Статья на тему Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами


Толстикова Ольга Анатольевна
учитель биологии
МБОУ «СОШ №13» г.ГлазоваФормирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.
Индивидуальное развитие ребенка требует необходимости организовать взаимодействие педагога с родителями. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество – т.е. такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. 
При первом знакомстве с родителями необходимо провести анкетирование, так как для учащихся авторитет родителей превыше всего. В анкетах для детей и родителей вопросы одинаковые, важно, чтобы ответы детей и родителей совпадали.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
При коллективных формах работы вместе с детьми родители могут выступать в различных ролях:
- ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, проведение мероприятия «Яблочный фуршет», «Турслет»); - экспертов (классные часы о профессиях);
- консультантов (в роли организаторов совместного мероприятия и др.).
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Одно из не менее значимых направлений работы с родителями – индивидуальная работа. Чаще всего разговор идет о нежелании ребенка добросовестно учиться. Совместно необходимо найти причины этого и возможные варианты воздействия на ученика. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Таким образом успешный воспитательный процесс способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.