Рабочая программа школьного кружка Кукольный театр в коррекционной школе VIII вида


Пояснительная записка.
Дети с ОВЗ характеризуются стойким нарушением и недоразвитием всех психических процессов, что отчётливо прослеживается в сфере познавательной деятельности. В силу интеллектуальной недостаточности страдает личность ребёнка с ОВЗ, недостаточно развита речь, бедность словаря.
Страдают коммуникативные и регулятивные навыки. Дети не умеют договариваться в совместной игре. С трудом контролируют свои поступки, желания.
Большинство из них не способны подчинить своё поведение требованиям, которые предъявляют им учителя, детский коллектив. Наблюдаются нарушения эмоциональной сферы и отклонения в поведении.
Эмоции примитивны, развиты слабо, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них.
Дети не умеют договариваться в совместной игре, с трудом контролируют свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить своё поведение требованиям, которые предъявляют им учителя, детский коллектив. У многих обучающихся повышенный уровень агрессивности, проявление враждебности, жестокости; двигательная расторможенность; сниженный уровень самоконтроля; негативизм и упрямство.
Наличие перечисленных особенностей и нарушений в личностном и эмоциональном развитии и поведении детей требует коррекционной работы в этом направлении. Времени на уроках для проведения индивидуальной коррекционной работы не достаточно.
Специально для этого на занятиях в кружке «Кукольный театр» ведётся коррекционная работа с младшими школьниками, имеющими отклонения в поведении и эмоционально-волевой сфере.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, уровня их знаний и умений и имеет художественно-эстетическую направленность.
Описание воспитательной системы кружка «Кукольный театр»
Кружок то место, которое посещают не только талантливые младшие школьники, но и дети у которых есть проблемы в развитии. Совместно с логопедом были выявлены дети с нарушением речи – 6 человек, дети инвалиды – 3 человека, совместно с психологом и социальным педагогом были выявлены дети, состоящие на учёте в полиции, имеющие отклонения в поведении – 3 человека. Все эти ученики вовлечены в кружковую деятельность. В процессе занятий ведётся коррекционная работа по преодолению недостатков.
Данные занятия проводятся с учащимися 1-4 классов. Планируемое количество учеников – 12 человек. Дети разделены на две группы по 6 человек. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Программа рассчитана на 68 занятий в год. Два раза в неделю по 1, 5 часа. В течение года планируются выступления с тремя спектаклями.
Главная идея кружка - способствовать познанию окружающей действительности младшими школьниками через игровую деятельность с куклами в художественных образах.
Цель: коррекция недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формирование навыков владения средствами театральной выразительности: - интонацией, четкостью речи, формирование навыков кукловождения.
Коррекционно-развивающие:
- развитие восприятия слова, четкости, выразительности речи,
- развитие психических процессов: внимания, памяти, речи, творческого воображения.
- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (снятие детской агрессии и негативных эмоций; развитие умения эмоционально расслабляться;
- снятие детской нерешительности;.Воспитательные:
- воспитание интереса к чтению, театральному искусству;
- воспитание культуры общения, стремления к сотворчеству, интереса к искусству.
Занятия в кружке «Кукольный театр» являются комплексными и позволяют формировать универсальные учебные действия:
Личностные:
Принятие и устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Осознание детьми ответственности за своё здоровье.
Осознание нравственных категорий, таких как: добро, любовь, дружба, смелость, трудолюбие и т. д.Оценивание этического анализа содержания (нравственно-этическое оценивание).
Коммуникативные:
Способность к совместным действиям, умения позитивно и продуктивно общаться, формирование уверенного поведения.
Согласованно выполнять совместные действия.
Принимать и уважительно относится к мнению товарищей.
Адекватно реагировать на замечания.
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять пошаговый контроль, волевое усилие). Контролировать свои действия и действия товарищей.
Формировать умение планировать конечный результат.
Методы и приемы для реализации данных задач:
Куклотерапия - этот метод базируется на трёх основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».Игра для ребёнка – это средство выражения чувства. Дети могут использовать игрушку если сказать или что-то сделать им самим неловко, для того чтобы выразить свои чувства. Одевая на руку куклу, ребёнок «передаёт» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок.
В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации. Незаметно происходит усвоение необходимых моделей поведения и реагирования. «В некотором царстве, в некотором государстве»… Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом.
Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда могут выразить своё состояние словами. Психогимнастика - выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.
Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, уровня его знаний и умений.
Каждый год на занятия в кружке записываются новые дети. Но те, кто начал ходить в кружок со второго класса, посещают его с завидным постоянством.
Структура и содержание занятия не похожи на урок. Формы и способы деятельности учащихся принципиально иные, нежели на уроках.
Работа с куклами:
Отвечает психологическим особенностям школьников с отклонениями в развитии;
Удовлетворяет основную потребность детей - потребность в игре и создаёт условия для правильного выражения и проявления их эмоциональной сферы;
Освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение.
На занятиях не требуется абсолютная тишина, занятия проходят в свободной обстановке. Вся деятельность близка к игровой с активным взаимодействием учителя и учащихся, учащихся между собой. Обучение идёт постепенно: изучают историю, овладевают навыком работы с куклой, ширмой, а потом приступают к работе над выбранной пьесой. Финал – волнительное выступление.
Театр кукол даёт возможность ребёнку во время игровых занятий прожить новую ситуацию, испытывая соответствующие чувства, а значит:
- освоить новые модели поведения;
- скорректировать неудачные стереотипы;
- сформировать новые отношения с окружающими, адаптироваться в обществе.
Создаётся благоприятная обстановка, всячески поощряется инициатива детей, приветствуется желание высказать свою точку зрения и оказать помощь товарищу. Конечно, решающая роль в организации внеурочных занятий принадлежит учителю. Он выступает в роли помощника, организатора.
Между кружковцами распределяются обязанности: кто хорошо рисует, тот помогает делать декорации. Музыкальные дети – подбирают музыкальное оформление спектакля, мальчики ответственные за установку ширмы и т. д. то есть дети на практике знакомятся с театральными профессиями.
Совместно с ребятами мы выработали правила для кружковцев:
Будь всегда чистым и опрятным.
Во время занятий не отвлекайся, а слушай внимательно учителя.
Не бегай, не суетись, ходи спокойно.
Уважай своих товарищей, помогай им в работе.
Бережно относись к куклам и декорациям.
Нельзя обижать товарищей, громко кричать.
Занятия в кружке проводятся по следующим этапам.
Упражнение на снятие эмоционального напряжения.
В начале и в конце занятий проводятся упражнение на снятие эмоционального напряжения.
Задачи – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве. Сюда входят:
дыхательная гимнастика, что способствует развитию навыков саморегуляции.
Психогимнастика – выражение переживаний при помощи движений мимики и пантомимики.
Игры на снятие эмоционального напряжения: Например: «Возьми себя в руки», «Стойкий солдатик», «Солнечный зайчик», «Гора с плеч» и т. д.
Игры на снятие агрессии и ослабление негативных эмоций: «Ругаемся овощами», «Подушечные бои», «Уходи злость» и т. д.
Речевые зарядки
На данном этапе:
идёт ознакомление с понятием «эмоции»;
развиваются умения дифференцировать эмоции. Детям предлагается
произнести одну фразу с разными интонациями (Радостно, грустно, удивлённо, обижено и т. д.);
развиваются способности понимать мимические, пантомимические знаки;
развитие эмпатии. В основе эмпатии лежит умение распознавать
эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным
движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях.
ребенок более точно начинает распознавать как свое настроение, так и настроение окружающих. Расширяется опыт переживаний, происходит развитие эмоциональной регуляции;
используются речевые игры и упражнения (работа с потешками), упражнения и этюды, театральные игры;
чтение скороговорок, чистоговорок для выработки правильного произношения слов, хорошей дикции.
Выбор сказки.
Для создания мотивации занятия построены на материале сказок. Для работы может использоваться авторская или народная сказка. На первых порах сюжет сказки прост и главные герои должны быть знакомы младшим школьникам.
Первично сказку читает учитель, придавая дополнительную яркость и эмоциональную окраску.
Далее идёт обсуждение сказки, выявление главных героев и отношение к их поступкам. Определение эмоционального состояния сказки. Детям предлагается подумать, как бы они поступили на месте героев в аналогичной жизненной ситуации.
Затем обсуждается характер героев. Все с удовольствием слушают и обсуждают, сочиняют и разыгрывают сказки, играют. Во время игровых занятий ребёнок может побыть каким-нибудь персонажем, передавая его действия. Сказки являются поводом для переноса предметных умений учащихся на жизненные ситуации. В совместной деятельности, в свободном общении с учащимися передаётся социальный опыт и знания об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения, т. е. предоставляется возможность нравственно-этического оценивания.
Анализ содержания.
На данном этапе идёт определение эмоционального состояния сказки, оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Такие ценности как: добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное формируются на занятиях кружка. Дети учатся аргументировать свою позицию. Занятия проходят в спокойной, ненавязчивой обстановке. В процессе работы над сказкой эти ценности осмысливаются детьми без лишней назидательности.
Распределение ролей.
Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. Учитывается индивидуальность каждого. Педагог объясняет наиболее яркие черты каждого персонажа. Объясняется, почему та или иная роль хороша для одних и не подходит другим (особенности голоса, темперамента, выразительность чтения). В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Работая совместно, учащиеся планируют деятельность, определяются функции каждого члена коллектива, учатся работать по инструкции. Такое сотрудничество помогает развитию общения и речи учащихся.
Репетиции за столом.
После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа. Поскольку личный опыт детей еще не велик, нужно корректировать и помогать, подсказывать наиболее яркие индивидуальные черты и особенности персонажа. Отрабатывается дикция. Дети обсуждают, каким голосом должен говорить персонаж (зайчик, лиса, волк и др.)
Работа с ширмой.
Этот этап является самым сложным, но в то же время и самым интересным. Идёт обучение детей совместной деятельности, развиваются коммуникативные навыки. Дети понимают, как важно соблюдать дисциплину за ширмой, контролировать поведение, быть сдержанным и терпеливым в процессе взаимодействия. Важно пояснить детям, что каждый ученик может влиять на настроение, отношения и в целом на атмосферу в группе, оказанная товарищу помощь в процессе работы за ширмой, способствует удачному показу спектакля в целом. Развивается чувство ответственности, каждый участник несёт свой вклад в общее дело. Необходимо организовывать работу, чтобы она шла дружно, помогать своим товарищам в процессе показа сказки.
Педагог учит детей:
ориентироваться за ширмой;
определять своё место, знать стороны (право, лево), определять середину и края ширмы.
согласованно выполнять совместную деятельность;
контролировать действия друг с другом.
Если возникают трудности с заучиванием, то текст записывается на магнитофон. И тогда репетиции проходят под фонограмму.
Выступление.
Этот этап является самым ответственным и волнующим. Дети самостоятельно выполняют все действия. От каждого ученика зависит удачный показ сказки. На этом этапе:
Вырабатывается сила воли. Требуется собранность, ответственность т. к. пьеса должна пройти без перерывов. Всё должно быть складно, без помех. На этом этапе дети самостоятельно выполняют все действия. От каждого ученика зависит удачный показ сказки. Важно чтобы действия детей были собраны, дружелюбны. Не было ссор.
Развивается осуществление итогового пошагового контроля, волевая регуляция, планирование конечного результата. От каждого требуется собранность, ответственность т. к. пьеса должна пройти без перерывов. Всё должно быть без помех.
Анализ показанного спектакля.
При анализе отмечаются успехи и неудачи кукловодов. Намечаются пути устранения недостатков. На этом этапе дети учатся:
Принимать и уважительно относиться к мнению товарищей.
Адекватно реагировать на замечания учителя и товарищей по команде.
Правильно выражать свои мысли в речи.
Снятие эмоционального напряжения.
В конце занятий проводятся упражнение на снятие эмоционального напряжения.
Важно поддержать у детей интерес к деятельности, положительные эмоции в процессе работы над спектаклем.
Для каждого ребёнка создаётся ситуация успеха. Дети награждаются грамотами за показ спектаклей. Часто на репетициях используется элемент творческого соревнования. Победители в каждой группе награждаются призами.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Дети должны знать:
Основные термины: актёр, премьера, спектакль, ширма, действующие лица, декорации, генеральная репетиция.Правила взаимодействия в коллективе.
Несколько чистоговорок и скороговорок.
Дети должны уметь:
соблюдать правила работы над ширмой (ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке);
правильно держать куклу;
соблюдать правила игры и дисциплину (совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, правильно взаимодействовать с партнерами по команде);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выбирать вид чтения в зависимости от цели;
формулировать собственное мнение и позицию;
выступать перед публикой, зрителями.
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
слушать и понимать речь других.
Таким образом, у младших школьников формируются элементы социального поведения. Замкнутые и стеснительные дети освобождаются постепенно от закомплексованности, осознают свою особенность, получают массу радостных минут и огромное наслаждение. Постепенно формируются различные эмоционально-волевые качества детей, нравственно-этические представления.
Поставленные спектакли пользуются успехом на школьных праздниках, торжественных линейках, родительских собраниях. С удовольствием выступают после уроков в группе продлённого дня. Дети очень ответственно готовили сказки: «Как медведь трубку курил», «Секреты здоровья». Многие классные руководители приглашали группу «Кукольного театра» выступить на классных часах по профилактике вредных привычек. С удовольствием дети показали сказку на семинаре «Профилактическая работа в специальном образовательном учреждении». Кроме того, речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
Учебный план
Количество дней в четверть Количество занятий в неделю Количество часов в неделю Количество часов
I четверть 42 2 (по 1,5ч.) 3 17
II четверть 39 2 (по 1,5ч.) 3 15
III четверть 45 2 (по 1,5ч.) 3 18
IV четверть 44 2 (по 1,5ч.) 3 18
Итого 170 2 (по 1,5ч.) 3 68
Расписание занятий:
Понедельник – 13.20 – 14.50
Вторник – 13.20 – 14.50
Тематическое планирование.
1 четверть
№ п/пТема Количество часов Дата Краткое содержание занятия
1-2 Вводное занятие.
Театральная азбука. 1
Инструктаж по технике безопасности. Рассказ учителя об истории возникновения кукольного театра. Первоначальные представления о «превращении» и «перевоплощении» как о главном явлении театрального искусства.
4 История возникновения театральной игрушки. 1 Рассказ учителя об истории возникновения театральной игрушки.
5 Ширма. Афиша. 1 Понятие о ширме как о сцене.
6 Первичные знания об оформлении ширмы.
Что такое декорация. 1 Понятие «Декорация». Виды декораций.
7 Ознакомление с театральными профессиями. 1 Кукловод. Художник-оформитель.
8-9 Театральная игра. Театральные этюды. 1 Знание основ построения кукольных спектаклей.
Знание основ построения кукольных спектаклей. Кукла на грядке, в глубине сцены. Работа куклы с предметом, со зрителем.
10 Театральные этюды, эпизоды. 1 Работа куклы с предметом, со зрителем. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.
11 Распределение обязанностей в кружке. 2
Знание основ поведения в театральном коллективе.
12 Знакомство с перчаточной куклой. 1 Движение кукол в различных ритмах. Особенности работы кукловода.
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.
13-14 Обучение кукловождению. 2 Кукла на грядке, в глубине сцены. Работа куклы с предметом, со зрителем.
15 Основы сценического движения. 1 Пластика и ритм перчаточных кукол.
16
Движение куклы вдоль грядки. 1 Первичные навыки сценического движения, манипуляций с куклами.
2 четверть – 15 часов
№ п/пТема
Количество часов Дата Содержание
1 Выбор сказки для постановки. 2 Чтение сказок руководителем. Беседы. Обсуждение. Каково эмоциональное состояние персонажа?
2-4 Работа с текстом 3 Отработка выразительного чтения.
5 Роль. Образ героев. 1 Выделение главных героев. Определение количества действующих лиц в пьесе.
Отработка чтения каждой роли.
6-7 Отработка умения вживаться в образ. 2 Чтение по ролям. Тренировка произносить текст от имени героев. Заучивание и выразительное чтение ролей . Умение вживаться в свою роль. Передача настроения, чувств персонажа.
8 Технические упражнения. 1 Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.
9 Отработка дикции, речи. Сценическая декламация. Четкое чтение: ясно проговаривая звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Артикуляционные упражнения, чтение чистоговорок.
10 Кукловождение. 1 Манипуляции с куклами. Выполнение упражнений с каждым ребенком: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков.11-13 Навыки манипулирования куклами. 3 Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля. Отработка общих навыков. Обучение работе за ширмой. Создание сценического пространства, умение ориентироваться за ширмой, определять основное место действия и его границы, знать стороны, определять середину и края.
12-13 Соединение действий куклы со словами. 1 Отработка умения объединять слова с текстом.
14 Генеральная репетиция спектакля. 1
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Репетиции с установленными декоративными деталями, бутафорией, музыкальным сопровождением.
15 Показ спектакля.
Анализ работы. 1 Разбор ошибок.
3 четверть – 18 часов.
№ п/пТема Количество часов Дата Содержание
1 Выбор сказки для постановки. 1 Чтение сказок руководителем. Беседы. Обсуждение.
3-4 Озвучивание выбранной сказки. 2 Отработка выразительного чтения.
5 Отработка дикции, речи. 1 Четкое чтение: ясно проговаривая звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Артикуляционные упражнения, чтение чистоговорок.
6 Умение заучивать небольшие отрывки текста. 1 Чтение текста с проговариванием.
7-8 Образ героя.
Озвучивание роли. 2 Умение вживаться в роль. Выделение логических окончаний.
Умение передавать текст от лица героев. Первичный навык декламации и сценической речи. Голос куклы как часть сценического образа.
9-10 Закрепление навыков кукловождения. 2 Отработка умения объединять слова с текстом.
Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.
11-12 Единство куклы и ширмы. 2 Отработка умения объединять слова с текстом.
13-14 Репетиции за ширмой.
2 Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.
Движение куклы на грядке и перед ширмой.
13-14 Ритмичная основа спектакля.
1
Ритмичное движение куклы.
Навыки актёрской игры за ширмой, перед ширмой.
Отработка умения объединять слова с текстом в соответствии с замыслом спектакля.
Управление куклой в сценическом образе. Работа куклы с предметами.
Скоординированность образа со всем спектаклем.
15
16
Работа над оформлением.
Прогон спектакля.
Генеральная репетиция спектакля. 2 Изготовление декораций.
Скоординированность образа со всем спектаклем. Умение работать в коллективе.
17-18
Показ спектакля.
Анализ работы. обсуждение ошибок. 2 Скоординированность образа со всем спектаклем. Умение работать в коллективе.
4 четверть – 18 часов
№ п/пТема
Количество часов Дата Содержание
1 Выбор спектакля для постановки. 1 Чтение сказок руководителем. Беседа.
2-3 Отработка выразительного чтения сказки. 2 Выделение главных героев. Определение эмоционального состояния сказки.
4-5 Чтение по ролям.
Роль. образ героя. 2
Выделение главных героев.
Отработка умения вживаться в роль.
6 Кукловождение. 1 Технические упражнения.
7-8 Репетиция за столом. Единство куклы и ширмы. 2 Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля. Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля. Соединение действий куклы со словами.
9-10 Навыки манипулирования с куклами. 2 Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.
11 Дикция. Речь. 1 Сценическая речь. Декламация.
12 Репетиция за столом. 2 Отработка дикции.
13 Единство куклы и ширмы. 2 Движение кукол на грядке и перед ширмой.
14 Репетиция за ширмой. Ритмичная основа спектакля. Ритмичная основа спектакля. 1 Ритмичное движение куклы. Театральное единство ширмы и куклы. Отработка навыков совмещения действий со словами.
17 Показ спектакля.
2 Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.
Сценическая речь. Декламация.
Изготовление декораций.
18 Анализ поставленного спектакля. 1 Анализ ошибок.
План
занятий кружка на каникулы.
Месяц Тема занятия Дата Форма проведения
Ноябрь «В гостях у сказки» Внеклассное занятие по сказкам русских писателей.
Январь «Сказка ложь, да в ней намёк». Внеклассное мероприятие по мотивам народных сказок.
Март «Хорошо ли ты знаком со сказками». Турнир.
Словарь театральных терминов.
Актер – деятельный, действующий.
Антракт – промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты – одобрительные хлопки.
Афиша – объявления о представлении.
Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемыевместо настоящих вещей в театральных постановках( посуда, украшения).
Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия натеатральной сцене(лес, комната)
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Монолог – речь одного лица, мысли вслух.
Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо , руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка – пояснение на страницах пьесы, которые определяют место и
обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие. Театр – место для зрелищ.
Репертуар театра.
Битый, небитого везёт.
Гуси-лебеди.
Как лиса волка судила.
Колобок.
Кот, петух и лиса.
Курочка Ряба .Репка.
Теремок.
Три медведя.
Три поросёнка.
Волчья песня.
Зайкина избушка.
Как медведь трубку курил.
Советы здоровья.
Рукавичка.
Теремок.
Откуда у ежа иголки.
Сценарий сказки «Колобок».
Действующие лица: бабка, дед, колобок, заяц, лиса, волк, медведь.
Дед
Ох! Умаялся! Устал!
Я сегодня рано встал,
Десять грядок посадил,
В лес за хворостом ходил.
Много переделал дел,
А покушать не успел.
Бабка, скоро ли обед?
Бабка
А его, дедочек, нет!
Ели хлеб и пили квас,
Вот и вышел весь запас!
Будет новый урожай,
Так обедать приезжай!
Дед
Погоди – ка, бабка, слышишь,
В кладовой скребутся мыши.
Ты скорей туда пойди,
По сусекам помети.
Собери муку в совок,
Испечём мы колобок.
Бабка
Как пойду я, как пойду,
По сусекам помету!
Соберу муку в совок,
Испеку нам колобок!
(Месит тесто, поёт)
Вот смотри-ка с пылу с жару.
Скоро сядем к самовару,
И, как водится вдвоём
С колобком чайку попьём.
Дед (Хочет взять и обжигается)
Ай!
Бабка
Ты руки не тяни,
Пригодятся нам они.
Подожди ещё малечко,
Пусть остынет на крылечке.
Мы ж, пока он спустит жар,
Подогреем самовар.
Дед с бабкой скрываются в доме.
Колобок (испуганно)
В печке чуть не засушили,
А теперь и съесть решили.
Ждать я смерти не могу-
Я из дома убегу!
Бабка
Дед, смотри, он укатился,
С нами даже не простился!
Дед
А всё ты! Мол, посиди,
Подожди да подожди.
Вот, остались без обеда!
Бабка
Может быть, пойдём последу?
Дед
Полно, бабка, не шути
Колобка нам не найти!
Бабка
Эх! Дедочек, мой дедочек,
Укатился колобочек,
Сколько лет с тобой живём-
Всё вдвоём, да всё вдвоём…
Нет ни дочки, ни сыночка
Дед
Да не уж-то Колобка
Хочешь ты усыновить?
Бабка
Может быть, дед, может быть!
Он ведь только что родился.
Ах, зачем он укатился?
И куда теперь пойдёт?
Пропадёт он, пропадёт!
Дед
Да уж, вышел бойкий слишком
Ох! Хлебнёт беды мальчишка!
Бабка
Воротился бы домой
Колобок, сыночек мой!
Действие второе
Колобок
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
У меня румяный бок.
Я весёлый колобок!
Заяц
Любит серенький зайчишка
Бегать по лесу вприпрыжку!
Ушками всё слушать,
Зубками всё кушать!
Ты же свеженький совсем
Погоди – тебя я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом
Я ушёл от бабки с дедом
Я не попаду в беду
От тебя, косой, уйду!
Гоняйся хоть полдня
Не догонишь ты меня!
(Убегает от зайца).
Колобок
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
У меня румяный бок.
Я весёлый колобок!
Волк
Хочет ухватить Волчек
Всех зубами за бочёк.
Положить в свой ротик,
А потом в животик!
Ты вот свеженький совсем
Погоди, тебя я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом
Я ушёл от бабки с дедом
Ты меня бы не пужал,
Я от зайца убежал.
Догонять меня- нет толку
Убегу я и от волка!
Колобок
Я по коробу скребён,
По сусеку метёнУ меня румяный бок.
Я весёлый колобок!
Медведь
Обожает с медом пышки
Кушать косолапый мишка.
Ты же свеженький совсем
Погоди, тебя я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом
Я ушёл от бабки с дедом
Я от зайца убежал!
Догонять меня - нет толку
Убежал я и от волка.
Я не попаду в беду
От тебя, медведь, уйду!
Колобок
Я по коробу скребён,
По сусеку метёнУ меня румяный бок.
Я весёлый колобок!
Лиса
Вы слыхали про лису?
Нет хитрей меня в лесу.
В назиданье детям всем
Колобка сейчас я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом.
Я ушёл от бабки с дедом.
Ты меня бы не пужал,
Я от зайца убежал.
Волк мне тоже угрожал.
Я его не испугался
И медведю я не дался!
Я не попаду в беду
От тебя, лиса, уйду!
Лиса
Славно, милый ты поёшь,
Жаль, что слов не разберёшь.
Сядь ко мне на язычок,
Про румяный спой бочок.
Колобок
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
У меня румяный бок.
Я – весёлый…
Лиса (съедает колобка)
Он ушёл от бабки с дедом,
Не хотел он быть обедом.
Сел ко мне на язычок…
А ведь вкусный, дурачок!
Сценарий спектакля «Советы здоровья».
Действующие лица: ёж, медведь, волк, лиса, доктор Айболит.
Лиса:
Пойду лапки вымою.
Уходит под музыку напевая. Из леса выходит медведь и рычит.
Медведь
Р-р-р! Есть хочется.
(На полянку выбегает ежик с корзинкой, а в корзинке овощи).
Ежик
Здравствуй, Мишенька!
Медведь
Здравствуй, Ежик ни головы, ни ножек.
Ежик
Ты чего так рычишь?
Медведь:
Я кушать сильно хочу-у-у!
Ежик
На-ка, поешь. У меня вот овощи тут в корзинке есть. Да только смотри, лапы вымой с мылом.
Медведь
Некогда мне тут лапы мыть, я есть хочу!
(С жадностью набрасывается на овощи в корзинке, вытирает морду лапой) Спасибо тебе ежик! (Хлопает себя по животу)
Ой! Ой – ой! Ой – ой – ой!
Ежик
Что с тобой, Мишенька?
Медведь
Ой! Ой! Что со мной! Я теперь совсем больной!
У меня живот заболел, что же такое я съел?
Ежик
Я говорил тебе, не ешь грязными лапами, а ты не слушал! Пойдем скорее к врачу!
Медведь
Ой! Нет! Я боюсь! Я лучше под елочкой полежу.
Ежик (к зрителям)
Пусть полежит, а я за медсестрой сбегаю.
(Медведь лежит, стонет, выходит волк с повязкой на зубах и воет)
Волк
У-у-у!
Медведь
Что с тобой, волк?
Волк
Плохо стало жить мне вдруг, разболелся сильно зуб.
Нету мочи никакой, надо зуб лечить больной.
Медведь
А у меня живот болит! (Оба лежат и стонут)
Лиса
Так, что у вас тут случилось?
Волк
У меня зуб болит, а у медведя живот!
Лиса
А ты зубы чистишь?
Волк
Нет. А зачем?
Лиса
Ребята, скажите волку, зачем нам зубы чистить нужно? (Ответы) Да, придется Доктора Айболита звать.
Доктор Айболит
Здравствуйте, зверята, что случилось у вас?
Лиса
Вот медведь ел грязными лапами и у него живот заболел, а волк не чистит никогда зубы, вот они у него и разболелись.
Доктор Айболит
Я помогу вам, зверята, но пообещайте мне, что будете соблюдать правила гигиены. Любой воспитанный человек или зверек должен соблюдать все правила гигиены.
Волк и Медведь
Обещаем.
Доктор Айболит
Вот вам микстура, пейте (пьют) Для Мишки – мыло, не забывай мыть лапы. А тебе, Волк – зубная щетка. Чисть зубы два раза в день.
Волк и Медведь
Спасибо!
Доктор Айболит
А вам желаю я, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата не возможно без труда.
Медведь: Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой!
Волк
Зубы чистить не забудьте утречком и перед сном.
И опрятными вы будьте, убирайте чисто дом!
Лиса
Вы зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И, конечно закаляйтесь – это так поможет вам!
Медведь
До свидания, ребята!
Ежик
Приходите в гости к нам
Волк
Вместе с нами все зверятаЛиса
Будут очень рады вам!
Все: До свидания! (Все звери машут лапами и уходят)
Сценарий сказки С.В. Михалкова «Как медведь трубку курил».
Действующие лица: медведь, ёж, волк, лиса, охотник, жена охотника.Решил лесник бросить курить. Закинул он свою трубку за куст. А медведь её нашел. С этого все и началось. Стал медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что когда лесников табак в кисете весь вышел, решил медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табаку трубку им набивать. И все бы ничего, да стал Миша прихварывать.Шел как-то опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.Лиса Миша! Друг мой! Ты ли это?Не видались мы все лето.Как ты бедный похудел, Будто целый год не ел.Что с тобою? Ты больной?Медведь (нездоровым голосом):Сам не знаю, что со мной!Нездоровится мне что-то:Лезет шерсть, в костях ломота,Ничего почти не ем,Аппетит пропал совсем!Стал я раньше спать ложится,Да не сплю! Никак не спится!Кашель душит по утрам, дурнота по вечерам:Колит сердце, в лапах дрожь.Лиса:
Что ж к ежу, ты не пойдешь?К ежу надо обратиться!
Не ленись, сходи к нему!Сразу скажет, что к чему.Медведь:Вот недельку обожду,Станет хуже, так пойду!Автор:Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом, Волка встретил. Увидал Волк Медведя, так и присел на задние лапы.Волк (удивленным голосом):Слушай, Миша – Михаил!Что ты делал? Как ты жил?Провалилися бока – шкура стала велика!Ты болеешь?Медведь (грустным голосом):Да, болею!Волк:Что с тобою?Медведь:Сам не знаю…Нездоровится мне что-то:Лезет шерсть, в костях ломота,Ничего почти не ем,Аппетит пропал совсем!Стал я раньше спать ложится,Да не сплю! Никак не спится!Кашель душит по утрам, дурнота по вечерам:Колит сердце, в лапах дрожь.Пропадаю!Волк:Пропадешь, коль к ежу ты не пойдешь!К ежу надо обратиться!
Не ленись, сходи к нему!Сразу скажет, что к чему.Медведь:Завтра я к нему пойду!Волк:А найдешь его?Медведь:Найду!Автор:Разыскал Медведь в лесу ежа.
Медведь:Ёжик, ёжик! Старый друг!Сядь скорей со мной на сук!Ёжик:Ба! Топтыгину привет!Ты здоров ли?Медведь:Видно, нет!Нездоровится мне что-то:Лезет шерсть, в костях ломота,Ничего почти не ем,Аппетит пропал совсем!Стал я раньше спать ложится,Да не сплю! Никак не спится!Кашель душит по утрам, дурнота по вечерам:Колит сердце, в лапах дрожь.Ёж:Видно куришь, коль не пьешь?Медведь:Да, курю, откуда знаешь?Ёжик:Больно дымом ты воняешь!Ну-ка, сядь под этот сук!Дай-ка спину! Тук-тук-тук!Да-с! Выстукивать не просто
медведей такого роста!Не дышать и не сопеть!Ты больной, хоть и Медведь!Ну-с… мне все как будто ясно…Медведь (испуганным голосом):Не смертельно, не опасно?Ёжик (строгим голосом):Накопилась в легких копоть – от куренья вся беда!Ты, Топтыгин, хочешь топать?Брось куренье навсегда!Медведь (жалобно):Бросить трубку, зажигалку?И с сухим листом кисет?Не могу, не брошу, жалко!Ёжик:Выполняй–ка мой совет!А не то в своей берлоге ты протянешь скоро ноги!Автор:И поплелся Медведь домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было курить, да вспомнил, что ему на прощание ёжик сказал, и забросил трубку в овраг подальше. День не курит, два не курит. На третий день не вытерпел, полез в овраг трубку искать. Искал, искал – насилу нашел. Нашел, о шкуру вытер, сухим листом набил, сунул в пасть– закурил. Только начал дым пускать, вдруг слышит: за оврагом ёжик шуршит. Вспомнил тут Медведь, что ему ёжик на прощание сказал, вынул трубку из пасти и забросил в овраг дальше прежнего. День не курил, два не курил, три не курил. На четвертый день не вытерпел, полез в овраг за трубкой, искал ее, искал – насилу нашел. Вылез из оврага, сел на пенек, вытер трубку о шкуру, сухим листом ее набил – закурил! Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли ежа поблизости? Все лето, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, да так и не бросил. Автор:Наступила зима. Пошел как-то лесник в лес за дровами. Продрался сквозь чащу, выбрался на поляну, видит – медвежья берлога. А из берлоги синий дымок вьется… Поднял лесник Медведя, а Медведь так ослаб, что его и вязать не надо – голыми руками бери! Стоит бедняга против лесника, на своих четырех лапах качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками, а в зубах трубка! Узнал лесник свою трубку, вынул ее у Медведя из пасти. Спрятал лесник находку в карман, Медведя взвалил и поехал домой. Увидала лесничиха, что муж из леса приехал, выбежала на крыльцо.Лесничиха (с любопытством):Что привез из леса, Федя?Лесник:Посмотри! Привез медведя!Лесничиха (смотрит): Настоящий!Лесник:Настоящий! Да к тому ж еще курящий!Лесничиха (испуганно):Что ж теперь нам делать с ним?Лесник (спокойно):Как что делать? Продадим!Завтра утром на возу в город, в цирк его свезу!Автор:И отвез лесник Медведя в город.Ученик:В нашем цирке есть медведь.Приходите посмотреть.Смел и ловок Мишка бурый;И ребята говорят,Что артист с мохнатой шкуройСамый лучший акробат!Если кто проходит мимоС папиросою во ртуИли с трубкой – запах дымаМишка чует за верстуИ, топчась на задних лапах,Начинает вдруг реветь,Потому что этот запахНе выносит наш медведь!
Сценарий сказки «Рукавичка».
Действующие лица: дед, Жучка, мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Дед
Нынче в город я ходил,
Всем подарочки купил.
Нашей внучке Настеньке –
Сарафанчик красненький,
Дочке – шёлковый платок,
Бабке – сдобный кренделёк,
Кренделёк и сайку.
Себе – балалайку!
Посмотри, честной народ,
Дед из города идёт!
Мышь
Вот так хата невеличка,
Из овчины рукавичка
На дороге лежит
В рукавичке буду жить!
Лягушка
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Пожелтела вся трава,
Зябнут лапки и живот
В рукавичке кто живёт?
Мышь
Я мышка-норушка. А ты кто?
Лягушка
А я лягушка-квакушка.
Пусти меня в рукавичку.
Мышь
Иди.
Обе
В рукавичке мы вдвоём
Очень весело живём!
Заяц
Серый зайчик-побегайчик,
Я по ельничку бежал,
Я от шороха дрожал,
Я дорогу к своей норке
С перепугу потерял.
А кто здесь? Какой народ
В рукавичке кто живёт?
Мышь
Мышка-норушка и лягушка-норушка. А ты кто?
Заяц.
А я зайчик-побегайчик. Пустите меня к себе.
Все
Мы теперь уже втроём
В рукавичке живём!
Лиса
По кусточкам, по лесам
Ходит рыжая лиса.
Ищет норку – где-нибудь
Приютиться и уснуть…
А кто в этой рукавичке,
Рукавичке-невеличке?
Мышь
Я мышка-норушка.
Лягушка
Я лягушка-квакушка.
Заяц
А я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса
Лисичку-сестричку
Пустите в рукавичку.
Мышь
Да уж иди!
Лиса
Только хвост не помните!
Все
В рукавичке вчетвером
Очень весело живём!
Волк
Листья осыпаются,
Звери ждут зиму…
Волчику-братику
Скучно одному…
Спрятался куда-то
Наш лесной народ…
Чья же это хата?
Кто же в ней живёт?
Мышь
Я мышка-норушка.
Лягушка
Я лягушка-квакушка.
Заяц
А я зайчик-побегайчик.
Лиса
Я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк
Я волчик-братик. Пустите меня.
Мышь
Вот горе! Кто ни придёт – все в рукавичку. Куда же ты влезешь?
Волк
Да уж влезу. Пустите!
Мышь
Ну что с тобой делать! Иди!
Лиса
Осторожней! На хвост не наступи!
Все
В рукавичке сразу пять
Стали жить да поживать!
Медведь
Трещат кусты под лапою,
Под лапою мохнатою,
Иду, бреду по ельничку
По хрупкому валежничку…
Я за мёдом лазил в улей –
Как трудился, как влезал!
Злюки-пчёлы искусали
Нос и уши и глаза.
Не найду себе покоя:
Нос огнём вот так и жжёт.
Рукавичка! Что такое?
В рукавичке кто живёт?
Все (по очереди)
Медведь
Как вас много. А я медведь косолапый. Пустите и меня.
Мышь
Куда же мы тебя пустим. И так тесно!
Медведь
Да как-нибудь поместимся.
Мышь
Ну иди! Только с краюшку!
Все
Кто бы слышал, кто бы видел:
В рукавичке вшестером
В тесноте, да не в обиде
Очень весело живём!
Дед
Говорю тебе, Жучка, я что-то потерял. А что же я потерял?
Ой, погода холодна,
Ветер так и режет!
Руковичка здесь одна,
А вторая где же?
Жучка
Кто тут шевелится в нашей рукавичке?
Все
В руковичке в шестером
Очень весело живём.
И отсюда в лес холодный
Ни за что мы не уйдём!
Жучка
Не уйдёте? А я как начну на вас рычать! Р-р-р!
Мышь
Ой, страшно. Убегу в свою нору.
Жучка
Р-р-р!
Заяц
А я в березник ускачу.
Жучка
Как начну на вас фыркать! Ф-ф-ф!
Лягушка
Ой, меня хватает кто-то,
Ой, попрыгаю в болото!
Жучка
А вы уйдёте?
Лисица
Не уйдём!
Жучка
А я как зарычу!
Лисица и волк
Не боимся!
Жучка
Как зафыркаю!
Лиса, волк, медведь
Не уйдём!
Жучка
Как залаю!
Медведь
Ой, собака злющий враг
От неё сбегу в овраг!
Я сейчас убегу
Только вылезть не могу!
Дед
Что ты, Жучка, лаешь?
Кого ты пугаешь!
Ой, погодка холодна
Рукавичка! Вот она!
Мы сегодня с Жучкой
Из города идём.
Мы сегодня с Жучкой
Гостинцы несём.
Нашей внучке Настеньке –
Сарафанчик красненький,
Дочке – шёлковый платок,
Бабке – сдобный кренделёк,
Кренделёк и сайку.
Себе – балалайку!
Посмотри, честной народ,
Дед из города идёт!