Урок литературы в 6 классе «Пусть память верную хранят и наших внуков внуки» (по рассказу Е. Носова «Лоскутное одеяло»)



«Пусть память верную хранят и наших внуков внуки»
(по рассказу Е. Носова «Лоскутное одеяло»)
Класс: 6
ФИО учителя:
Черепанова Елена Константиновна,
учитель русского языка
МБОУ «Городищенская СОШ»,
Соликамского района, Пермского края
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Ι. Образовательные: обучение умениям творчески искать ответ; отбирать материал, делать наблюдения, описывать результат, самосовершенствование.
ΙI. Развивающие: развитие креативных умений, развитие души, памяти о прошлом своего
рода, развитие личности, идущее параллельно с самопостроением знаний.
ΙII. Воспитательные: воспитание уверенности в своих творческих способностях;
доброта, любовь, гуманизм.
Личностные УУД: развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности; формирование уважительного отношения к иному мнению
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Вступительное слово учителя.
Мы плохо знаем свои корни и это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной - это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства.
Индуктор
- До какого поколения вы знаете своих предков - до третьего, четвёртого?
А вот потомки древнекитайского философа Конфуция знают своих предков вплоть до 85-го колена. Конфуций умер в 479 году до н.э., а его потомок и наш современник УЭИЯИ проживает на Тайване.
Время необратимо идёт вперёд, оставляя позади события, судьбы. Но память о прошлом живёт в людях, без неё человек не может быть полноценной, духовно развитой личностью.
Людей, особенно старшего возраста, пожилых, часто одолевает тоска по прошедшим, прожитым годам, по своей молодости, и это естественно.
Но как бы иногда не хотелось попасть в прошлое, сделать это невозможно.
Можно ли остановить мгновения жизни и что нам в этом поможет?
А вот остановить мгновения жизни можно, и помогает в этом фотография, семейный альбом, воспоминания - воскресить в памяти прошлое.
Обратимся к рассказу Е.Носова «Лоскутное одеяло».
а)Какие ассоциации вызвал он у вас?
(дом, домашний очаг, уют, мастерство, бабушка, лоскутное шитьё, трудолюбие, золотые руки, память)Социализация
Повествование ведётся от 1-го лица, на воспоминаниях строится сюжет. Всего один вечер, а сколько сказано. Диалог душевный, дружеский. Автор вводит и других героев: маму, девочку, дедушку. Обратим внимание на то, с каким чувством говорит внук о бабушке?
«Я лежу... и жду бабушку».
Она показана любящими глазами внука, который добр, наблюдателен. Внук с нетерпением ждёт разговора. Общение с бабушкой желанное.
б)О какой книге идёт речь?
Это своеобразная родословная семьи. ЛОСКУТКИ - обрезки как отрезки жизни, страницы жизни, как семейный фотоальбом. Бабушка рассказывает, разглядывает одеяло.
«Читая книгу» - «книгу-mo нашу», книгу времени.
в)Что пришлось пережить этой семье?
были у богатых в услужении;
империалистическая война;
дед стал инвалидом на всю жизнь;
революция;
потеря родных; была у меня девочка, не во время ли страшного голода погибла она?
косячок материи как письмо -с фронта, дедушкина рубаха напоминает о войне.
Даже цвет лоскутка соответствует истории, факту, человеку.
г)Какой художественный образ объединяет всё повествование?
Образ лоскутного одеяла, он как символ нарастающей памяти, одеяло не только даёт тепло, оно показывает, какая мастерица бабушка)д) К чему призывает автор?
Хранить свои национальные святыни - традиции, народные ремёсла, память о родных, родную речь)Знатные дворяне в прошлом вели родословные книги, гордились древностью своего происхождения, верной службой дедов и прадедов, за которую их жаловал царь, дорожили честью фамилий.
На урок вы пришли со своими фотографиями, сочинениями, родословным деревом.
Это своего рода лоскутки, которые вы собирали в течение года.
Работа в группах:
Моя родословная;
Листая семейный альбом;
Моя семья;
Человек прекрасной судьбы.
Выставка альбомов.
По технологии на данном этапе осуществляется Самоконструкция - индивидуальное создание решения, проекта своего семейного альбома и Социоконструкция - построение этих элементов группой.
Далее следует этап вторичной Социализации - предъявление своего варианта решения другим. Здесь существует следующее правило: после доклада группа авторов не имеет права отвечать на замечания и сомнения, высказанные остальными участниками; выступающие только принимают к сведению их советы (сомнения воспринимаются нами как возможность усовершенствовать собственную конструкцию).
Таких социализации должно быть не менее двух, ведь без усовершенствования продукта своего труда, участие в процессе будет неполным, и мастерская не достигнет цели, самоусовершенствование, развитие личности, идущее параллельно с самопостроением знаний. Поэтому группам предлагается вновь подумать, взвесить, отнестись критически по всем решениям, принятым в начале.
Сегодня вы попытались остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлевшее на фотоснимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас.
Рефлексия:
1. Чему учат старые фотографии?
(помнить своих близких, с уважением относиться к их жизни, помогает оживить образы, по-иному взглянуть на изменившихся за годы наших родных и близких.Если бабушки и дедушки живы, надо ли торопиться побеседовать с ними? О чём?
(одно поколение передаёт вести из прошлого вам, вы далее...)
Надо возрождать прошлое. Надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех бабушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих прадедов.
НАДО СПЕШИТЬ!
2.Сочинение – миниатюра:
«Что я испытываю при создании своего семейного альбома»
«Как мне повезло!»
«Семейный альбом - это здорово!»