Коррекционно-развивающее занятие с дошкольниками «Сказки нашего детства»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Петровский детский дом
Ишимбайский район
Республика Башкортостан
Конспект мероприятия

педагога-психолога
Низаметдиновой Ирины Мажитовны

2014 год
Тема: коррекционно-развивающее занятие
Форма: «Сказки нашего детства»
Цель: формирование познавательного интереса у дошкольников посредством работы со сказками
Задачи:
развивать зрительное и слуховое внимание;
устанавливать причинно-следственные связи.
воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства
Оборудование: компьютер, презентация, конверт с письмом из сказочной страны.
Участники: дошкольники
Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов
План:
I.Вводная часть «Добрый день!»1) Приветствие «Добрый день!»
II.Основная часть «Сказки нашего детства»
1) Письмо из страны сказок
2) Игра «Наведи порядок в сказке»
III.Заключительная часть «Сказке мы скажем: до свидания!»Рефлексия.
Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Вводная часть:«Добрый день!»
1. Приветствие «Добрый день»
Педагог-психолог:Здравствуйте, ребята. Предлагаю начать нашу встречу с игры «Добрый день!» Я буду обращаться к вам со словами «Добрый день». И те, к кому я обращусь, помашут мне рукой – значит, вы меня услышали и отвечаете на моё приветствие. Попробуем? (дети: Да!)Педагог-психолог: Добрый день, девочки!
Добрый день, мальчики!
Добрый день, все, кто сегодня чистил зубы.
Добрый день, все, кто любит конфеты.
Добрый день, все, кто веселый и добрый.
Педагог-психолог: Молодцы, ребята, вот мы и поздоровались! Ребята мы с вами сегодня будем вспоминать сказки, а какие… вы сейчас должны догадаться сами. Посмотрите на наши картинки. Кто догадался, какие это сказки? (Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и другие).Педагог-психолог: Почему вы так решили? (Ответы детей: потому что на картинках изображены козлята, коза и волк; и девочка Маша и медведь, то есть герои из этих и других сказок).
II.Основная часть «Сказки нашего детства»
1) Письмо из страны сказок.
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в детский дом почтальон принес какое-то странное письмо, давайте прочтем его. (Педагог вскрывает конверт и зачитывает письмо)
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! У нас в сказочной стране случилась беда! Нам необходима ваша помощь! На прошлой неделе у нас случился очень сильный ветер, настоящий ураган и перепутал все сказки! Только вы сожжете нам помочь… а для этого вам нужно сыграть в игру «Наведи порядок в сказке»… мы, сказочные герой, очень надеемся на вашу помощь...
Игра «Наведи порядок в сказке»
Педагог-психолог: Ребята, вы согласны помочь сказочным героям? (Да!)
Тогда нужно скорее приступать к игре! Сейчас я буду показывать вам картинки, присланные нам из сказочной страны. Ваша задача определить какой фрагмент или герой здесь лишний. Готовы? (Дети: Да! Готовы!)III.Заключительная часть «Сказке мы скажем: до свидания!»Рефлексия.
Ребята, как вы считаете, вы справились со всеми заданиями? Смогли мы помочь жителям сказочной страны?
Вам понравилось помогать сказкам?
Какое настроение у вас сейчас?
Подведение итогов.
Педагог-психолог: Ребята, вы все молодцы и хоть вы еще совсем маленькие у вас большие и добрые сердца, вы умеете помогать окружающим. Сегодня вы помогли героям разных сказок, и они этому очень рады! А сейчас сказочные герои должны приниматься за работу и они говорят вам «до свидания!».
Занятие-беседа с младшими дошкольниками по сказке «Волк и семеро козлят»
Задачи занятия:
Обучающие - учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий-толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
Развивающие - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать умение передавать мимикой, позой и голосом песенку козы.
Воспитательные - воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание изображений иллюстраций к книге, просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».
Оборудование:
• Сказка «Волк и семеро козлят»;
• цветные изображения героев сказки;
• шапочка козлика (или ободок с рожками) .• Шапочки волка и козы
Ход занятия
1 часть. Предлагаю детям сесть на стульчики, расставленные полукругом, показать, где у них ушки (ушки слушают, глазки (глазки смотрят) .Пальчиковая игра:
Будем пальчики считать
Будем сказки называть
Эта сказка «Колобок»
Эта сказка «Теремок»
Эта сказка «Репка»
Про внучку, бабку, дедка.
«Волк и семеро козлят» этим сказкам каждый рад.
Ребята мы с вами сегодня будем вспоминать сказку, а какую… вы сейчас должны догадаться сами. Посмотрите на эту книжку. Кто догадался, какая это сказка? Почему вы так решили?
Правильно это русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Давайте вспомним её. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Беседа: Задаю детям вопросы по содержанию сказки.
- Где жила коза с козлятами?
(в избушке, а избушка находилась в лесу)
- Куда уходила коза?
- Как козлята узнавали, когда приходила коза?
(коза песенку пела) .Давайте послушаем, какую песенку пела коза.
(включить запись) .- Какой голос у козы?
(ласковый, добрый, тоненький, тонюсенький)
-Кто подслушал, как поет коза? (волк)
Давайте послушаем, каким голосом пел песенку волк в первый раз.
- Каким голосом пел волк? (грубым, толстым)
- Кто помог волку изменить голос? (кузнец медведь)
- Каким голосом пел песенку волк во второй раз? (тоненьким, тонюсеньким, как мама коза).
- Что сделали козлятки, когда услышали песенку?
(козлята впустили волка, они перепутали с мамой козой)
- А как вы думаете, козлята испугались волка?
Покажите, как они испугались.
Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы? (один самый маленький) .Как узнала коза о своём горе так села она на лавку начала горевать горько, плакать.
Покажите, как коза горевала.
- А что предложила коза волку? (перепрыгнуть через костёр) .Брюхо у волка лопнуло, козлятки оттуда выскочили все живые и стали радоваться. Покажите, как радовались они
А затем стали играть в игру.
Надеть одному из детей шапочку козлика
(или ободок с рожками) .Предложить детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поставить в середину круга. Предложить детям идти по кругу, распевая слова песенки:
Козлик наш, козлик.
По двору гуляет,
Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ!
Предложить детям подойти к «козлику», сужая круг, и приговаривать:
Козлик, козлик,
Нас поймай,
Если сможешь,
За-бо-дай!
Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «козлик» дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.
Закончи фразу. Предлагаю детям закончить начатую фразу, называя слово с противоположным значением.
Коза добрая, а волк. (злой).
Голос у волка толстый, а у козы (тонкий) .Коза большая, а козленок (маленький) .2 часть.
А сейчас мы с вами поиграем в сказку «Волк и семеро козлят». Вы все будете козлятами. Миша будет волком, а Наташа будет мама- коза. Козлята сидят дома и ждут маму-козу. И вдруг приходит волк.
Волк: (поёт толстым голосом)
Козлятушки, ребятушки
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко пот вымечку,
Из вымечка по копытечкуС копытечкаво сыру землю!
- Как испугались козлята? (показывают)
- Пустите ли волка? (Конечно, волка нельзя пускать в дом, даже и незнакомых людей нельзя пускать в дом если вы остались дома одни)
А затем вернулась мама- коза из леса.
Коза поёт тонким голосом.
Обрадовались козлята и открыли дверь.
Подведение итогов занятия. Положительно оценить работу детей мне очень понравилось, как вы сегодня занимались!
Развивающее занятие с дошкольниками в школе "Путешествие по сказке "Маша и медведь"
Путешествие по сказке «Маша и медведь»
Цель: повторение и закрепление правил поведения в школе, положения тетради на парте и ручки в руке, закрепление количественного и порядкового счёта, развитие пространственной ориентировки, развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.
Ход занятий:
1. Приветствие ребят «Добрый день»
- Добрый день, ребята. Предлагаю начать нашу встречу с игры «Добрый день!» Я буду обращаться к вам со словами «Добрый день». И те, к кому я обращусь, помашут мне рукой – значит, вы меня услышали и отвечаете на моё приветствие. Попробуем?
Добрый день, девочки!
Добрый день, мальчики!
Добрый день, все, кто сегодня чистил зубы.
Добрый день, все, кто любит конфеты.
Добрый день, все, кто сегодня с желанием шёл в школу.
2. Повторение правил поведения и нацеливание
- На прошлых занятиях мы познакомились со школьными правилами:
1) Когда звенит звонок, все ученики встают у своих парт и ждут команды учителя.
2) Когда учитель здоровается, все кивают в ответ на приветствие учителя.
3) Если хочешь что-то сказать или ответить – подними руку.
- Кто хочет узнать, чем мы будем сегодня заниматься?
Мы отправимся в сказку. А на чём, посмотрим в тетрадях.
3. Повторение правил посадки, положения тетради, ручки в руке
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
4. Рассматривание рисунка, нацеливание
- На каком транспорте мы сегодня отправимся в сказку? (на паровозе)
- Сколько вы видите машин? (2)
- Что можете о них сказать? (едут в разные, противоположные стороны, одинаковые, грузовые, но вторая не дорисована)
- Давайте дорисуем машину. Верх кузова, часть кабины, низ кабины (тетрадь не двигаем, двигается только кисть руки)
Мы ручку правильно берём,
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтобы она качалась.
5. Работа с машинами. Счёт, цвет, расположение в пространстве
- Сколько колёс у 2 машин? (4) Разукрасим их коричневым цветом.
- Кабину машины, которая едет налево разукрасим жёлтым цветом.
- Кабину машины, которая едет в противоположную сторону, направо, разукрасим в синий цвет.
- А теперь раскрасим кузова машин так, чтобы их цвет походил на цвет кабин противоположной машины (у первой – синим цветом, у правой – жёлтым цветом)
Физминутка-игра «Как живёшь?»
Мы едем, едем, едем в далёкие края.
Хорошие соседи, отличные друзья!
Нам весело живётся, мы песенку поём,
А в песенке поётся, о том, как мы живём!
Когда учитель спрашивает, дети отвечают: «Вот так!» и показывают движение за учителем
- Как живёте? – Вот так! (большой палец руки вверх)
- Как идёте? – Вот так! (шаги на месте)
- Как бежите? – Вот так! (бег на месте)
- Как ночью спите? – Вот так! (руки к щеке прижаты)
- Как берёте? … (руки вытянуты вперёд, потом к телу прижимаются)
- Как даёте? … (руки вытянуты вперёд)
- Как шалите? … (надуть щёки и стукнуть кулачками по ним)
- А грозите? … (погрозить пальцем)
6. Фонетический разбор слова «машина»
- Какой звук слышим в начале слова? Произнесём этот звук. Второй звук? И т.д.
[м а ш ы н а]
7. Графический диктант
- Поедем по дороге от красной точки. Проследим нашу дорогу зелёным карандашом и словами:
- вверх 2 клетки, вправо 1 клетка, вниз 2 клетки, вправо 1,
вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1,
вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1.
- Продолжим дальше с комментированием …
8. Упражнение на развитие памяти
- Посмотрите, что везёт наш автомобиль (на доске нарисованы фигуры: круг, квадрат, треугольник, ёлочка, цветок)- Запомните эти фигуры, после того, как я закрою их, вы должны по памяти зарисовать эти фигуры в кружки в тетради. (5 кругов в тетрадях)
Музыкальнаяфизминутка «Вперёд 4 шага, назад 4 шага…»
9. Слушание сказки «Маша и медведь», беседа по содержанию
- А сейчас я хочу рассказать вам сказку. Слушайте внимательно, запоминайте старательно …
- Сколько героев в сказке? (5 – дед, бабушка, внучка Маша, медведь, собака)
- В какое время года описываются события? (летом, т.к. ягоды собирала Маша)
- Почему медведь не хотел отпускать Машу? (ему было скучно, надо было, чтобы ему кто-то варил, печку топил)
- Какими словами можно охарактеризовать Машу? (сообразительная, хитрая, хозяйственная)
- Что сказочного вы заметили здесь? (медведь разговаривает, ведёт хозяйство)
- Как можно охарактеризовать медведя? (глупый, добрый, большой, косолапый)
Классификация героев сказки
- На какие группы можно разделить героев сказки? (люди: дед, бабка, Маша и животные: медведь, собака)
Музыкальнаяфизминутка «Вперёд 4 шага, назад 4 шага…»
10. Развитие произвольного внимания. Поиск отличий.
- Рассмотрите 2 картинки. Какая картинка больше подходит к нашей сказке? (та, где девочка)
- Чем отличаются данные картинки между собой? Найдите отличия, на каждое будем рисовать кружок в прямоугольнике. (Карточка с двумя картинками в тетради)
Физминутка – игра на внимание
- Поиграем на внимание. Если я назову дикое животное, вы хлопаете, если назову домашнее животное – вы приседаете.
Белка, ёж, корова, волк, баран, заяц, кабан, свинья, собака, кошка, бобр, корова, тигр, коза11. Ориентировка в пространстве. Поиск ошибки по картинке в тетради
- Сколько мишек на картинке? (5)
- Что можете сказать о мишках? (один отличается, тем, что опустил лапы)
- Закрасьте лишнего мишку.
- Каким карандашом воспользуемся? (коричневым)
Физминутка – ритмы
- Послушайте, как я простучу, и после того, как закончу, простучите точно так же
!! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!
12. Звуковой анализ слов
- Вернёмся к нашему главному герою – медведю. Послушайте, как я произношу слово «мишка»: «ми-шка»
- Сколько частей (слогов) вы услышали в этом слове? (2)
- Послушаем, сколько звуков. Будем загибать на каждый звук палец. (5) Звуки мы слышим
- Обведём 5 клеток. Звуки, которые тянутся, закрасим красным цветом. Это гласные звуки, они тянутся, поются. [м, и ш к а]
13. Итог
- Что запомнили? Чем занимались?
Хорошо мы потрудились,
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора,
До свиданья, детвора!
- К какому выражению лица вы подойдёте?
Уходя, громко говорим: «До свидания!»