Конспект урока по математике Деление на единицу (4 класс)


Тема. Деление на единицу.
Цель. Познакомить с правилом деления на единицу.
Задачи:- учить решать примеры, используя изученное правило;
- развивать целенаправленное внимание, математическую речь;
- корригировать логическое мышление на основе упражнения в отгадывании загадки, слуховое восприятие на основе упражнения в отгадывании голоса птицы;
- воспитывать положительную мотивацию, аккуратность при работе в тетрадях.
Оборудование: карточка с темой урока, презентация, учебник, листы самооценки, аудиозапись, карточки для работы в парах.
Ход урока.
I. Орг. момент.
1. Приветствие, проверка готовности.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики.2. Психологический настрой.
- Быть должны у вас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Руки дружно поднимайте, Если спросят - отвечайте. 3. Мотивация.
- Закончите предложение. Сейчас у нас урок…. (математики)
- На уроке математики мы учимся….. (решать примеры и задачи, чертить отрезки, строить геометрические фигуры. )- Где вам пригодятся ваши знания и умения? (в магазине, чтобы посчитать сдачу или стоимость покупки; на уроках труда, чтобы правильно сделать разметку)
- Итак, знания и умения по математике нам нужны каждый день. Поэтому на уроке вы должны работать внимательно и старательно.
- Какое сейчас время года? (весна)
- Сегодня на уроке, мы, выполняя задания, вспомним об изменениях в природе весной.
- Что можем увидеть весной, вы скажите, отгадав загадку:
У нас под самой крышей 
Белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет…(Сосулька)
- Когда сосульки становятся большими, с ними что делают? (их сбивают)
- А зачем их нужно сбивать? (чтобы сохранить людям здоровье и жизнь, потому что сосулька может сорваться с крыши и,падая, может травмировать человека.)
- Кто должен сбивать сосульки? (взрослые люди, работающие в специальной службе)
- Я предлагаю вам сбивать сосульки на ваших листах самооценки. Сбивая сосульки, вы будете их зачёркивать. Если задание выполните правильно, собьёте 2 сосульки и зачеркнёте их, если допустите 1-2 ошибки, собьёте1 сосульку, если с заданием не справитесь, ничего не сбиваете и не зачёркиваете. Тот, кто собьёт 12 и более сосулек, получит оценку «5», 8 – 11 сосулек – оценку «4», 7 и менее – оценку «3».
Я желаю вам удачи.
4.Сообщение темы и цели урока.
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (умножение единицы и на единицу)
- Сегодня будем изучать новую тему: «Деление на единицу». Цель нашего урока познакомиться с правилом деления на единицу и научиться использовать его при решении примеров. Чтобы достигнуть этой цели работать будем все вместе, в парах и самостоятельно, посчитаем устно, поработаем по учебнику и по карточкам.
III. Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (решить примеры)
- Откройте тетради, проверим домашнее задание. (чтение примеров по цепочке)
- Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)
- Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя.
IV. Устный счёт.
- Какое животное просыпается весной после зимней спячки? (медведь)
- Медведь проснулся, и ему интересно, знаете ли вы таблицу умножения?
Посчитаем устно вместе с Мишкой. (слайды с примерами на умножение и деление)
- Что мы сейчас делали? (считали устно)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя.
V. Изучение нового материала.- Подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
«Весёлые льдинки».
Под самым карнизом,                               (сжимают и разжимают пальцы)
Над самым оконцем
Забралось в сосульки                                (стучат пальцами по столу)
Весеннее  солнце.                        (поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут                                           (сжимают и разжимают пальцы)
По сосульками слезинки…    
И тают сосульки –                                    (стучат пальцами по столу)
Весёлые льдинки.
1. Запись числа в тетрадь.
- Ребята, какое сегодня число? (9 марта)
- Как оформим запись числа в тетрадь? (4 клетки вниз, на пятой 10 вправо, на одиннадцатой пишем 9 марта, 1 клетку вниз, 8 вправо на 9 пишем классная работа )- Запишите красиво число и классная работа.
2. Минутка чистописания.
- Ребята, я задумала число. Это число меньше 10, но больше 8. Какое это число? (9)
- Что вы знаете об этом числе? (однозначное, нечётное, для записи нужна1 клетка)
- Отступите 1 клетку вниз, 1 вправо напишите число 9 одну строчку.
- Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)
- Чему учимся на минутке чистописания? (правильно писать цифры)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя.
3.Объяснение нового материала.
- Ребята, послушайте голос птицы, которая прилетает весной первой. (аудиозапись)
- Что это за птица? (грач)
- Правильно. Посмотрите, грач прилетел к нам с конвертом, на котором написано «новый материал». Давайте откроем этот конверт и внимательно изучим то, что в нём написано.
Решите пример 3х1 = (учитель записывает на доске)
Каким правилом воспользуемся при решении этого примера? (если один из множителей равен единицы, то произведение равно второму множителю)
- Чему будет равно произведение чисел 3 и 1? (3)
- Составьте пример на деление. (3 : 1 = 3)
- Прочитайте пример с названием компонентов.
- Решим ещё один пример с проговариванием правила: 5 х 1 =
- Составьте пример на деление. (5 : 1 = 5)
- Прочитайте пример с названием компонентов.
- Решим ещё один пример с проговариванием правила: 9 х 1 =
- Составьте пример на деление. (9 : 1 = 9)
- Прочитайте пример с названием компонентов.
- Посмотрите внимательно на примеры с действием деления. Что вы можете сказать о делителях во всех примерах? (делители равны единице)
- Что вы можете сказать о частном и делимом в каждом примере? (они равны)
- Если делитель равен …(единице), то частное …(равно делимому)
- Откройте учебник на странице 139, найдите правило (читает учитель, дети читают про себя, вслух)
4.Первичное закрепление материала.
- Ребята, мы изучили новый материал, который для нас принёс грач. Какие ещё птицы прилетают весной? (скворцы, зяблики, ласточки…) (слайд)
- Что услышать пение птиц, вы должны закрепить изученное правило. На странице 139 найдите № 9. Какое задание нужно выполнить? (решить примеры)
- Будем решать примеры устно, и проговаривать изученное правило. Послушайте, как будем проговаривать: шесть разделить на один; делитель равен единице, значит частное равно 6. Далее читаем примеры и проговариваем по цепочке.
- Что мы сейчас делали? (считали устно и проговаривали правило)
- С этим заданием справились и можем послушать пение птиц. Пока будем слушать, возьмите листы самооценки и оцените себя. Тот, кто правильно и самостоятельно проговаривал правило, сбивает 2 сосульки. Тот, кто проговаривал правило с моей помощью, сбивает 1 сосульку.
- А сейчас немного отдохнём, и динамическую паузу проведём.
Динамическая пауза
Шаловливые сосульки
Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)
Сели на карниз.     (Сесть на корточки.)
Шаловливые сосульки     (Вставая, покрутить руками.)
Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)
Стали каплями кидаться.   (Руками соответствующие движения.)
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,     (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
- Тихо сядут девочки, ёще тише сядут мальчики.
VI. Закрепление.
1. Работа по учебнику. С. 139 №10
- Ребята, как оживают деревья после зимнего сна? (На ветках набухают почки, и из них появляются новые листочки)
- Посмотрите на картинку. Что вы видите? (ветку с почками, а на них задание)
- Чтобы почки распустились и появились листочки, вы должны выполнить это задание. Откройте учебники на странице 139, найдите № 10. Какое задание нужно выполнить? (решить примеры)
- Какие это примеры? (сложные)
- Как будем решать? (сначала выполним действие деление, а потом сложение)
- Будем решать примеры первого и второго столбика.
- Отступите 2 клетки вниз, 10 вправо и запишите – Примеры 10.
- Первый пример у доски будет решать с объяснением …., остальные в тетрадях.
- Второй пример, комментируя с места, решает…
- Дальше будете решать самостоятельно. …. решит третий пример из этого столбика; ……. - третий пример из первого столбика и первый пример из второго столбика, остальные – до конца второго столбика .- Закончили. Проверим с помощью сигнальных карточек.
- Что мы сейчас делали? (решали примеры)
- Какие это примеры? (сложные)
- Как выполняли действия? (сначала деление, потом сложение)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя.
- Вы выполнили задание, и почки на нашей веточки распустились. Ребята, в свободное время сходите в библиотеку, и узнайте, какое дерево зацветает весной первым. Так же об этом вы можете узнать в интернете.
2. Работа по карточкам.
- Ребята, сейчас будете работать по карточкам. Возьмите их. Послушайте задание. Сравни выражения. Поставь знак <, >, = . Будете работать в парах и сравнивать разное количество выражений. Каждому знаку соответствует буква. Если вы все правильно сравните выражения, то после проверки сможем составить название весенних цветов. Приступайте к работе.
9 : 1 8 : 1
5 – 1 5 : 1
48 : 6 8 : 1 36 : 9 4 : 1
6 : 1 6 + 1
7 : 1 7 – 1 4 : 1 4 + 1
45 : 5 9 : 1
3 : 1 4 х 1 72 : 9 8 : 1
10 : 1 10 - 1


- Начинаем проверять. Один ученик будет проговаривать с места, а второй у доски выставит буквы.
- Название каких цветов вы составили? (подснежники)
- Что мы сейчас делали? (работали по карточке)
- Какое задание выполняли? (сравнивали выражения)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя.
3. Работа с геометрическим материалом.
- Посмотрите внимательно, как расположены подснежники. На какие две линии похоже их расположение? (прямые)
- Как они расположены по отношению друг к другу? (пересекаются)
- Какой цветок является точкой пересечения линий? (подснежник с одним цветком)
- Постройте в тетради две пересекающиеся линии и обозначьте её буквой
- Обменяйтесь тетрадями, оцените друг друга. Если задание выполнено верно – ставите «+», если нет – «-».
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если начертили правильно, сбили 2 сосульки. Если нет – сосульку не сбили.
IV. Итог.
1. Подведение итога.
- Ребята, скажите, какая была тема урока? (Деление на единицу)
- Какова была цель урока? (познакомиться с правилом и научиться его применять)
- Достигли этой цели? (да)
- Какие задания выполняли? (устно считали, решали примеры, чертили пересекающие прямые)
- Ваши знания и умения вам пригодятся на следующих уроках. Поэтому вы закрепите умение решать примеры, выполнив домашнее задание.
2. Объяснение домашнего задания.
- Послушайте внимательно: с. 139 № 10 (3,4ст.). …. решат два примера из первого столбика, …. – первый столбик, остальные решат два столбика.
Оценивание.
- …., как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?
- …., кто сегодня на уроке был самым активным?
- Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько сосулек вы сбили.
- Поднимите руку, кто сбил 12 и более сосулек. Молодцы, ребята, вы постарались и за урок получаете «5». Поднимите руку, кто сбил от 8 до 11 сосулек. Ребята, вы поработали хорошо и получаете «4». Поднимите руку, кто сбил 7 и менее сосулек. Вам, ребята, нужно ещё постараться. Ваша оценка за урок «3».
3. Рефлексия.
- Возьмите полоски и покажите:
Зелёный цвет– если на уроке вам было всё понятно и вы сможете объяснить другому.
Жёлтый – если вы всё поняли, но объяснить другому затрудняетесь.
Красный – если поняли, но нужна помощь.
- Урок окончен.
Лист самооценки.

12 и более сосулек - оценка «5»
8 – 11 сосулек – оценка «4»
7 и менее – оценка «3» Лист самооценки.
12 и более сосулек - оценка «5»
8 – 11 сосулек – оценка «4»
7 и менее – оценка «3»
Лист самооценки.

12 и более сосулек - оценка «5»
8 – 11 сосулек – оценка «4»
7 и менее – оценка «3»
Лист самооценки.

12 и более сосулек - оценка «5»
8 – 11 сосулек – оценка «4»
7 и менее – оценка «3»