Самостоятельная работа младших школьников как средство развития функциональной грамотности.


Прочина О.В., учитель начальных классов КГУ «ОСШ № 31»
«Самостоятельная работа младших школьников
как средство развития функциональной грамотности»
Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан – 2050». Президентом была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.
Важным инструментом внешнего оценивания качества образования являются международные сравнительные исследования TIMSS, PIRLS и т.д. Одним из главных показателей качества знаний и умений в аспекте международных исследований выступает функциональная грамотность. Результаты участия казахстанских школьников в данных исследованиях свидетельствуют о недостаточном уровне ее сформированности.
Как обозначено в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, необходимо улучшить результаты казахстанских учащихся в международных исследованиях ТIMSS (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся) и PIRLS (изучение качества чтения и понимания текста).
Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера (т.е. исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.), которые учащиеся выполняют самостоятельно.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно взаимосвязанные между собой задачи.
Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа учащихся не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания способом формирования активности и самостоятельности как черт личности. Это и развитие умственных способностей. Достаточно высокий уровень самостоятельности открывает возможность справиться с разными заданиями, помогает добывать новое в процессе обучения.
Чтобы понять, как строить такую работу с учащимися, целесообразно проанализировать разные трактовки понятия «самостоятельная работа», в результате чего мы приходим к следующему определению:
Самостоятельная работа учащихся – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств, выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения
Успех зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ. Все зависит от развития познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных органических элементов учебного процесса, если для нее отведено специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки, наращиваются темпы при выполнении заданий. Вид самостоятельной работы, ее объем и содержание подчиняются основным принципам дидактики: доступности и систематичности, связи теории с практикой, принципам постепенности в нарастании трудностей, творческой активности, дифференцированному подходу к учащимся.
Мы в своей работе используем различные виды самостоятельной работы относительно поставленной дидактической цели:
1 группа - Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания. Работы этой группы применяются на уроках изучения нового материала, на этапе первичного закрепления материала под руководством учителя, на этапе повторения материала в сочетании с различными требованиями к воспроизведению.
3 класс. Тема урока «Умножение натуральных чисел на 0 и 1»
Задание № 1. Найти значения выражений.
36 : 6 · 09 · 1
1 · 49 : 754 · 1
(6 : 6) · 3551 · 706
8 · (5 - 5)52 · (48 - 47)
170 · (325 - 324)(70 - 69) · 14
(350 - 349) · 25(100 - 99) · 100
Задание № 2. Заполнить пропуски.
а · □ = а□ · 1 = с
73 · □ = 731 · □ = 340
100 · □ = 0□ · 35 = 0
72 · □ = 72а · □ = 0
96 · □ = 961 · □ = 405
Задание № 3. Математическая эстафета.
– Предлагаю вам пройти математическую эстафету, для этого нам нужны три команды. Первый ряд – это первая команда, второй – вторая команда, а третий – третья команда. На доске вы видите данные: а, 21, 0, 1, с; у, 27, 0, 1.
Вам нужно с этими данными составить как можно больше выражений, которые будут содержать действие умножение. Это необходимо сделать правильно и как можно быстрее. Итоги эстафеты.
3 класс. Тема урока «Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова»
№ 1. Спиши предложения, объясни значение выделенных слов.
Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели. Туристы идут в поход. Часы идут точно. Археологи нашли золотую чашу. Наступила золотая осень. В связке много ключей. Из земли бьет прохладный ключ.
№ 2. Прочитай словосочетания. Распредели их в два столбика. В первый – словосочетания с прямым значением, а во второй с переносным.
Шить иглой, щучий хвост, хвост очереди, золотой кулон, золотое сердце, стальная проволока, стальная воля, вода закипела, закипела от возмущения.№ 3. Выпишите многозначные слова. Составьте с ними предложения.
Учебник, игла, ключ, небо, гребень, шляпка, коса, лук.
2 группа – Закрепление и уточнение знаний, работы реконструктивно-вариативного характера. Работы этой группы применяются на уроках закрепления знаний, умений, навыков, на повторительно-обобщающих уроках.
3 класс. Тема урока «Задачи в два действия»
Решение задачи из учебника
– Первый раз читаем задачу хором, а второй раз читаем про себя.
а) В одной корзине 32 кг яблок, а в другой – на 19 кг больше. Сколько килограмм яблок в двух корзинах?
– Что нам известно? (В одной корзине 32 кг яблок).
– Что мы еще знаем из задачи? (что в другой корзине на 19 кг больше)
– Что нужно найти? (Сколько килограмм яблок в двух корзинах).
Запись на доске:
I кар. – 32 кг яблок
II кар. – ? на 19 кг больше

2787651187450027876531115001640840311150028886153111500
32 кг ? на 19 б.
– Чтобы найти целое, нужно сложить части . Первая часть нам известна, вторая часть не известна, но мы можем ее найти. После того, как нашли, сколько килограмм яблок во второй корзине, можно найти, сколько килограммов яблок всего.
32 + 19 = 51 (кг) - во второй корзине
51 + 32 = 83 (кг) - всего
Ответ: В двух корзинах 83 кг яблок.
б) Измените вопрос к данной задаче и решите ее.
3 класс. Тема урока «Родственные слова. Корень слова и однокоренные слова»
№1.Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
Лес, лесник, леска, лесной.
Парк, парковый, паркет.
Водичка, вода, водитель, водяной.
№2. Выпишите группы однокоренных слов. Выделите корень.
Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.
№3. Найдите и выпишите родственные слова, докажите свой выбор.
Лиса, лист, лисий, лисица.
Морской, моряк, море, мороз.
Вода, водичка, водный, водитель.
Проверяем! Объясняем!
(Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем дугой).№4. Закончи предложение, употребив однокоренное слово. Однокоренные слова разбери по составу.
В столовой стоит большой … 
Садовник поливает … 
Лесник бережет ... 
В солонку насыпали … 
В кормушке был …
Из конюшни вышел …
3 группа -Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач, эвристические (частично-поисковые) самостоятельные работы. Работы этой группы применяются на уроках повторения. Дифференцированные самостоятельные работы применяются на этапе проверки домашнего задания, при проверке результатов учебной работы на уроке.
3 класс. Тема урока « Решение уравнений, содержащих действие деление»
На доске вывешиваются карточки с числами: 8, 7, 56, х – для первого варианта. Числа 6, 7, 42, х – для второго варианта. Числа 9,7, 63, х – для третьего варианта.
Вам нужно с этими данными составить все возможные уравнения только с действием деление.
Сколько уравнений получилось?(4).
х : 7= 856 : х = 7
х : 8= 756 : х = 8
3 класс. Тема урока «Состав слова»
№1.Разберите слова по составу:
Подорожник, луковица, белозубый, веснушка, съездить, дно, прадедушка, дошколята, медовый, музыкант.
№2.Поисковая работа со стихотворением «Родина моя – Казахстан»:
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы,
Закаты, как в сказке, и звездные ночи,
Рассветы ясны, как красавицы очи.
Там свято хранятся традиции предков,
И люди плохие встречаются редко.
Там радость – так радость!
Беда – не беда,
Гостям в каждом доме там рады всегда.
Там разные нации в мире живут.
Там вечные ценности - знания, труд.
Самая лучшая ты на земле.
Родина-матушка, слава тебе!
– Определите тему стихотворения. Каков его основной смысл?
– Выпишите из стихотворения слова, соответствующие схемам:
1) корень + окончание;
2) корень + суффикс + окончание;
3) приставка + корень + окончание.
Разбери слова по составу (на раздаточном листе).
4 группа - Формирование умений и навыков практического характера. Работы этой группы применяются на уроках формирования умений и навыков, на таких этапах урока как проведение проверочных упражнений, при ознакомлении с новыми умениями, при тренировочных упражнениях по образцу, алгоритму, инструкции, при выполнении упражнений на перенос в сходную ситуацию, при выполнении упражнений творческого характера
3 класс. Тема урока «Деление суммы на число»
Решите задачу разными способами:
В классе 12 девочек и 14 мальчиков. Для игры они разделились на 2 равные команды. Сколько детей получилось в каждой команде?
Масса одной тыквы 9 кг. Чему равна масса четырех тыкв?
Дорисуй каждую схему так, чтобы она соответствовала задаче:
1654175482600010782304826000503555482600050355510985500а)
5035551231909
009
10306051231909
009

б)
Вставьте пропущенные в задаче числа, используя ее решение:
1 способ
9 · 7 = 63 (кг)
9 · 3 = 27 (кг)
63 – 27 = 36 (кг)
способ
7 – 3 = 4 (ящ.)
9 · 4 = 36 (ящ.)
В магазин привезли…ящиков винограда по…кг в каждом. Продали…ящика. Сколько килограммов винограда осталось?
3 класс. Тема урока «Антонимы, их роль в речи»
1 уровень. 
К данным глаголам подбери антонимы
Говорить – …., идти – …, здороваться – …, открыть - …, плакать – …, веселый – ….,  
2 уровень. 
Подбери антонимы к словосочетаниям. 
Правая рука – …; низкий потолок – …; зайти в школу - …; собрать вещи – …; 
Счастливая девочка – … . 
уровень. 
Вставьте пропущенные слова. Подчеркните антонимы. Тетя вчера приехала, а через неделю … . Он упал, но быстро … . Я быстро поднялся по лестнице, а потом … . Птицы летали высоко, а потом …
4. Работа в парах.
Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
Корень учения горек, да плод его ... .
Ученье – … , а неученье – тьма.
Сытый … , а богатый бедного не знает.
Работать – ... коротать, а отдыхать – ночь избывать.
Умная ложь лучше … правды.
5 группа - Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации, работы исследовательского характера. Работы этой группы применяются на уроках применения знаний, умений, навыков, на уроках проверки знаний, в проведении комбинированного урока. при написании доклада или реферата, при подготовительной работе к изучению новой темы.
3 класс. Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»
Задание № 1.Составьте предложения из данных слов. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения:
Погода, сырая, в октябре, стоит. Льют, дожди, месяц, весь. Ветер, дует, осенний. Шумят, деревья, в саду. Дождь, ночью, перестал. Снег, первый, выпал. Вокруг, нарядным, стало, все. Листья и трава, на тропе, хрустят, у дома.
Задание № 2.
Заполните пропуски в тексте. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Осень.
Пришла … осень. По небу плывут … тучи. Часто льет … дождь. Дует … ветер. С деревьев опадают …, …, …, . Дети ждут … снега.
Работа по группам:
1 группа:
– Со словом «желтый» составить и записать предложение по схеме: когда? с чего? что делают? какие? что? (Осенью с деревьев опадают желтые листья).
2 группа:
Со словом «птицы» составить и записать предложение по схеме: когда? кто? что делают? куда? (Осенью птицы улетают на юг)
3 группа:
Со словом «урожай» составить и записать предложение по схеме: когда? где? Кто? что делают? какой? что? (Осенью в садах и огородах люди собирают богатый урожай).
Задания для самостоятельной работы должны давать учащимся возможность выбора (самоопределения), поэтому необходимо сделать так, чтобы самостоятельная работа каждого ученика строилась в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Дифференцированное обучение предполагает учебную деятельность учащихся на разном уровне для овладения единым программным материалом в зависимости от индивидуальных особенностей и характера подготовленности. Оно содействует умственному развитию учащихся и формированию умственной самостоятельности и творческих успехов, учит школьников учиться, овладевать опытом творческой деятельности, содействует развитию мышления. Учение становится радостным, интересным, увлекательным, открывает большие возможности для формирования внутренней мотивации. Процесс овладения знаниями и умениями в условиях дифференцированного обучения становится также процессом становления самостоятельной личности. Дифференцированные самостоятельные работы я применяю на различных этапах урока и в разной форме:
2 класс. Тема: «Изменение имен существительных по числам»
Этап урока: проверочная работа (индивидуальные поуровневые задания)
уровень 1
1. Спишите слова 1 столбика. Рядом напишите слова во множественном числе.
Дом- ………….
Береза- ………….
Поле- ………….
2. Образуйте из слов 1 столбика слова, которые отвечают на вопрос какой?
уровень 2
1. Измените имена существительные в предложении на имена существительные во множественном числе. Запишите.
На лесной полянке растет белый гриб, а также куст душистой смородины.
2. Составьте два предложения с именами существительными, которые стоят только в единственном числе.
уровень 3
1. Спишите предложение, поставив подчеркнутое слово во множественном числе.
Весной цветет душистый ландыш.
2. Исправьте ошибки.
Нашу местность трудно у знать земой. Паля и ляса по крыл пушыстый
Снек. Стоит ненасная пагода. Грусно смотреть на голые деревья.
2 класс. Тема: «Задачи в два действия на нахождение суммы и остатка»
Этап урока: Домашнее задание (дифференцированное задание)
уровень 1
1. Решить задачу по алгоритму.
- прочитать задачу.
У Маши было з воздушных шарика. Ей подарили еще 2 шарика. Один шарик лопнул. Сколько шариков осталось у Маши?
- краткая запись условия задачи
- решение задачи
- запись ответа задачи
2. сделай рисунок к задаче.
уровень 2
1. Составить и решить задачу по краткой записи
Пустил - 5 к. и 3 к.
Утонули - 2 к.
Стало - ?2. Реши задачу разными способами
уровень 3
1. Составить и решить задачи по записи
8+2=10 (8+2)+8=18
2. Решить задачу графическим способом.
3. Выступить в роли учителя - объяснить, проанализировать и решить задачу со всеми учениками в классе.
2 класс. Тема урока: Зачет по теме «Речь и предложение»
Этап урока: закрепление: закрепление новых умений, показ образца формирования,
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.
уровень 1
1. Из двух утверждений выберите верное:
- речь бывает устная, печатная, письменная
- речь бывает устная и письменная
2. Из трех утверждений выберите верное:
- в конце каждого предложения ставится только точка;
- в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак;
- в конце предложения ставится тире
3. Прочитайте текст, разделите его на предложения и в конце каждого предложенияпоставьте нужный знак.
Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.
4. Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Дежурный стер пыль. Трещат кузнечики в траве.
уровень 2
1. Из двух утверждений выберите верное:
- устная речь это то, что мы читаем и пишем
- устная речь это то, что мы говорим и пишем
2. Из трех утверждений выберите верное:
- предложение - это набор букв и слогов
- предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль
- предложение - это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу
3. Составьте и запишите три предложения из данных слов. Поставьте нужные знаки в конце предложения.
Мальчики, они, кораблики, мастерят
Делают, что, кораблики, красивые, какие.
4. Спишите предложения грамотно. Исправьте все ошибки.
У вады шумят камыши волны тихо плещут на Берегу
уровень 3
1. Из двух утверждений выберите верное:
речь- это шум волн, шорох листьев, звон капель
речь - это разговор, рассказ, вопрос
2. Из трех утверждений выберите верное:
- подлежащее отвечает на вопрос Что делает? Сказуемое - на вопрос кто? Что?
- подлежащее отвечает на вопрос какой?
- подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Сказуемое отвечает на вопросы Что делает?
3. Напишите мини - сочинение по вопросам: -Куда ходили дети летом? - много лиони набрали грибов? - Куда зашли дети? - Что с ними случилось? - Испугались ребята? - Кто вывел детей на дорогу?
4. Подчеркни главные члены предложения.
Ручьи и реки покрылись толстым льдом. Дети бегали и прыгали на зеленой траве.
2 класс. Тема: Взаимосвязь человека с животным и растительным миром.
Этап урока: формулирование выводов по изученному материалу ( коллективно - групповая работа)
уровень 1
1. Составить логическую цепочку о растительном мире
необходимые условия для жизни растений Б) о вреде и пользе растений
взаимосвязь с другими компонентами природы
уровень 2
1. Составить логическую цепочку о животном мире
А) необходимые условия для жизни животных
Б) о вреде и пользе животных
В) взаимосвязь с другими компонентами природы
уровень 3
1. составьте логическую цепочку взаимосвязи человека с природой
а) необходимые условия для жизни человека
б) связь человека с растительным миром
в) связь человека с животным миром
уровень 4
1. Составить и начертить таблицу: «Взаимосвязь человека с растительным и животным миром природы»
2. Сформулируй выводы по теме.
2 класс. Тема: «Транспорт. Виды транспорта»
Этап урока: творческое применение ЗУН (групповая работа)
уровень 1
1. Составить сообщение о видах транспорта
2. Правила ПДД (на улицах и дорогах)
уровень 2
1. Работа с дополнительной литературой. Подготовить загадки, пословицы
по теме: «Транспорт».
2. Правила ПДД (на перекрестках)
уровень 3
1. Составить кроссворд, где ключевое слово «Транспорт»
Еще одним важным видом самостоятельных работ на данном этапе являются комплексные работы, используемые для развития функциональной грамотности и подготовки к международным исследованиям, о которых было упомянуто выше.
Комплексная работа для 2 класса
«Король грызунов»
Бобра часто называют «королем грызунов». Действительно, по сравнению с хомяками, сусликами, мышами он выглядит величественно, по - королевски. Длина его тела достигает 70 сантиметров. И ещё 30 сантиметров приходится на хвост. А масса этого зверя до 30 килограммов.
Только два грызуна могут оспаривать королевский титул бобра. Дикобраз, который вырастает до 90 сантиметров и весит до 27 килограммов. И живущая в Южной Америке водосвинка. Она бывает длиной полтора метра, а вест 50 килограммов.
Впрочем, среди грызунов бобры выделяются не только внушительной внешностью. Они ещё и лучшие строители. Более того: в строительном искусстве опередили всех зверей! Разные звери умеют строить – кто норы, кто гнёзда наподобие птичьих. Но никакие из этих построек не сравнятся по сложности с сооружениями «короля грызунов». Жилища бобров – хатки. Звери строят их из сучьев и веточек, которые сплетают и скрепляют илом и глиной.
Живут бобры долго – до 25 лет.
У этих животных всё удивительно – и зубы, и шуба, и хвост. Удивительны постройки бобров и их детёныши.
(Плешаков А.А. Зеленые страницы 156 слов)
Литературное чтение
1. Цель: выявить умение понимать содержание текста.
Кого называют «королём грызунов»?
Отметь свой ответ
□ хомяк
□ суслик
□ бобр
□ дикобраз
□ водосвинка2. Цель: выявить умение понимать последовательность смысловых частей текста.
В каком абзаце бобр сравнивается с другими грызунами, которые могу оспаривать королевский титул?
Отметь свой ответ
□ в 1-м
□ во 2-м
□ в 3-м
□ в 4-м
□ в 5-м
3. Цель: выявить умение поиска необходимой информации в тексте.
Как называют жилища бобров?
Отметь свой ответ
□ норы
□ гнезда
□ дома
□ хатки
□ берлога
4. Цель: проверить умение определить тему текста.
О чём главным образом хотел рассказать автор?
Отметь свой ответ
□ Длина тела бобра 70 сантиметров
□ Живут бобры долго – до 25 лет
□ Бобр – «король грызунов»
□ Дикобраз вырастает о 90 сантиметров
□ Водосвинка живёт в Южной Америке
5. Цель: выявить умение определять жанр произведения.
В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
Отметь свой ответ
□ Записки ученого
□ Рассказы о животных
□ Писатели о природе
□ Стихи
□ Сказочные истории Русский язык
1. Цель: проверить умение учащихся определить количество звуков и букв в словах.
Из этих слов отметить то, в котором букв больше, чем звуков.
□ мышь
□ бобр
□ суслик
□ хомяк
□ дикобраз
2. Цель: выявить умение правильного произношения слов.
В каком слове ударение падает на первый слог?
Отметь свой ответ
□ грызуны
□ хомяк
□ суслик
□ бобры
□ водосвинка3. Цель: выявить знания правил переноса слов.
Какое слово нельзя перенести?
Отметь свой ответ
□ хомяк
□ бобр
□ суслик
□ дикобраз
□ водосвинка4. Цель: проверить умения орфографической зоркости.
В каком слове есть орфограмма ЖИ-ШИ?
Отметь свой ответ
□ грызуны
□ разные
□ живут
□ детёныш
□ строить
5. Цель: проверить знания учащихся о предложении.
Какая группа слов является предложением?
Отметь свой ответ
□ Постройки бобров
□ Длина его тела
□ Живут бобры долго
□ Приходится на хвост
□ Лучшие строители.
Математика
1. Цель: проверить умение учащихся решать текстовые задачи.
Узнай сколько грызунов в этом рассказе.
Отметь свой ответ
□ 3
□ 4
□ 5
□ 6
□ 7
2. Цель: проверить умение сравнивать величины по их числовым значениям
Кто тяжелее: бобр или дикобраз? На сколько килограммов?
Отметь свой ответ
□ бобр тяжелее дикобраза на 3 кг
□ бобр легче дикобраза на 3 кг
□ дикобраз тяжелее бобра на 57 кг
□ дикобраз легче бобра на 57 кг 3. Цель: проверить умение решать простые задачи на сложение.
Длина тела бобра достигает 70 сантиметров и еще 30 сантиметров приходится на хвост. Какова его длина?
Отметь свой ответ
□ 70 см
□ 30 см
□ 80 см
□ 90 см
□ 100 см
4. Цель: выявить умение сравнивать величины.
У кого из животных самая большая масса тела?
Отметь свой ответ
□ хомяк
□ суслик
□ бобр
□ водосвинка
□ дикобраз
5. Цель: выявить умение сравнивать числа и неравенства.
Сравни длину тела бобра и дикобраза.
Выбери равенство или неравенство.
Отметь свой ответ
□ 70+30=90
□ 70+30>90
□ 70<90
□ 30<90
□ 70+30<90
Познание мира
1. Цель: проверить умение раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей различных групп животных.
К какой группе животных мы отнесем бобра?
Отметь свой ответ
□ насекомое
□ птица
□ рыбы
□ земноводные
□ грызуны
2. Цель: проверить знания природных зон.
В какой природной зоне обитают бобры?
Отметь свой ответ
□ пустыня
□ тропические леса
□ тундра
□ лесная зона
□ степь
3. Цель: выявить умение поиска необходимой информации в тексте.
Средний возраст бобра?
Отметь свой ответ
□ 5 лет
□ 10 лет
□ 15 лет
□ 20 лет
□ 25 лет
4. Цель: выявить знания об особенностях питания животных.
К какой группе животных можно отнести бобра по способу питания?
Отметь свой ответ
□ хищник
□ всеядный
□ растительноядный
□ насекомоядный
□ паразиты
5. Цель: проверить умение выбрать правильный ответ.
Где обитает водосвинка?
Отметь свой ответ
□ Антарктида
□ Россия
□ Африка
□ Южная Америка
Большое количество методических пособий разработаны в помощь учителям по развитию математической, естественнонаучной грамотности и грамотности чтения учащихся на основе заданий исследований PIRLS, TIMSS, которые размещены на сайте Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (www.nao.kz). В них даны методические рекомендации и включены примеры заданий, которые были использованы в международных исследованиях образовательных достижений учащихся.
TIMSS
9271012001500 10160016383000
9969514351000 У Боба 10 зедов. На завтрак он купил бутылку сока за 2,50 зеда и бутерброд за 3,85 зеда. Сколько денег осталось у Боба после того, как он заплатил за завтрак?
А. 3,65 зедаВ. 4,75 зедаС. 6,35 зедаД. 16, 35 зеда PIRLS
Рассказ «Комочек глины» Дианы Энгел1. Ниже даны предложения, в которых говорится о том, что произошло с комочком глины. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события. Номер 1 уже поставлен.
Дождь сделал комочек глины влажным и мягким.
Мальчик попытался превратить комочек глины в вазу.
Девочка сделала из комочка глины чашку.
Комочек глины высох.
1. Комочек глины лежал в ларе. 2324109525000

Помимо самостоятельных работ, используемых на уроках, для развития умений работать самостоятельно в своей работе с учащимися мы используем тетради Центра Развития Молодежи г.Екатеринбурга. 1-2 класс – «Интеллектуальные витаминки» и «Комплексные работы», 3-4 класс- «Учусь принимать решения» и «Комплексные работы» Название тетради говорит само за себя - это сборник интересных работ на разные темы. Самостоятельная работа учащихся по данным тетрадям дает возможность не только научиться выполнять задания разных видов, но и оценивать самого себя и свои успехи.
Более подробную информацию можно получить на сайте www.cerm.ruДля оценки эффективности использования самостоятельной работы в учебном процессе я использую следующие критерии:
1.Сформированность умений и навыков самостоятельной работы
2.Сформированность приемов выполнения самостоятельной работы.
Сформированность умений и навыков самостоятельной работы определяется показателями: стремление к оптимальному выбору действий, к последовательности действий, к рациональному использованию времени и оценивается при помощи 3 уровней: высокого, среднего, низкого.
Сформированность приемов выполнения самостоятельной работы  оценивается также по 3 уровням по следующим показателям: определять цель задания, выбирать учебные действия, выбирать последовательность учебных действий, выполнять самоконтроль.
Результаты входной и итоговой диагностик показали, что за этот учебный год повысился процент учащихся с высоким и средним уровнем развития умений, навыков и приемов самостоятельной работы, уменьшился процент учащихся с низким уровнем.
Анализируя активное применение самостоятельных работ в учебном процессе, мы сделали следующие вывод:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках в сочетании с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.
Исходя из вышеизложенного, можно дать некоторые методические рекомендации по организации самостоятельной работы младших школьников:
Для того чтобы процесс усвоения материала был более прочным, самостоятельная работа должна проводиться систематически.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой постановкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю.
Задания для самостоятельной работы должны требовать от учеников волевых усилий, тренировки их памяти, быстроты реакции, самооценки.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
Задания для самостоятельной работы должны вызывать интерес у учащихся.
Необходимо учитывать, что для выполнения задания разным учащимся требуется разное количество времени.
При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Задача каждого учителя состоит в том, чтобы научить младших школьников творчески мыслить, подготовить их к жизни, практической работе. Новые ориентиры в начальном образовании направлены на порождение интеллектуальной инициативы и мышления учащихся. При этом важно использование новых методов, приемов, средств, форм организации самостоятельной работы учащихся. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков и развитие функциональной грамотности.