Рабочая программа по изо кружок Сундучок радужных идей

Управление образования Вытегорского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Вытегорский районный Дом детского творчества»


Утверждена приказом директора
МОУ ДОД «ВРДДТ»№____
От «____»________2009г.
Директор МОУ ДОД «ВРДДТ»
_____________Е.Г. Мокотова



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«СУНДУЧОК РАДУЖНЫХ ИДЕЙ»
Возраст детей: 6 -7 лет
Срок реализации: 1 года



Андронова Марина Александровна,
педагог дополнительного образования

Утверждено
Методическим советом
МОУ ДОД «ВР ДДТ»
№____ от «___» 2009г.
Протокол №_____




г. Вытегра,
2011г.




Пояснительная записка.
Художественное образование является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для детей младшего школьного возраста, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире
В программе реализуется художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического  отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Все занятия носят разноплановый характер, включают в себя как теоретическую, так и практическую части.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми 6 -7 лет в составе не более 12-15 человек. Периодичность занятий – два раза в неделю по80 минут с перерывом 10 минут и сменой деятельности. На освоение программы отведено 172 часа. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются 30 мая. В последние две недели мая проводится диагностика и анализ полученных результатов работы. Набор детей в группы осуществляется без ограничений, по желанию детей. В основе лежат групповые занятия, которые проводятся во второй половине дня.
2. Цель программы.
Цель программы - формирование эстетического отношения, эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.


3.Задачи программы.
Образовательные задачи:
Обучить: -основам создания художественных образов; -практическим навыкам работы в различных видах художественной деятельности; Познакомить: - с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Воспитательные задачи:
воспитать у учащихся: -потребность постоянно общаться с изобразительным искусством; -эмоциональную отзывчивость на прекрасное; - бережное отношение к природе.
Развивающие задачи:
Развить:
интерес к различным видам искусства (изобразительное искусство, декоративно – прикладное, музыка, архитектура);
творческих способностей в рисовании и лепке;
сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции.
мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства  и различия предметов и их частей, выделение общего и  единичного, характерных признаков, обобщение.
способность наблюдать, всматриваться в явления природы.
В рисовании – совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно – гуашь).
В лепке – побуждать детей создавать динамические выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки.
В аппликации – инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа, познакомить с разными способами вырезания.
4.Основные формы и методы работы.
Основной формой является групповое занятие.
Принципы проведения занятий:
-системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого –
к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры, загадки по темам рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ.
5.Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение: репродукции картин, иллюстрации, эскизы, наглядные пособия, литература.

6.Средства.
Для занятий по изобразительной деятельности понадобятся:
гуашь, акварель, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, кисти, уголь, восковые свечи, салфетки палитра, бумага для рисования А3, А4, ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, стеки, дощечки, тесто, глина, природный материал, мольберт.




7.Результаты образовательного процесса:
К концу года ребенок может:
- различать и называть способы рисования; - самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.); - самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы; - выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; - давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
В рисовании
-Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения( на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры и тд). -Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. -Отличать предметы по форме, величине, передавать эти отличия в рисунках. -Передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. -Располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту – по вертикали и тд). -смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
В лепке:
-Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. -Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур
В аппликации:
- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания.
8.Формы контроля.
Применяются следующие формы контроля:
- выставки, конкурсы, викторины районного, областного, федерального уровня;
- творческие задания;
- открытые занятия;
- тестирование по темам;
- творческие проекты;
- устные опросы.
После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Учебно-тематический план, первый год обучения




Тема

Теория

Практика
Всего
часов

Итоги (форма подведения)

1
Введение
2

2


2
Основы рисунка
Натюрморт
Пейзаж
Портрет
Рисование зверей, птиц
«Про все на свете»
10
2
1
1
3
3

47
8
2
1
14
22
57
10
3
2
17
25
Работы по замыслу, с выбором техники рисования и материала.

3
Жанры живописи
2

4

6

Создают свою сюжетную композицию

4
Основы декоративно-прикладного искусства
Орнамент
Декоративная роспись
2

1
1
4

1
3
6

2
4
Создание орнамента, роспись предметов

5
Флористика
1

·l° 4
5
доводить предмет до нужного образа в лепке, цветовое решение и выразительность в аппликации

6
Основы ручного труда

Аппликация

Лепка
10

5

5
54

30

24
64

35

29


7
Заключение

2
2
Выставка творческих работ

8
Педагогическая
диагностика

2
2
Выявить уровень
развития


Всего часов
27
117
144


ВВЕДЕНИЕ
1.Вводное занятие: общие рекомендации при работе с изобразительным материалом.
2.Условия и правила при работе с трудовым материалом.
ОСНОВЫ РИСУНКА
Натюрморт
Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композиций, дать представления о том какие предметы изображаются в натюрморте. Стимулировать эстетические оценки и суждения.
Натюрморт из овощей, краски, 1час.
2. Ветка калины, рисование с натуры, гуашь, 1час.
3. Букет полевых цветов, рисование с натуры, 2часа.
4. Дары осени, яблоки, рисование с натуры, 2часа.
5. Нарциссы и тюльпаны, гуашь, 1час.
6. Натюрморт по замыслу, материал на выбор, 2часа.
7. Чашка на столе, восковые карандаши, 1час.
Пейзаж
Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже, учить отображать состояние погоды в рисунках цветом, линиями, упражнять цветовосприятие.
Осенний лес, краски, 1час.
Осень на опушке краски разводила,краски, 1час.
Весенняя гроза, материал на выбор, 1час.
Портрет
Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви, желание нарисовать портрет, передать в рисунке некоторые черты облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.
1. Я с папой, восковые карандаши, 1час.
2. Мамина улыбка, материал на выбор, 1час.
Животные, птицы, рыбы
Научить рисовать различных животных, привить детям умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В дошкольном детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.
Белый медведь, гуашь, 1час.
Голуби на крыше, коллективная работа, 1час.
Мои любимые животные, материал на выбор, 1час.
Собака со щенком, материал на выбор, 1час.
Пингвины, краски, 2часа.
У бабушки в гостях, коллективная работа, 1час.
Грачи прилетели, материал на выбор, 1час.
Снегири на рябине, рисование на ткани, 2часа.
Северный олень, восковые карандаши, гуашь, 1час.
Красивый павлин, восковые карандаши, 1час.
Верблюд в пустыне, восковые карандаши, акварель, 2час.
Кит в море, гуашь, 1час.
Черепашки под водой, восковые карандаши, акварель, 2часа.
«Про все на свете»
Летняя картина, краски, 2часа.
Воздушные шары, краски, 1час.
Мухомор с улиткой, гуашь, 2час.
Космонавты на другой планете, материал на выбор, 1час.
Весна цветущая, материал на выбор, 1час.
День Защитника отечества, материал на выбор, 1час.
Вышли в море корабли, гуашь, 1час.
Дюймовочка, материал на выбор, 2часа.
Путешествие за волшебной палочкой, цв. карандаши, 1час.
«У меня есть кот усатый, кот Матроскин полосатый», материал на выбор, 1час.
Портрет Мальвины, Буратино, восковые карандаши, 1час.
Новое искусство графика, 1час.
Сказочные птицы, материал на выбор, 1час.
Вечерний город, акварель, 1час.
В царстве Нептуна, краски, 1час.
Новогодняя елка, материал на выбор, 1час.
Сказочные домики, фломастеры, 1час.
Чебурашка, восковые карандаши, 1час.
Летающие тарелки и пришельцы из космоса, краски, 2часа.
По горам, по долам, краски, 1час.
Качели-карусели, материал на выбор, 1час.
Жанры живописи
Анималистический жанр
Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в рисунке, формировать творческое воображение детей, знакомить с творчеством художников – иллюстраторов.
Учить замечать характерные особенности персонажей, создавать сюжетную композицию, доводить предмет до нужного образа.
1. Лесная небылица, материал на выбор, 1час.
2. Дремлет лес под сказку сна, краски, 1час.
3. Приключения Чиполинно, материал на выбор, 2часа.
4. Алиса в стране чудес, материал на выбор, 2часа.
5. Волшебный Конек – Горбунок, гуашь, 2часа.

ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО –ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Орнамент
Развивать у детей воображение, учить из знакомых элементов, форм составлять композицию узора, располагать его на бумаге разной формы (круге, квадрате, прямоугольнике, полосе).
1.Узор на зимнем окне, гуашь, 1час.
2. Царство Снежной королевы, гуашь, 1час.

Декоративная роспись
Продолжать знакомить детей с росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Дымковская слобода, гуашь, 1час.
Золотая хохлома, гуашь, 1час.
Роспись петуха, гуашь, 1час.
Декоративно – оформительская деятельность, 1час.



ФЛОРИСТИКА
Основной задачей в работе с детьми является подготовка детей к школе, поэтому аппликация из засушенных листьев особенно полезна для развития координации, точности движений и силы нажима руки ребенка.
Муха-цокотуха, 1час.
Стрекоза и муравей, 1час.
Осенний ковер, 1час.
Листья из волшебного сада, 1час.
Гирлянда из осенних листьев, 1час.

ОСНОВЫ РУЧНОГО ТРУДА
АППЛИКАЦИЯ
Дети продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно, чтобы ребенок не только придумал содержание работы но и довел свой замысел до конца. В качестве тем для аппликации часто выступают сюжеты сказок и мультфильмов – это свидетельствует об активном развитии воображения.
Рюкзачок с кармашками, 1час.
Избушка на курьих ножках, 1час.
Голуби на крыше, 1час.
Звезды и кометы, 1час.
Осенний ковер с дарами осени, коллективная работа, 1час.
Новогодняя открытка, 2часа.
Петрушка на елке, новогоднее веселье, коллективная работа, 2часа.
Красивые рыбки в аквариуме, 1час.
Алиса в стране чудес, 1час.
Аэровокзал, коллективная работа, 2часа.
Фрукты в вазе, 2часа.
В стране Великании, 1час.
Добрый доктор Айболит, коллективная работа, 2часа.
Рисуем ножницами, 2часа.
Дети на прогулке, коллективная работа, 2часа.
Царство диких зверей, 1час.
Овечка с ягненком, 1час.
Веселый телевизор, 1час.
А в Африке, коллективная работа, 2часа.
Грибы на полянке, 1час.
Рамка для фото, 2часа.
Валентинка, 1час.
Аппликации по замыслу, 4часа.

ЛЕПКА
В лепке – побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции.
1. Пиратский клад, 2часа.
2. Пираты, коллективная работа, 1час.
3. Посуда для лисы и журавля, 1час.
4. Лепка сказки, 2часа.
5. Новогодний маскарад, 1час.
6. Мышата, 1час.
7. Дуэт «Му – у», 1час.
8. Динозаврики, коллективная работа, 1час.
9. «Мы на луг ходили мы лужок лепили», 1час.
10. Театр кукол, 1час.
11. «Белый Бим Черное ухо», 1час.
12. «Клоун всегда улыбается нам, слепим его и подарим друзьям»,1час.
13. «Всех на ярмарку зовем, мы игрушки продаем»,1час.
14. Петушиная семья, 1час.
15. Спортивные развлечения, 1час.
16. Петух, декоративная лепка, 1час.
17. Птицы на кормушке, 1час.
18. Козлик, по мотивам дымковской игрушки, 1час.
19.Бабушкины сказки, 1час.
20. Лягушонка в коробченке, 1час.
21. Елкины игрушки, 1час.
22. Пугало огородное, 1час.
23. Лепка по замыслу, 5часа.
ПЕДОГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Задача – выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу.
Картинки на песке, 1час.
лепка и аппликация бабочки-красавицы, 1час.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Выставка работ и поделок.
2.Подведение итогов.



8.ЛИТЕРАТУРА

1. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозайка – Синтез, 2010.
3.СокольниковаН.М. Изобразительное искусство и методика его проведения в начальной школе. – 4- е. изд., стер. – М.: издательский центр «Академия развития», 2008.
4.Вайз.М. Цветные карандаши: шаг за шагом – М.: Астрель; АСТ,2006- (Библиотека художника)
5.Шалаева Г.П. Учимся рисовать – М.: Слово, Эксмо, 2008
6. Журналы «Искусство - детям» - М.: Мозаика – Синтез.
7. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2008
8. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2008
9. Лыкова И. А. Я делаю аппликации.- М.: ООО ТД. «Издательство Мир
книги», 2008.
10. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7лет «цветные ладошки». – М.: «Карапуз – дидактика», 2009.
11. РумянцеваЕ. А. Аппликация, Простые поделки.- 2- е. изд.- М.: Айрис- пресс, 2008
12. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина.- 2-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2008
13. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009
14. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество /Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2009


 


Заголовок 515