Коррекционно — развивающее занятие В гостях у Деда Мороза


Коррекционно - развивающее занятие «В гостях у Деда Мороза».
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с традициями встречи Нового года.
Коррекционно развивающая – развивать память, логическое мышление
Воспитательная: способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы, воспитывать самостоятельность, активность.
Оформление и оборудование: класс украшен новогодними плакатами, еловыми ветками, серпатином и гирляндами, магнитофон с музыкой новогодней.
Ход занятия:
Вступительная часть:
Воспитатель: Стал календарь на листик тоньше,
Скоро иссякнет весь,
И белоснежною порошей
Зимний присыпан лес.
Из – за лесов, как сон, дремучихТопает в полный рост
Самый весёлый, самый лучший
Русский наш Дед Мороз

К нам он придёт и скажет: «Здравствуй»
И увлечёт с собой
Каждому он подарит счастье
Щедрой своей рукой
Дед Мороз…Новогодняя ёлка.… У каждого человека слова эти ассоциируются с добрыми воспоминаниями о детстве. Думаю, что сейчас, когда я произнесла эти слова, каждый из вас сильнее почувствовал запах хвои.
Основная часть:
А вы знаете, откуда пошёл обычай наряжать ёлку? Как появился этот добрый и симпатичный герой, которого мы зовём Дедом Морозом?
Дети: Не знаем
Воспитатель: Ну что же, слушайте
Сам обычай наряжать ёлку, пришёл в нашей стране сравнительно молод. Обычай этот пришёл к нам из Германии после того, как Пётр 1 повелел отмечать начало Нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а 1 января. Кстати, ещё раньше Древняя Русь праздновала приход Нового года 1 марта как приход весны.
Итак, Пётр 1, возвратившись из путешествия по Европе, поломал старые традиции и 15 декабря 1699 года на Красной площади был объявлен царский указ «О праздновании Нового года»
Утром 1 января 1700 года царь командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в тёмном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год по-европейски.
Первое упоминание о новогодней ёлке относится к 1600 году. Она была установлена во французской провинции Эльзе. Украшали ёлку в то время бумажными розами.
В 1737 году в германских княжествах стали наряжать ёлку в мишуру в бумажные обрезки. Потом, через некоторое время, на ёлках появились позолоченные и посеребристые картофелины, бывшие радостью в Европе.
Начиная с 1815 года, на ёлках стали зажигать свечи. Этот обычай своими корнями уходит в глубокую древность. Он связан с тем магическим значением символа жизни, которое имела зелень для земледельчиских и скотоведческих племён. Для древних германцев, если были священным деревом: люди верили, будто в хвое обитает дух лесов, защитник природы. И горячие свечи – обряд жертвоприношения этому духу.
Если мы знаем об обряде наряжать ёлку достаточно подробно, то почти ничего не знаем об образе Деда Мороза.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним персонажей русского фольклора как положительных, так и отрицательных (звучит музыка).
Ответы детей: Баба Яга, ведьмы и кикиморы, Елена Прекрасная и Иван царевич, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, Василиса Премудрая и Иван - дурак.
Воспитатель: Молодцы. Персонажей мы с вами знаем много. А что вы знаете о Деде Морозе?
Дети: Он приносит подарки в новогоднюю ночь, ездит на санях, и у него внучка – Снегурочка.
Воспитатель: И всё? А откуда он появился, вы знаете.
История возникновения Деда Мороза сложна и интересна. Издревле у нас на Руси олицетворяли силы природы, наделяя их именами « соответствующей» внешностью. Не был обойдён и мороз, он занимал большое место в жизни древнего земледельца: его боялись и одновременно уважали. С древних времён почитали образ повелителя холодов, буранов, метелей – Мороз.
Накапливались и приметы – поэтические по форме, стихийно приобретённые. Поэтому и образ Мороза стал поэтически обрисовываться и появились несколько имён. В памятниках фольклора он упоминается и как Мороз, и как Морозко, и как Мороз Морозович.
Воспитатель: Нашего Деда Мороза сопровождает …
Дети: Снегурочка
Воспитатель: Правильно. Между прочим, и обычай дарить подарки в Новый год очень и очень древний. Это было не просто обоюдное поздравление, не просто подарок, а дары, что – то вроде вещественного задатка под будущее благополучие и богатство.
А ещё на Новый год принято веселиться и радоваться, чтобы весь год прошёл в радости.
Давайте и мы немного повеселимся. Я буду загадывать новогодние загадки, а вы за правильный ответ получать конфеты. Готовы?
Звучит новогодняя тихая музыка.
Загадки:
Воспитатель: Как ловко вы справились с загадками! Но ведь конфеты получили не все. Давайте ещё поиграем. И снова разыгрываем новогодние конфетки. Хоть я и не Дед Мороз, но подарки дарить могу.
Динамическая пауза:
Новогодняя игра.
Я буду называть предметы, а вы, если этим можно украсит ёлку, хлопайте в ладоши, если нет, топайте ногами.
Бусы новогодние - да. Сдобные пряники – да.
Рюкзаки походные-нет. Мишура блестящая -да.
Шарики блестящие-да. Шишки настоящие – да.
Яблоки настоящие -да. Мягкая игрушка- нет.
Яркая звезда -да.Яркая хлопушка- да.
Серебристая луна- нет. Серпантин завитой- да.
Разноцветные фонарики – да. И снежок голубой - да
Воспитатель: Какие вы молодцы1 всё правильно. Получите по конфетки, чтобы праздник был сладким.
Конкурс «Дед Мороз»
Команда игроков на доске или большом листе бумаги с завязанными глазами должна нарисовать Деда Мороза. Причём каждый игрок рисует определённые элемент, например один –голову, другой – туловище, третий – руки, четвёртый = ноги, пятый мешок с подарками, шестой посох.
У какой команды получился самый лучший Дед Мороз?
Новогодний кроссворд.
Что подарит Дед Мороз на Новый год Снегурочке?
Разгадай кроссворд и по клеточкам в центре определи слово.
1 2 3 4 5 6 1 ( Шило ) .. в мешке не утаишь.
2 Кто в …( лес), кто по дрова.
3 Тульский …(пряник)
4 Дёрни за верёвочку, она и бабахнет. (хлопушка).
5 Кот в мешке.
6 Новогодняя …(ёлка)
Слово в центре – шляпка.
Конкурс Новогоднее меню.
Переставь буквы в словах так, чтобы получилось название продукта или блюда.
Трот-торт жоноеморе – мороженноеТошкакар картошка потком - компот
Бары рыбаапустак - капуста
Рицаку – курицаотлекта – котлета.
Конкурс «Снежинка»
Кто лучше и быстрее вырежет снежинку из листа бумаги?(оцениваются красота снежинки и скорость выполнения задания).
Ласта – салат
Итог занятия: Подведение итогов. Награждение победителей.
Заключительная часть:
Воспитатель: Как много интересного вы узнали сегодня. Но даже замечательный праздник всегда заканчивается. Пора и нам заканчивать нашу интересную беседу. Много праздников есть разных,
Но любимый – Новый год.
Говорят, он самый важный,
Кто как встретит - так живёт!
Лучше встретить его дома,
За столом в кругу семьи,
Пригласить друзей, знакомых,
Самых близких из родни.
Стол накрыт, и для начала
Мы проводим старый год,
Было в нём всего немало,
Он ушёл ему почёт.
Новый год идёт на смену,
Мы его с надеждой ждём,
Чтобы были перемены
Только к лучшему во всём!
Используемая литература:
Классные часы НИ Ерёменко Волгоград 2004 г
Классные часы Я И Мартынова 2005г
Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» НТ Брыкина, ОЕ Жиренко,
ЛП Брылкина 2004г.
Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» НТ Брыкина, ОЕ Жиренко,
ЛП Брылкина 2008г.