Педагогический проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 комбинированного вида « Березка»
Чистопольского муниципального района
Педагогический проект
«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»

(материалы по ознакомлению детей 4-7 лет и родителей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака)
Автор проекта воспитатель
Захарова Елена Викторовна

Чистополь - 2015
Печатается по решению педагогического совета МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17» от марта 2015 года, протокол №
Научный ректор:
И.А. Тухватуллина, преподаватель высшей квалифиционной категории ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»
Педагогический проект
«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста» - материалы по ознакомлению детей 4-7 лет и родителей с произведениями С.Я. Маршака). Составитель – воспитатель СЗД Захарова Е.В.- Чистополь, 2015. – с.
В методическое пособие включены: тематические занятия, беседы, мнемотаблица, коврограф Воскобовича, дидактические игры с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша, экскурсия в библиотеку, театральные постановки, участие в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я Маршака (с международным участием).
Данные материалы по проекту окажет помощь педагогам детских садов в их многообразной и творческой работе.
Е.В. Захарова, 2015.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
2. Паспорт проекта………………………………………………………………
3.План реализации проекта…………………………………………………..
4.Анализ результатов исследования……………………………………………
5.Формы работы по проекту…………………………………………………..
6.Перспективный план работы по проекту с детьми среднего возраста….
7.Презентация проекта………………………………………………………..
8.Список использованной литературы……………………………………..
9.Приложения…………………………………………………………………
Пояснительная записка
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Многовековая история человечества свидетельствует, что  цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества лучше всего закладывать с детства.
Культура - это то, что «делает людей народами». Об этом напомнил Владимир Владимирович Путин, выступая на заседании президиума Президентского совета по развитию культуры и искусств, которое, как сообщает президент, дает старт году культуры в России – 2014, а 2015 год – это год литературы.
Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство  Родины.
Так как направление развития познавательно-речевое является приоритетным в нашем дошкольном учреждении и в рамках Года литературы в России нами было определено направление работы. Захарова Елена Викторовна представляет свой педагогический опыт в формировании познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по формированию познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака детей среднего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач:
- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;
- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;
- укрепление детско-родительских отношений;
- укрепление физического здоровья, необходимости здорового образа жизни;
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»;
- знакомство с творчеством С. Я. Маршака, по отдельным направлениям: пожарная безопасность, поведение в чрезвычайных ситуациях, работники спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», важность физической подготовки.
 
Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей 4-5 лет с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Паспорт проекта
Вид проекта: творчески-информационный
Продолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: дети средней группы, ребенок подготовительной группы-Морозова Вера, воспитатели группы, родители воспитанников.
Образовательная область: речевое развитие дошкольников
Актуальность темы: Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта:
Познакомить детей средней группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака
Задачи проекта:
Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
Воспитывать способность наслаждаться художественным
словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
 Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность – в течение двух месяцев
 
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
Библиотека произведений С. Я. Маршака.
Подбор фонотеки, видеотеки произведений
Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
Создание развивающих игр с применением палочек Кюизенера, блоков ДьенишаТеневой театр на коврографе Воскобовича «Сказка о глупом мышонке»
Создание мнемотаблиц по стихам «Где обедал воробей», «Мяч»
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них, по иллюстрациям.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Участники проекта:
- дети средней группы № 3
- ребенок подготовительной группы - Морозова Вера
- библиотека
- родители воспитанников
- воспитатель: Захарова Е.В.
Тип проекта: Творческий
По методу: Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Виды детской деятельности:
Познавательно-речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака
- Формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
- Экскурсия в библиотеку
- Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
- Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание стихотворений из произведения «Багаж», «Почта», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое».
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?» по методике С.В. Погодиной
- Рисование – коллективная работа «Радуга»
- Лепка – групповая работа «Багаж»
- Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»
Физическое развитие
- Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
- Воспитание необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое»
Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- Театрализованная деятельность – теневой театр на коврографе Воскобовича по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Вокзал»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
- заучивание произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов
Ресурсное обеспечение проекта:
- сотрудничество с семьями воспитанников
- содействие с библиотекой
Презентация проекта
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста» в конкурсе мультимедийных презентаций «калейдоскоп презентаций в ДОУ» в номинации дебют среди педагогов ДОУ
Подведение итогов
- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака
- выставка детских работ, выполненных по методике С.В. Погодиной
- участие в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака с международным участием с ребенком подготовительной группы
Мероприятия проекта
Содержание работы Сроки результаты
Подготовительный этап (1 неделя)
– «Методика организации детского чтения»– «Жизнь и творчество С.Я. Маршака»;
– подбор детской  художественной литературы писателя. Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака;
создание картотеки произведений.
Работа с детьми:
– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.  
аннотация произведений.
Работа с родителями: – консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»  информационный стенд (список литературы по возрасту).
Подготовка к участию в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака Заявка на участие, оплата конкурса, отправка документов
Подготовка конспекта занятия по рисованию с использованием методике С.В. Погодиной Конспект, материалы
Подготовка мнемотаблиц «Где обедал воробей?», «Мяч» мнемотаблицыПодготовка материала к изготовлению теневого театра из фетра по произведению «Сказка о глупом мышонке» Заготовка шаблонов животных, приобретение фетра
Подготовка развивающих игр «Где обедал воробей?» с использованием блоков ДьенешаКартинки-схемы
Подготовка схем по стихотворению «Мяч» с использованием палочек КюизенераКартинки-схемы
II. Формирующий этап
Работа с детьми:
– чтение произведений писателя;
– рассматривание иллюстраций;– проведение литературных викторин;– заучивание стихов для конкурса чтецов;– рисунки детей по стихотворению «Радуга»;
- рисунки детей по стихотворению «Где обедал воробей?» по методике С.В. Погодиной;
- заучивание стихов «Где обедал воробей?», «Мяч» по мнемотаб- лицам;
- работа с развивающими играми с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера;
– инсценировка теневого театра «Сказка о глупом мышонке» на коврографе Воскобовичаоформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»;театрализованное представление;конспект развлечения;
мнемотаблицы по стихам «Где обедал воробей?», «Мяч»;
карточки со схемами для составления рисунка мяча с помощью палочек Кюизенера в разных вариациях;
рисунки-схемы для стихотворения «Где обедал воробей?» с использованием блоков ДьенешаРабота с родителями: – участие родителей в проведении мероприятий;– участие в конкурсах;– практическая деятельность совестно с детьми. Создание фото и видеотеки
III. Итоговый этап
Работа с педагогами:
– выступление с презентацией на конкурсе мультимедийных презентаций «Калейдоскоп презентаций в ДОУ в номинации «Дебют» среди педагогов ДОУ  
Диплом победителя (1 место)
Работа с детьми:
– рисунки детей;– проведение викторины по произведениям С.Я.Маршака.  
выставка «Юные художники-иллюстраторы»;конспект викторины;
– участие в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака с ребенком подготовительной группы Морозовой Верой. Диплом (3 место) за подготовку призера I Всероссийской викторины по произведениям С.Я. Маршака
Работа с родителями:
- работы любимых героев произведений С.Я. Маршака;
- конкурс чтецов  Выставка работ, создание фото ивидеотекивыступление на родительском собрании.
 
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
Очень весело прошел у нас физкультурный досуг с подвижными играми “Рассказ о неизвестном герое”; “Пожар”; “Кошкин дом”; “Жил на свете слоненок”. На досуг мы пригласили детей подготовительной группы. Было очень интересно. Почти со всеми играми дети справились, единственное затруднение вызвала подвижная народная игра «Уголки»: дети не были знакомы с этой игрой не вполне поняли правила, но немного изменив и упростив правила по ходу игры, игра получилась интересной и задорной.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте. В заключении дети создали из пластилина атрибуты багажа из стихотворения.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч». Развивали умение складывать мяч из палочек Кюизенера, соотносить размер палочек и цвет с карточкой. Отрабатывали умение работать по схеме.
Интересно прошла театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке». Дети узнали правила безопасного поведения с чужими людьми, прививалась любовь и уважение к маме. Учились выразительно передавать характер героев, развивали память.
Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, используя методику С.В. Погодиной. Воробья создали из бумажной салфетки, учились делать фон используя влажные салфетки и малярные кисти.
Выполняя рисунок стихотворению «Радуга» дети познакомились со спектром радуги, закрепляли названия и последовательность цветов.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием иллюстраций к произведениям и отрывков. Дети определяли, называли произведения, видя иллюстрацию или прослушав отрывок.
Запомнилась экскурсия в библиотеку, где дети получили опыт культуры поведения в общественных местах.
Кульминацией проекта стало участие в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака (с международным участием), где стали призерами (3 место).
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Список литературы:
1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 2006. - № 9. - С. 7.
6. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.
7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
9. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
12. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.