Родительское собрание : «Поможем детям выбрать профессию».











Родительское собрание

Тема: «Поможем детям выбрать профессию».

в рамках тематики «Азбука семейного благополучия»

















Составитель: педагог-психолог - Строкина Светлана Александровна.



















Тема: поможем детям выбрать профессию
Цель: настроить родителей на разумную и эффективную поддержку профессиональных устремлений их детей.
Задачи собрания: 1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников. 2. Формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Целевая группа: родители учащихся 9 классов.

Место проведения: классная комната.

Материалы: презентация, ПК.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! (слайд 1)
 « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые и дети любят задавать. И чем взрослее становится ребенок, вопрос « Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум подросшего ребенка и его родителей. Вот тогда-то и возникает вопрос, какую профессию выбрать для себя так, чтобы еще и не ошибиться с выбором. Как вы думаете, кто на сегодняшний оказывает влияние на детей и на их выбор профессии и занимается профориентацией? (СМИ и конечно же родители). Фонд общественного мнения при опросе молодежи «Кем они хотят быть? На первое место ставят - мечтаю быть успешным – 92%, иметь хорошую зарплату и другое. В каком же порядке идут на сегодняшний день престижные профессии, благодаря СМИ, радио:
- предпринимательство,- экономика-юриспруденция,- творческие профессии ( дизайнеры, госслужащие, чиновники, МВД, МЧС., программисты, рабочие специальности ( пусть не престижные, но могут приносить доход).
Но как сделать так, чтобы ребенок стал успешным. Это будет зависеть от нас от родителей.

Анкетирование родителей ( вопросы для обсуждения ) Приложение №2. 1. Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка? 2. Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем? 3. Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего? 4. Кем вы его видите в будущем? 5. Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать профессию? Путь взрослеющего человека, как ни говори, закладывается в семье, и наибольшую помощь в этом, конечно, должны оказать вы, родители ( материальная и психологическая помощь). Нередко в этот период родители сталкиваются с непониманием своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у вас имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких, а потому и самых авторитетных людей, воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное. Но необходимо знать, что дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути обычно расходятся. Ведь жить вместе не значит жить вместо.

Анализ анкет учащихся. (приложение №1)
Способы выбора профессии? (слайд 2)
Так учеными социологами подсчитано, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям и интересам. Это влечет за собой разочарование и психические расстройства.
Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек вслепую, пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.
Второй способ – знакомится с миром профессий, изучает себя, свои интересы, требования к той или иной выбранной профессии.
Третий способ – выбор профессии своих родителей, он возможен в том случае, если это традиция семьи.
При выборе профессии, ребенок сталкивается с рядом трудностей: (слайд 3)
это может быть, что подросток не готов еще к самостоятельному принятию решений, что говорит о его социальной незрелости. Разные родители по-разному поступают в ситуации выбора их ребенком профессии. Одни решают сами, диктуют сыну или дочери определенные условия. Другие отстраняются от помощи, предоставляя молодому человеку полную свободу выбора. Следует же не навязывать подростку готовых решений, а создать возможность позитивного выбора и проявления самостоятельности. Как поступить в конфликтной ситуации? Спокойно, сдержанно, тактично и чутко. Даже если сам подросток ведет себя вызывающе, он ценит ваше уважительное отношение к нему.
Еще одна трудность, с которой сталкивается подросток в процессе профессионального самоопределения – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей. В этом возрасте, как показывают исследования, только 10% старшеклассников могут правильно оценить себя. 90% нуждаются при этом в совете старших
Следующая сложность, с которой сталкивается подросток при выборе профессии – это свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирают романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке. Например, такие профессии, как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, океанолог, геолог, переводчик.
В подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период интенсивных исканий, время самопроверки, самоутверждения, а нередко и конформизма, т.е. я делаю то и интересуюсь тем, чтобы не отличаться от сверстников.
И тут мы подходим еще к одной группе проблем, с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения. Это отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения.
2. Тест «Новые профессии» (слайд 5).
Часто родители и дети не находят взаимопонимания в выборе профессии, особенно если это касается современных профессий.
Проверьте себя, как вы ориентируетесь в новых профессиях.
1. Л о г и с т и к:
а) занимается логикой; б) организует транспортировку продукции;
в) организует конференции и научные саммиты.
2. В е б - м а с т е р:
а) работает на компьютере; б) разрабатывает программы;
в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
3. М а р к е т о л о г:
а) работает на рынке ценных бумаг; б) изучает рынок труда;
в) изучает рынок сбыта товара.
4. P R - а г е н т:
а) связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью; в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Правильные ответы и комментарии:
1 – б. Спрос на эту профессию растет; от специалиста требуется базовое экономическое образование и курсы специализации.
2 – в. Профессия на пике востребованности; легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, в специалиста по информационным технологиям, получив образование в области экономики или управления.
3 – в. Постоянно высокий спрос на профессию. Наиболее успешен специалист, обладающий способностью к анализу и письменному изложению его результатов, имеющий экономическое + инженерно-техническое образование.
4 – б. Второе, российское, название – пресс-секретарь. Необходимо гуманитарное образование (политолог, журналист). Профессия пользуется широким и неизменным спросом.
Прочитайте и выскажите свое мнение о родительских заблуждениях в выборе профессии для ребенка. (слайд 6)
К каким последствиям могут привести эти заблуждения в дальнейшей профессиональной деятельности ребенка?
Родители настаивают на выборе той профессии, которой в силу обстоятельств им не удалось овладеть самим.
Родители настаивают на выборе профессии, которая базируется на их поверхностных и неточных представлениях о престижных профессиях, якобы гарантирующих ребенку безоблачное будущее.
Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь врачом – нас и себя сможешь лечить! Становись поваром, хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо
В ы в о д: родительские советы в выборе профессии для ребенка часто не проверяются на их совместимость с интересами и способностями ребенка. Тем самым уже на этапе выбора в школьника закладывается программа формирования неуспешного человека, обремененного проблемами в личностной и профессиональной самореализации.
Какие же факторы следует учитывать молодому человеку, выбирающему профессию, и родителям, которые помогают ему в этом деле? (слайд 7)

·Первое на что следует обратить внимание – это состояние здоровья. Если вы знаете, что у вашего ребенка есть какие-то отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания, обязательно проконсультируйтесь с подростковым терапевтом, лечащим врачом, не будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии. Только врач может дать рекомендацию о соответствии состояния здоровья выбранной профессии.

·Выбирая профессию, непременно следует учитывать интересы, склонности и способности вашего ребёнка.

·Считается, что профессиональный выбор будет более обоснованным, если в его основе лежит интерес к содержанию профессии. В этом случае и профессиональные намерения более устойчивые, и профессиональное обучение идет быстрее и эффективнее. К сожалению, исследования ученых показали, что только 40% выпускников при выборе профессии интересуются ее содержанием.
Родители могут помочь сыну или дочери в формировании интересов и склонностей, в развитии способностей.

· Не относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше всего попробуйте лучше увлечься тем, что интересует ребят. В общении на равных вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И поверьте, в совместных делах, в сотрудничестве при обсуждении и решении общих задач ваши знания, ваши компетентные советы более умелого и опытного человека будут приняты подростками с благодарностью.

· Будьте внимательны и чутки к отличным от ваших увлечениям и интересам детей, помогите им не обмануться, найти себя и свою профессию, даже если это и нарушит ваши планы.

· Помните, что в старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата, становится, как правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в антисоциальной плоскости.

·Еще один важный фактор, который следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах. Необходимо знать, какие именно профессии являются в данный момент наиболее востребованными на рынке труда городе (районе), а какими профессиями рынок перенасыщен. ( рабочие специальности, электрики, энергетики, деревообрабатывающая промышленность, малые предприятия (бизнес).

·. Самооценка и возможности – эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий у подростка. Он часто выказывает такие притязания, которые сам не может реализовать. Хотя он и чувствует себя взрослым, но у него нет ни нужных знаний, ни навыков, ни умений, ни морального права на эти притязания, значит – нет и возможностей.
Если у подростка завышенные запросы, то перед родителями, педагогами открываются великолепные возможности снизить уровень притязаний или стимулировать их.
В связи с этим мы приводим следующие полезные практические советы (слайд 8).
1) несоразмеримые с возможностями запросы следует не осуждать или запрещать, а позволить ему столкнуться с реальностью, т.к. неудача автоматически снижает уровень притязаний
2) всегда помнить, что их завышенный уровень – замечательный стимул для усвоения новых знаний, умений, навыков
3) поощрять усвоение ребенком таких видов деятельности, которые необходимы для удовлетворения его конкретных запросов, а также стиль поведения, обеспечивающий в этом успех.
Исследования подтверждают, что главными регуляторами уровня притязаний являются в жизни успехи и неудачи. Поэтому не следует настойчиво отговаривать молодого человека от осуществления его намерений, нужно лишь четко определить запасной вариант профессионального плана на случай неудачи. В качестве резервного профессионального намерения может быть запланировано поступление в учреждения среднего или начального профессионального образования. Но запасной вариант нужно не только запланировать, но и просчитать: выяснить условия приема и обучения, сроки подачи документов, вступительных экзаменов, на общих основаниях или по направлениям осуществляется прием, возможно ли обучение на коммерческой основе и т.п.

·Для коррекции таких малообоснованных профессиональных планов необходимо подробно информировать подростка о содержании профессии, трудовых обязанностях, условиях, режиме труда и отдыха, способах получения профессии, потребности в кадрах.

· Задача родителей – помочь детям овладеть такой информацией.
Попробуйте вместе с вашим сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. Начать можно с профессии матери, отца, ближайших родственников. При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий. Плохими или хорошими они могут быть лишь в оценках разных людей. Часто люди дают положительную или отрицательную характеристику профессий с учетом собственного профессионального опыта: положительного или отрицательного.
Ваша задача – помочь детям оценивать различные профессии объективно, с учетом всех плюсов и минусов. Анализируя содержание профессий, следует помнить и о том, что каждую профессию надо рассматривать в единстве внешних и внутренних элементов. Внешнее – это то, что сразу бросается в глаза. Например, врач в белом халате в чистом светлом кабинете ведет прием больных, беседует с ними, осматривает, выслушивает, назначает лечение. А что за этим? Высочайшая ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Обширные знания, которые необходимо постоянно пополнять, совершенствовать, умение правильно сопоставлять эти знания с результатом осмотра, обследования, принимать самостоятельные ответственные решения, ставить диагноз. Высокая эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, своим поведением, чувствами. Общительность, сопереживание, сочувствие по отношению к пациентам.
Родители призваны помочь детям не только познакомиться с миром профессий, но и получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях. Так, например, восьми- и девятиклассники не знают, чем отличается учреждения среднего профессионального образования от учреждений начального профессионального образования. Узнав, что при поступлении в учреждения среднего профессионального образования нужно сдавать экзамены, они бывают огорчены, это в корне меняет их планы.

·Таким образом, подготовка к выбору профессии требует от подростка и его родителей немало усилий. Еще больше труда потребуется, чтобы попробовать себя в каком-либо виде деятельности, совершить первую профессиональную пробу сил. Это является наилучшим способом знакомства с будущей профессией. С вашей помощью сын или дочь могут устроиться на работу в период каникул.

·Итак, ваш ребенок стоит перед необходимостью важнейшего выбора – профессионального самоопределения. Разумеется, каждый сам кузнец своего счастья, только от него самого зависит успех или неудача в выборе профессии. Но готовность ребенка к этому решающему шагу зависит и от того, помогают ли ему родители или нет.
Позиция родителей очень важна, она должна быть мудрой, ответственной. В первую очередь следует руководствоваться принципом «Не навреди!». (слайд 9).
И в заключении хочется привести слова Томаса Карлейля: “ Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы», пусть для Ваших детей всегда найдется работа и любимое дело по душе.










































Используемая литература


1.Учебник для 8-9 классов. Твоя профессиональная карьера. Под ред.Чистяковой С.Н. «Просвещение, 2005.
2. Истратова О.Н, Эксакусто Т.В, Справочник психолога средней школы. Из-во «Феникс», 2004.
3. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии, М., 1996.
4. Исламова О.Г. Методическое руководство для психологов, педагогов
«Образ «Я» и выбор профессии» Ижевск, 1999.
5. Исламова О.Г. Методическое руководство для психологов, педагогов
«Введение в мир труда и профессий», Ижевск, 1999.
6. .Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения для подростков «Я и моя профессия», М., «Генезис», 2000.
7. Руднева И.А. Родительские собрания 10-11 класс. Практикум, семинары. М., «Учитель»,2000.
8. Чистякова С.Н.. Захарова Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1987.. 9.Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав.ред. Е. Ананьева. М.: Аванта, 2003.

































Приложение №1
Анкетирование учащихся №1
Выбрал(а) ли ты свою будущую профессию? Какую профессию ты выбираешь? Что ты знаешь о своей будущей профессии? А. Предмет, содержание и условия работы; Б. Профессионально значимые качества этой работы; В. Где можно получить эту профессию; Г. Нужность профессии на рынке труда. Если не выбрал(а) профессию, то почему? А. Плохо знаю мир профессий; Б. Плохо знаю свои возможности; В. Не могу выбрать из нескольких вариантов; Г. Не знаю, на чем остановиться в выборе профессии. Что повлияло на твой выбор? А. Самостоятельно принял(а) решение; Б. Посоветовали родители; В. Советовали друзья; Г. Влияние профконсультанта.
Анкетирование учащихся №2
Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников? 2. Как высказываются твои родители о своей профессии? 3. Был ли ты на рабочем месте своих родителей? 4. Понравилось ли оно тебе? 5. Что говорят о твоих родителях их сослуживцы? 6. Представлял ли ты себя на рабочем месте своих родителей? 7. Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей? 8. Какие качества характера нужны для их профессий? 9. Какие качества характера тебе еще необходимо выработать, чтобы продолжить их дело? 10. Хотели бы твои родители, чтобы ты продолжил их дело?

Приложение №2 Анкетирование родителей ( вопросы для обсуждения) 1. Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка? 2. Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем? 3. Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего? 4. Кем вы его видите в будущем? 5. Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать профессию? 6. Считаете ли вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии? 7. Как вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессии? 8. О профессиях в каких сферах деятельности для вашего ребенка не может быть и речи? 9. Какая помощь классного руководителя вам нужна в решении данной проблемы? 10. Считаете ли вы необходимым поднимать эту проблему уже в 9-м классе?