Текст-сопровождение к презентации История создания передачиВ гостях у сказки


История создания передачи « В гостях у сказки» ЧАСТЬ 1.
Слайд 2 Валенти́на Миха́йловна Лео́нтьева — советская и российская телеведущая. Диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР (1954—1989). Лауреат Государственной премии СССР (1975).Народная артистка СССР (1982).
Валентина Михайловна Леонтьева родилась 1 августа 1923 года в Петрограде, ныне — Санкт-Петербург. 
Валентине Леонтьевой пришлось пережить блокаду Ленинграда. В возрасте 18 лет она пошла в сандружинницы, с тем чтобы помогать раненым и больным в осаждённом городе. Когда открылась «Дорога жизни», мать и две сестры  уехали из блокадного города. Впоследствии Валентина вспоминала, как маленький сын сестры умер в дороге и та даже не смогла его по-человечески похоронить: тело ребёнка пришлось закопать в придорожном сугробе.
Училась в химико-технологическом институте, работала в поликлинике. Затем окончила оперно-драматическую студию имени Станиславского при МХАТе (студия В. О. Топоркова), (ныне Московский драматический театр им. К. С. Станиславского), работала в Тамбовском драматическом театре,
Слайд 3 Затем пришла на телевидение, где стала работать помощником режиссёра. В 1954 году прошла конкурсный отбор на телевидение, став диктором. 
За годы своей долголетней работы на телевидении Валентина Михайловна вела детские передачи «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», праздничные «Голубые огоньки», поисковую программу «От всей души», а также многие другие любимые и популярные в то время телевизионные программы.
На её детских программах выросло не одно поколение россиян. Миллионы детей ждали передачи «В гостях у сказки» и «Спокойной ночи, малыши!». А сама Валентина Михайловна заслужила почётный титул — тётя Валя Советского Союза.
Валентина Михайловна Леонтьева была первым диктором и единственной женщиной диктором Центрального телевидения СССР, удостоенной званияНародной артистки СССР.
C 1989 года — диктор-консультант телевидения
Валентина Михайловна Леонтьева скончалась 20 мая 2007 года.
Есть памятники в России, рядом с которыми становиться тепло, уютно и спокойно как в детстве. Один из таких памятников украшает город Ульяновск. 1 августа 2008 года в сквере по улице Гончарова прошло открытие памятника всенародно любимой телеведущей «тёте Вали».
Слайд 4 История передачи: Передача «В гостях у сказки» появилась на телеэкране в 1976 году. Она транслировалась в течение всего учебного года, а летом вместе со школьниками уходила на каникулы. Показ передачи был разделен на несколько сезонов. Сначала программа выходила каждую субботу, повтор которой происходил утром на следующей неделе. Затем передача стала выходить по пятницам с повтором по будням. Также часть сезонов «В гостях у сказки» выходила по воскресениям. Первые несколько лет своего существования передача выходила один раз в неделю, а затем – раз в две недели. Один выпуск вместе с фильмом длился 1 час 45 минут. «В гостях у сказки» начиналась с красочной мультипликационной заставки в нескольких вариантах под мелодию «Приходи, сказка» автора В. Дашкевича. Ведущая В гостях у сказки - Валентина Михайловна Леонтьева, которую спустя некоторое время вся страна знала как добрую тетю Валю.
Каждый выпуск начинался с ее приветствия: «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые». Каждая передача сопровождалась сказкой или детским фильмом, игрой или захватывающей мультипликационной историей. Транслировали киносказки разного времени, а также фильмы практически всех киностудий республик СССР. Очень часто в передаче показывали сказки известных в то время режиссеров Александра Артуровича Роу и Александра Лукича Птушко, и других, не менее популярных деятелей кино в Союзе. Часто зрители «В гостях у сказки» могли увидеть совершенно новые киноленты, премьерный показ которых происходил в эфире передачи. Перед такими показами, как правило, происходила беседа ведущей со зрителями, в которой она излагала историю создания работы или ее литературную основу, а также интересные факты из истории создания фильма. После показа каждый зритель мог ответить на «сказочный» вопрос. Также, зрители могли отправлять на передачу свои рисунки и поделки на тему показанной сказки .Слайд 5 Фильмы, показанные в передаче «В гостях у сказки»,  учили детей таким простым, но важным истинам: быть добрыми, честными и справедливыми, уважать старших, никогда не бросать друзей в беде и многому другому.
Интересные факты о передаче В гостях у сказки .Начальная заставка телепередачи «В гостях у сказки» состояла из фрагмента мультфильма «Аленький цветочек». Конечная заставка телепередачи «В гостях у сказки» представляла собой фрагмент фильма «Варвара-краса, длинная коса» в котором бабушка-сказительница произносила фразу: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец», — и под музыку закрывала ставни. В роли сказительницы снялась актриса Анастасия Зуева.Примечание: после знакомства с историей создания программы и её ведущей целесообразно показать какой либо фильм-сказку или отрывок, если есть необходимость и время(например, в ГПД)
Презентация выполнена в двух частях в соответствии с намеченными мной занятиями по внеклассному чтению и внеурочной деятельности
Каждую часть презентации можно использовать на разных занятиях (при знакомстве со сказками; беседе о роли детского кино в искусстве и так далее)
История создания передачи «В гостях у сказки»( часть вторая)
Слайд 2. Александр Птушко - советский режиссёр-сказочник
Александр Лукич Птушко был одним из первых людей, которые начали использовать в кино спецэффекты, а также повлиял не только на советскую, но и на мировую анимацию, но о его жизни известно очень мало.
 Александр Лукич Птушко родился 19 апреля 1900 года в Луганске. Родители его были простыми крестьянами. До того, как будущий мультипликатор нашел своё призвание, он попробовал не одну профессию: корреспондент, актёр, художник-декоратор, кукольный мастер. А с 1923 по 1926 год даже учился в Московском институте
народного хозяйства.
В кинематограф Александр Птушко приходит в 27 лет, но не как режиссер, а как конструктор кукол, а позже художник-мультипликатор. В 1928 году в качестве режиссера-аниматора Александр Птушко выпускает серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, которого позже перенес и в рисованные мультфильмы. Именно здесь он впервые использует свою кино-иллюзию.
В 1932 году, Александр Птушко снимает первый звуковой полнометражный мультипликационный фильм «Властелин быта», который можно смело назвать подготовкой к его художественному прорыву - фильму «Новый Гулливер», по мотивам произведений Джонатана Свифта.
Фильм с объемной анимацией, который советский зритель увидел в 1935 году, был на то время прорывом в кинематографе - Александр Птушко использовал в нём множество новых и оригинальных приемов. Режиссер пользуется необычным методом комбинированной съемки, чтобы органически совместить на экране «игру» 1500 кукол с игрой живых актеров. Да и для создания самих кукол Птушко пришлось немало потрудиться. И, так как мультипликатор обладал тягой к технике, он сам лично разрабатывал конструкции кукол и позже долго экспериментировал с их движением и мимикой в кадре.
В1939 году выпускает еще одно своё чудо - фильм «Золотой ключик».
"Золотой ключик"
Кажущийся мультфильмом «Золотой ключик», на самом деле, только частично кукольный. В основном, мультипликационный эффект здесь достигнут за счет совмещенных и комбинированных съемок. Для зрителя это осталось незаметным, но большая часть кукол в фильме - это, на самом деле, переодетые в кукольные костюмы актеры. А чтоб создать разницу в размере, когда актеры-люди совмещались с актерами-куклами, режиссер использовал визуальное совмещение дальнего и ближнего плана. И по сей день «Золотой ключик» используется, как пример, в кинематографических школах, для демонстрации студентам, как путем минимальных затрат возможно создать настоящие спецэффекты.
 Слайд 3 В игровом кино - наряду с режиссёром Александром Роу он берется за экранизации сказок. Первой работой в этом жанре для Александра Лукича стал «Каменный цветок» (1942 год),за которую он сразу получил Государственную премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах. Не меньшей славы снискал и его следующий шедевр «Садко». Он завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира полувековой истории кино.
В 1956 году он выпускает первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком «Илья Муромец», который попадает в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку, в которой участвовало более 106 тысяч статистов и 11 тысяч лошадей  одновременно.
В 1960 году  Александр Птушко стал художественным руководителем творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм».
В 1961 году на экраны выходит экранизация "Алые паруса"
В 1964 году Александр Птушко снимает комедию «Сказка о потерянном времени»,
а в  1966 году выпускает фильм «Сказка о царе Салтане» - одну из лучших экранизаций сказок Пушкина.
 в 1969 году, Александру Птушко присудили звание Народного артиста СССР.
Но самой Лучшей работой Александра Птушко, по праву, может называться его последний фильм, который вышел на экраны незадолго до смерти режиссера.
 На создание «Руслана и Людмилы» у режиссера ушло целых четыре года. Были построены невероятных размеров декорации и сшито множество великолепных костюмов, и всё это венчал талант Птушко создавать волшебство. Говорящая голова, летающий карлик Черномор и подземные гиганты - все это творения рук Александра Лукича. А когда для съемок «Руслана и Людмилы» понадобились 300 попугаев, то режиссер использовал всего десять настоящих, а все остальные - это перекрашенные голуби.
Александр Лукич Птушко умер 6 марта 1973 года. Его смерть поставила точку в целой эпохе сложных сказочных постановок советского кинематографа. В Москве на Новодевичьем кладбище могилу режиссера украшает сказочное дерево, в ветвях которого таятся герои фильмов Александра Птушко. 
Слайд 4. АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ РОУ
8 марта 1906, Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область — 28 декабря 1973, Москва.Советский кинорежиссёр, сценарист.Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1961).Народный артист РСФСР (13.03.1968).Его отцом был ирландец Артур Говард Роу (Rowe) — ирландский инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство. Женился на гречанке. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив в России семью.С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — он торговал мелкой кустарной галантереей. Окончил семилетку и по совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).Работал на киностудии «Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1937) и у других режиссёров.С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени Горького).
Один из немногих отечественных режиссёров, посвятивших свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок.Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя Александра Птушко).
‘Межрабпом-фильм’ стала единственной в мире студией для детей ‘Союздетфильм’, на которой Роу приступил к постановке киносказки ‘По щучьему велению’. До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации.   Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам.   Работал изобретательно.   К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние эпизоды – снег растаял: ‘Придумали в ‘щучье слово’ внести новую сцену – ‘Обернись, зима лютая, летом красным’. Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком – переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя’.
Во время съемок ‘Василисы Прекрасной’ Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею – настолько тот был страшен.
Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики. От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Но у него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.
Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию. Лучший фильм Александра Роу «Морозко» наглядно демонстрирует всё перечисленное выше. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов.
 Фэнтези, Фантастика, ужастики – все это разновидности киносказки. Картины об инопланетянах, взбунтовавшихся роботах, вампирах, оживших динозаврах и прочих диковинках собирают рекордное количество зрителей во всем мире. Электроника, компьютерная графика и другие новинки ‘сказочной’ техники дают возможность удивлять нас невиданными спецэффектами. А у истоков всех этих экранных чудес стоял добрый и мудрый сказочник – Александр Роу. В 1968 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1993 году организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва).
Слайд 5 Фильмография:
МорозкоМарья-искусницаДрагоценный подарокПо щучьему веленьюВечера на хуторе близ ДиканькиВарвара-краса.длинная коса
Золотые рога
Огонь.вода и… медные трубы
Королевство кривых зеркал
Кащей бессмертный
Василиса Прекрасная
Конёк-Горбунок
Тайна горного озера
Финист-Ясный Сокол
Новые похождения кота в сапогах
Хрустальный башмачок
 
Слайд 6 Главная Баба Яга страны - МИЛЛЯР ГЕОРГИЙ ФРАНЦЕВИЧ 7 ноября 1903, Москва - 4 июня 1993, Москва . Родился в семье Франца де Милье, французского инженера-мостостроителя, приехавшего в Россию на работу, и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлёвой. Георгий вырос в роскоши, жил в Москве и Геленджике, говорил на трёх языках.
 Георгий с детства увлекался искусством, слушал Шаляпина, Нежданову, Собинова. Любовь к театру ему привила его тётка, театральная актриса[3]. Ещё в семь лет будущий актёр впервые попробовал нанести грим, попытавшись перевоплотиться в Мефистофеля из «Фауста», однако был разочарован, когда вызвал у родственников смех, а не испуг[4].В 1927 году закончил Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр имени Маяковского) и был принят в труппу театра, где проработал до 1938 года. По окончании обучения в школе Георгий устроился работать в геленджикский театр бутафором, но, мечтая о сцене, учил все роли. Дебют актёра состоялся в спектакле «Золушка». Актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и Милляр её подменил. Неожиданный дебют прошёл удачно, и Милляр стал в случае необходимости подменять актёров. Так в 1920 году с женской роли началась его актёрская карьера[5]. В 1924 году Милляр, будучи уже известным провинциальным актёром, поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). . Несмотря на успех в театре, Милляр продолжал мечтать о карьере в кино. Театральные критики ещё в 1920-е годы отмечали: «Крупные способности Милляра в области мимики жеста и пластики, пожалуй, имели бы большее применение в кино»[6]  Свою кинокарьеру Милляр начал с эпизодических появлений в нескольких фильмах. Наиболее характерным для него образом стала героиня русских сказок  Баба-Яга. О том, как рождался образ Бабы-Яги, сам Милляр рассказывал так: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить»[4]. В своих следующих сказочных ролях Милляр решил перейти к более ироничному обыгрыванию отрицательных персонажей[7]. В 1959 году он появился в роли покорного слуги Квака в киносказке «Марья-искусница». Во время съёмок актёра покрывали зелёнкой и обували в зелёные ласты[3]. Знаменитая манера речи Квака была идеей самого Милляра HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D1%80,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \l "cite_note-pomnili-3" [3]. В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», где Милляр вновь перевоплотился в Бабу-Ягу. Он готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой[3].
Милляр — ярко выраженный характерный артист.  Его уникальный голос, старчески дребезжащий, переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для озвучивания сказочных злодеев, в первую очередь Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Чудища морского и т. д. Актёр практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, растрёпанные седые волосы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной. «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность.
 После смерти супруги Милляра Марьи Васильевны квартира досталась в наследство ее внуку. Сейчас квартира сдается в наем. Многие личные вещи актера были выброшены на свалку, но кое-что дочь Марьи Васильевны Марина успела передать в Музей кино. Там, среди небольшой стопки документов, наград и фотографий есть листочек со стихами, которые Георгий Милляр написал накануне своей смерти.
Появился в начале века
И уйду под конец его
В те края, где чужая аптека
Вряд ли нальет чего.
Кто расписался в моей бесполезности?
Рано мне выдали этот диплом!
Сгорел от безделья и умер от трезвости —
Вот что пишите на гробе моем.
А сниматься? Когда же? Скорее же!
Впереди только темный лес.
Сыграть бы хоть пьяного сторожа,
На березу который полез.
Не нужна мне жена чужая
И ролей чужих не хочу,
Но найдется же роль такая,
Чтобы мне пришлась по плечу…
А, наверное, было бы здоровоПод финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…