочь выразить просьбу (дай, помоги) . Игры должны быть направлены на достижение игрового результата. Игровые задачи в большинстве случаев не носят индивидуального характера: задачу решает вся группа, преодолевая коллективно все препятствия. Поскольку изучение иностранного языка должно внести вклад в нравственное воспитание детей, то в играх дети должны видеть неагрессивные типы общения, должны научиться вести диалог, выслушивать и принимать во внимание мнение своих одноклассников. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
•роли, взятые на себя играющими;
•игровые действия как средства реализации этих ролей;
•игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
•реальные отношения между играющими;
•сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссо-здание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совер-шенствуется самоуправление поведением.
Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы.
Имеются 2 основных типа игр:
•состязательные - игры, в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели;
•кооперативные - игры, в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.
Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения, нарушают правильное использование языка.
В основе коммуникационных игр лежат различные технологии такие, например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение.
Обратимся к данным возрастной психологии. Дж. Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли и в том, чтобы создать какое-нибудь новое положение». Д.Б. Эльконин считал роль и связанные с ней действия центральным моментом игры. Наблюдая за развитием ролевой игры, ученый заметил, что, прежде всего, возникает представление о роли, которое может быть сведено к внешнему знаку (костюм, инструменты и т.п.), затем роль начинает диктовать определенные действия и, наконец, в воображаемую ситуацию вовлекаются другие дети, от которых требуется соблюдение определенных правил поведения, соответствующих данной ситуации.
Таким образом, можно считать, что основа любой игры - ролевая. Возражая против разграничения ролевой игры и игры с правилами, Л. С. Выготский говорил: «Всякая игра с мнимой ситуацией - есть, вместе с тем, игра с правилами, и всякая игра с правилами - есть игра с мнимой ситуацией».
Ролевая игра должна создать ситуацию, оправдывающую в глазах ребенка необходимость общения на иностранном языке. В этом случае, партнером для младшего школьника может стать кукла. В статье Г.В. Янковской «Кукла в ролевой игре» говориться, что в игре может быть занято разное количество игрушек, но «... кукла учителя всегда одна и та же, знакомая классу. У нее есть имя, семья, своя биография, определенный характер».
Г.В. Яцковская приводит несколько различных функциональных типов ситуаций использования куклы на уроке:
1) Кукла - маска.
Характер куклы предопределяет характер диалога и, следовательно, тип словесной модели, который может отрабатываться в нем: жадная кукла про все в классе говорит "It’s my…" и детям приходится ей возражать; невнимательная все время переспрашивает, забывает, и приходится повторять для нее каждую фразу.
2) Кукла - знак ситуации
Появление незнакомой куклы создает ситуацию знакомства, вопросов и рассказов об имени, возрасте, увлечениях и т.п.
3) Кукла - партнер, адресат речи
Можно попросить ребенка рассказать кукле о том, чего она не знает, научить ее чему - либо.
4) Кукла - третье лицо, предмет разговора
Можно отвести куклу к врачу и поговорить о ее здоровье, сходить с ней в магазин одежды и т.п.
«На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы в том, каким способом задается роль - словесно или наглядно. Но опыт показывает, что исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует речевую деятельность», - пишет Г.В. Яцковская.