Программа эколого-краеведческого лагеря с дневным пребыванием


Муниципальное бюджетное общеобразовательная организация «Высокомысовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана Васильевича Королькова»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. Директора Директор МБОУ
______ Н.М.Карпова «Высокомысовская СОШ»
________Ж.М.БерзеговаПРОГРАММА
Эколого-краеведческого летнего пришкольного оздоровительного лагеря
«Территория Добра»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы Эколого-краеведческий летний пришкольный оздоровительный лагерь «Территория Добра»
Направление Эколого-краеведческое
Сроки реализации программы 3 года
Название организации Муниципальное бюджетное общеобразовательная организация «Высокомысовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана Васильевича Королькова»
Почтовый адрес 628434, Российская Федерация, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, п. Высокий Мыс, ул. Береговая, 30
Телефон, e-mail 8(3462)738-874, Vysokimyssosh@yandex.ruФ.И.О руководителя Берзегова Жанна МаковнаНормативно-правовое обеспечение Конституция Российской Федерации.
Конвенция ООН по правам ребенка.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24.07.1998г. № 124-ФЗ.
Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2013г. « 1226-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Указ президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 357-п «О стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2012-2017 годы».
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2014 № 639-рп «О комплексе мер по организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, на 2015 год
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2009 № 250-оз «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 года № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10» (вместе с СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Постановление администрации Сургутского района от 06.02.2015 № 402 «О комплексе мер по организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Сургутском районе, на 2015 год».
Устав МБОУ «Высокомысовская СОШ».
Цели программы Познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; воспитывать целостную личность, сочетающую в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.
Задачи Формирование представлений, умений о том, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна, а ХМАО – Югра и Сургутский район являются её частью:
- раскрытие уникальности традиций родного края (проведение народных праздников и игр, соблюдение традиционных семейных, экологических обрядов);
- знакомство с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренное население (не только ханты и манси, но и то русское население, которое проживает на территории с.п. Тундрино более 300 лет).Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера с учетом знаний народной медицины);
Формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.
Механизм реализации программы Основным механизмом реализации программы являются тематические недели, в которые проводятся мероприятия в рамках программы смены. Смена лагеря будет проходить в форме игра - путешествие «Тундринская волость». Каждый день жизни лагеря охватывает все основные направления деятельности и проходит под девизом: «Твори добро другим во благо», волостной гимн «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. Участники смены - жители «Тундринской волости», объединяются в «деревни»- отряды. Во главе «Тундринской волости» - Старшина (начальник лагеря), писарь управы – воспитатель лагеря. В подчинение Старшины входят три кандидата:
- исправник – инструктор по физической культуре;
-кандидат по родовым управам – воспитатель лагеря;
-кандидат по культуре – аккомпаниатор лагеря.
В каждой «деревне» есть глава – староста. Главные вопросы «Тундринской волости» решаются на сходе.
В конце дня дети строят дома из разноцветных кирпичиков в соответствии настроению дня. Ежедневные итоги дня подводятся на Утренней заре. В конце дня и недели воспитатели анализируют качество и содержание своей работы.
Методическое обеспечение программы В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры – сюжетно-ролевые, познавательные, спортивные (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью и задачами).
Методы театрализации.
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
Основные направления деятельности Гражданско-патриотическое.
Историко-краеведческое.
Экологическое.
Спортивно-оздоровительное.
Ожидаемые результаты. Критерии оценивания Укрепление здоровья детей.
Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и разных национальностей.
Формирование детского коллектива активистов — общественников.
Развитие творческих способностей детей.
6. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
Категории участников программы Эколого-краеведческий летний пришкольный оздоровительный лагерь «Территория Добра» может использоваться для работы с детьми разного возраста. Контингент участников (возраст) – 6 – 17 лет. Общее количество участников Программы – 25 детей.
Кадровое обеспечение Начальник летнего лагеря Савченко Ольга Юрьевна, стаж работы - 23 года; воспитатели: Гагарина Наталья Юрьевна, стаж работы - 18 лет, Шумскис Юлия Геннадьевна, стаж работы – 9 лет; инструктор по физической культуре Гагарина Людмила Анатольевна, стаж работы – 1 год; аккомпаниатор Максутова Зарипат Файзуллаевна, стаж работы - 20 лет.
Материально-технические условия Игровые комнаты с необходимым оборудованием;
Спортивный и тренажёрный залы;
Спортивная площадка на открытом воздухе;
Актовый зал ЦДиТ;
Сельская библиотека;
Столовая;
Медицинский кабинет.
Партнёры Социум с.п. ТундриноПояснительная записка
Актуальность программы:
Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально - региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм,  начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, традиции, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.Сохранение культурных и общенациональных ценностей нашего региона является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, антипатриотизма, социальной апатии, безграмотности,  преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров и др.
Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры своего народа, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно осуществлять как непосредственно в образовательном процессе, так и в свободное от учебы время – семье, во взаимоотношениях с друзьями, а также при проведении времени отдыха в пришкольном летнем оздоровительном лагере с формирования ценностных ориентаций личности.Исходя из выше сказанного, нами была  разработана программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря, отражающая программу развития школы по инновационной деятельности «Эколого-краеведческое и патриотическое воспитание как часть ноосферного образования», эколого-краеведческой  и историко-патриотической направленности «Территория Добра».
Цель программы: познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; воспитывать целостную личность, сочетающую в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.
Данная программа предполагает решение следующих задач:
Формирование  представлений, умений о том, что Россия очень большая, богатая традициями страна, а ХМАО – Югра и Сургутский район  являются её частью:
- раскрытие уникальности традиций родного края (проведение народных праздников и игр, соблюдение традиционных семейных, экологических обрядов);
- знакомство  с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренное население (не только ханты и манси, но и то русское население, которое проживает на территории с.п. Тундрино более 300 лет).2. Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера с учетом знаний народной медицины);
3. Формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.
Решение этих задач основывается на следующих принципах:
1.     Регионализация культурологического, историко-патриотического образования.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой, культурными ценностями, местными народными традициями. Применение регионального подхода к воспитанию и обучению позволяет основательно усвоить детям, основные цели современной экологии, постичь культуру и традиции родного края, вовлечь их в посильную практическую деятельность.
2.     Гуманизм.
В программе реализуется идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Детям предоставляется возможность, думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам, к природе в целом.
3.     Непрерывность.
Формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование практических навыков и умений решать культурологические и  экологические проблемы.
4.     Целостность.
Этот принцип позволяет формировать у детей целостное понимание современных культурологических и экологических проблем служит одним из существенных условий  интеграции знаний.
5.     Научность.
Одним  из важных принципов программы является ее научность. Выделяют две группы идей и адекватных им понятий: естественно – научные и педагогические. Они тесно взаимосвязаны, но вместе с тем, имеют и самостоятельное значение.
Естественно – научные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивают формирование основ культурного, исторического и экологического сознания и поведения подрастающего поколения. Среди  них важное место занимают единство межнациональных отношений.
Педагогические идеи.  В психологии и педагогике доказано, что развитие личности ребенка происходит системно и целостно. Для того, чтобы обеспечить системное и целостное развитие личности, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношение).
6.     Системность.
Обеспечение знаниями культурологической и экологической направленности по принципу системности, последовательности, во взаимосвязи с другими образовательными областями.
7.     Преемственность.
Культурологическое и экологическое образование продолжается в основной школе
8.     Стимулирование активности детей.
Важным блоком культурного и экологического образования детей является их практическая деятельность во взаимоотношениях между собой, в природе, отношение к ней. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности.
Участники программы
Основной состав лагеря – это обучающиеся школы в возрасте от 6 до 17 лет, родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей-одиночек и имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной летней смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Ожидаемые результаты программы:
Укрепление здоровья детей.
Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и разных национальностей.
Формирование детского коллектива активистов — общественников.
Развитие творческих способностей детей.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и в последующие два года они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Критериями оценки ожидаемых результатов будет являться:
- углубление знаний о родном крае (развитие, достопримечательности, самобытные писатели);
- участие в проектной деятельности с использованием полученных знаний (во время учебного процесса);
- вовлечение в научно-исследовательскую (практическую) деятельность по возрастным категориям;
- умение работать с информацией, ставить и разрешать проблему, делать выводы и применять полученные знания на практике;
- заинтересованность и вовлечение детей в творческую деятельность (проба пера, творческий рисунок, творческая поделка в различной технике, самостоятельное составление и разработка презентаций и видеофильмов);
- сплоченность временных разновозрастных детских коллективов;
- отзывчивость детей, доброжелательность, уважение к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных.
Методическое обеспечение программы
В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры – сюжетно-ролевые, познавательные, спортивные (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью и задачами).
Методы театрализации.
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
Этапы реализации программы
Программа смены реализуется в три этапа.
- подготовительный
- основной
- обобщающий.
Подготовительный этап (апрель – май) включает:
- построение системы работы лагеря дневного пребывания по эколого-краеведческому направлению;
- составление программы;
- создание условий по реализации данной программы;
- планирование мероприятий в соответствии с программой.
Основной этап (июнь – 21 день) включает:
-максимально использовать возможности и условия лагеря для удовлетворения запросов, ожиданий, притязаний каждого ребёнка;
-обеспечить возможность разностороннего личностного проявления каждого ребёнка и обогащения его личного опыта социально и личностно значимым содержанием;
-обеспечить реализацию программы эколого-краеведческого летнего пришкольного лагеря «Территория Добра» по четырем основным направлениям деятельности: гражданско-патриотическое, историко-краеведческое, экологическое, спортивно-оздоровительное.
1. Гражданско-патриотическое направление
- воспитание межличностных взаимоотношений, толерантности
2. Историко — краеведческое направление.
- осознание неповторимости Родины, ее судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
- развитие понимания особенностей менталитета, нравов обычаев, верований и традиций народов, проживающих на территории ХМАО;
3. Экологическое направление
- расширение и углубление знаний о природе, умение оценивать состояние окружающей среды.
4. Спортивно — оздоровительное направление.
- формирование здорового работоспособного человека;
- развитие морально - волевых качеств личности подростка (сила, ловкость, выносливость и т. п.);
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья и блокировка негативных и вредных привычек.
Обобщающий этап (2 – 3 дня в конце смены) включает:
- подведение итогов реализации программы;
- анализ реализации программы, корректировка программы на следующий год;
- итоги диагностик.
Механизм реализации программы
Программа рассчитана на три года (с 2015 г. по 2017 г.). Партнёры лагеря - социум посёлка: сельская библиотека, школьный музей, Центр Досуга и Творчества, служба МЧС, ФАП, Совет ветеранов, ТЦНК, ДШИ, д/с «Колокольчик».
Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной формы организации проведения мероприятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала (через разнообразные формы) всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Основным механизмом реализации программы являются тематические недели, в которые проводятся мероприятия в рамках программы смены. Смена лагеря будет проходить в форме игры - путешествия «Тундринская волость». В первую неделю смены ребята изучают историю ХМАО «Мой край родной». Вторая неделя – «Наши ближние и дальние соседи» - история образования Сургутского района. Третья неделя - история развития сельского поселения Тундрино «Моя малая родина». Каждый день жизни лагеря охватывает все основные направления деятельности и проходит под девизом: «Твори добро другим во благо», волостной гимн «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. Участники смены - жители «Тундринской волости», объединяются в «деревни»- отряды. Во главе «Тундринской волости» - Старшина (начальник лагеря), писарь управы – воспитатель лагеря. В подчинение Старшины входят три кандидата:
- исправник – инструктор по физической культуре;
- кандидат по родовым управам – воспитатель лагеря;
- кандидат по культуре – аккомпаниатор лагеря.
В каждой «деревне» есть глава – староста. Главные вопросы «Тундринской волости» решаются на сходе.
Столовая – трапезная
Административный кабинет – волостная управа
План смены – Волостной Указ.
Игровые комнаты – деревни
Название деревень определяют сами дети в отрядах. В конце дня дети строят дома из разноцветных кирпичиков в соответствии настроению дня:
желтый кирпичик – Было здорово!
зеленый кирпичик – Мне спокойно.
синий кирпичик – Могло быть лучше
оранжевый кирпичик – Ура, какой я молодец!
белый кирпичик – Завтра всё получится!
Деревня – это не только дома, жилище человека, но и окружающая её природа. Поэтому, за участие детей в мероприятиях, каждый отряд рисует то животное, растение и насекомое, которое они хотели бы поселить около деревни. За участие в мероприятиях по экологии ребята рисуют цветы и деревья. За участие в спортивных мероприятиях – птиц и насекомых. За мероприятия по краеведению – животных.
Ежедневные итоги дня подводятся на Утренней заре. В конце дня и недели воспитатели анализируют качество и содержание своей работы.
Детей в день открытия смены встречают Старшина и писарь управы, вручают пропускную грамоту.
В волостном Указе отражены правила и законы «Тундринской волости»
Учебно-методическое обеспечение программы
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 311с.
Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.
Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 г.
Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. 300 конкурсов для ребят разного возраста. - МЦ «Вариант», г. Кострома, 2000.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Режим дня в лагере с дневным пребыванием детей при МБОУ «Высокомысовская СОШ имени Героя Советского Союза Ивана Васильевича Королькова»
8.30 - 8.50 – сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 – работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций
12.00 - 13.00 – спортивные игры
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 – Подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
730440522542500014.30 – уход домой
Волостной Указ (план – сетка на первую неделю – с 1 июня по 6 июня).
История ХМАО «Мой край родной».
1 день – 1 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка,
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 11.00 –Торжественное открытие смены, «Праздник непослушания» - развлекательная программа
11.00 - 12.00 – «Сохраним мир на планете»- конкурс рисунков на асфальте (ЦДиТ)
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 – подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 2 день – 2 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 – «Добрые хозяева земли сибирской» - интеллектуальная игра, кружковая деятельность
12.00 - 13.00 – хантыйские народные игры
13.00 – 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 – подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 3 день – 3 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Давние соседи »- поисковая работа с библиотечным фондом, кружковая деятельность
12.00 – 13.00 - «Спортивная кругосветка» - спортивно-игровая программа (ЦДиТ)
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой
4 день – 4 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Всё началось с Ермака»-создание сценария мультфильма (творческая деятельность)
12.00 – 13.00 - татарские народные игры
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой
5 день – 5 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Нам и морозы не страшны»-круглый стол, «Опасно для жизни» - викторины, игры, конкурсы, посвященные Дню защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций (ЦДиТ)
12.00 – 13.00 - игры народов Кавказа
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 6 день – 6 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Вместе весело шагать»-практическое занятие по составлению родословной семьи, презентация
12.00 – 13.00 - эстафета (игры народов ХМАО)
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой

«Наши ближние и дальние соседи» - история образования Сургутского района (вторая неделя – с 8 июня по 13 июня)
7 день – 8 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - История образования Сургутского района - деловая игра по изучению истории образования, достопримечательности, кружковая деятельность
12.00 – 13.00 - летние ритмы (спортивные соревнования)
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 8 день – 9 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Наши близкие соседи - с.п. Сытомино» - деловая игра по изучению истории образования, достопримечательности, «День украинской и татарской культуры» - познавательная программа (ЦДиТ).
12.00 - 13.00 - снежные ритмы (спортивные соревнования)
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 9 день – 10 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Наши близкие соседи – с.п.Лямина» - деловая игра по изучению истории образования, достопримечательности, кружковая деятельность
12.00 – 13.00 - спартакиада Сургутского района (спортивные соревнования)
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой
10 день – 11 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Наши близкие соседи – с.п. Локосово» - деловая игра по изучению истории образования, достопримечательности, кружковая деятельность
12.00 – 13.00 – нормы сдачи ГТО - кросс
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой
11 день – 13 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Наши дальние соседи – с.п. Угут» - деловая игра по изучению истории образования, достопримечательности, кружковая деятельность
12.00 - 13.00 - День мяча (спортивные игры с использованием мяча)
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 12 день – 15 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Наши дальние соседи – с.п. Русскинская» - деловая игра по изучению истории образования, достопримечательности, «Приглашаем в сказку» - познавательная программа по творчеству А.С.Пушкина, посвященная году литературы (ЦДиТ).
12.00 – 13.00 - Эстафета (игры народов ХМАО)
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30- подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой
«Моя малая родина» - история образования с.п. Тундрино (третья неделя – с 16 июня по 22 июня)
13 день – 16 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка 9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 11.00 - История развития деревни Тундрино - экскурсия, «ПДД – учим везде!» - программа по правилам дорожного движения (ЦДиТ)
12.00 – 13.00 - Народные игры наших бабушек и дедушек.
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30- подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 14 день – 17 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - История образования поселка Высокий Мыс - экскурсия, конкурс творческих рисунков «Поселок моего будущего», «Давай пожмём друг другу руки» - праздник толерантности (ЦДиТ)
12.00 – 13.00 – Народные игры наших бабушек и дедушек.
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 15 день – 18 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - Знаменитые люди, уроженцы Тундринской земли. И.В. Корольков, С.И. Кайдалов и т.д. – экскурсия в музей, «Против зла все вместе» - познавательная программа, посвященная борьбе с вредными привычками. (ЦДиТ) творческая мастерская «Очумелые ручки»,
12.00 – 13.00 – Народные игры наших бабушек и дедушек.
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой
16 день – 19 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - Знаменитые люди, уроженцы Тундринской земли - В.П. Замятин, И.Г. Сарапульцева, В.П. Прохоров – творческая встреча, «Экологическая кругосветка» - экологическая игра (ЦДиТ) творческая мастерская «Очумелые ручки»,
12.00 – 13.00 – Народные игры наших бабушек и дедушек.
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 17 день – 20 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - Знаменитые люди, уроженцы Тундринской земли. «Чьё имя педагог», З.А. Ромашко, Ф.Т. Молдованова, Г.Н. Карпович – экскурсия в музей и подготовка материала к разработке проекта «Учительские династии»,
12.00 – 13.00 - Народные игры наших бабушек и дедушек.
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 18 день – 22 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - «Поклонимся великим тем годам». День памяти совместно с Советом ветеранов и (ЦДиТ), возложение цветов, «Большой секрет для маленькой компании» - развлекательная программа (ЦДиТ)представление проекта «Учительские династии»,
12.00 – 13.00 - Народные игры наших бабушек и дедушек.
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой
18 день – 23 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - Сбор материала для КТД «Карта славных дел», конкурс рисунков на асфальте «Эскиз карты», представление проекта «Учительские династии»
12.00 – 13.00 - Народные игры наших бабушек и дедушек.
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 20 день – 24 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 12.00 - КТД «Карта славных дел» (итоги игры-путешествия «Тундринская волость»), творческая мастерская «Очумелые ручки»
12.00 – 13.00 - Игровой калейдоскоп
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов дня, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой 21 день – 25 июня
8.30 - 8.50 – Сбор детей
8.50 - 9.00 – «Молодецкая удаль» - зарядка
9.00 - 9.15 – «Утренняя заря» - утренняя линейка
9.15 - 10.00 – «Скатерть Самобранка» - завтрак
10.00 - 13.00 - Торжественное закрытие смены. «Добром наполним сердца», «Нам было очень здорово» - просмотр видеофильма о жизни детей в лагере, дискотека
13.00 - 14.00 – «Наливное яблочко» - обед
14.00 – 14.30 - подведение итогов работы летнего лагеря, «Время волшебного помела» - уборка комнат и территории лагеря
14.30 – уход домой