Урок литературного чтения в 3классе Герой произведения. Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».


Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока:
Герой произведения. Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Разработала: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ «Карадуванская СОШ»
Хусаенова Айгуль Марселевна
3________ _класс. Литературное чтение. Урок № ____ 54 Дата____________
Тема
Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Цель урока
Познакомить с жизнью и творчеством Николая Гарина-Михайловского; уточнить понятия «пейзажное описание», «описание – натюрморт», «герой рассказа»; учить указывать способы выражения авторской оценки в рассказе(описание интерьера или пейзажа, окружающего героя);
объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; совершенствовать умения определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа;
воспитывать любовь, сочувствие, заботу, по отношению к животным; умение сопереживать.
Планируемый результат
 
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям).
Тип урокакомбинированный
Межпредметные связиРусский язык, история, окружающий мир, ИЗОРесурсы:
-основные
-дополнительные Учебник Н.А.Чураковой ПНШ 2часть.
Презентация №54, игрушка-собачка, карточки с заданиями, музыка для обучающей структуры.
Организация пространства
Фронтальный опрос, работа в группах, работа в паре, индивидуальная работа, обучающая структура «Микс-фриз-групп»
Этап урока и его цель Деятельность педагога Деятельность обучающихсяI этап. Орг. Момент.
Цель – активация учащихся, псих.
настрой на работу. 1.Приветствие.
–Всем добрый день. Мы с детьми и собачкой Жучкой рады приветствовать Вас на нашем уроке. Ребята, улыбнитесь друг-другу, помашите родителям ручки. Пусть эти лучики любви, которые светятся в глазах ваших родителей, поддержат и помогут вам на на нашем уроке.
-Кто сегодня дежурный?
2. Речевая разминка.
-Прочитайте выражение: про себя; вслух. Что это ?(Слайд№2)
-Как вы понимаете значение данной пословицы?
-Попробуйте читать вопросительной интонацией. Пусть логическое ударение падает на первое, (второе) слово. 1.Приветствие.
Улыбаются друг-другу, улыбаются родителям, машут ручки.
Рапорт дежурных.
2.«Друг познается в беде». Это пословица.
(Примерные ответы: Настоящий друг не оставит друга в беде: поможет, поддержит хорошим советом; не бросит на произвол судьбы.)Чтение хором, индивидуальное чтение.
II этап. Актуализация знаний. Цель - подготовка к восприятию нового материала.
1.Вы написали мини-сочинения о своих четвероногих друзьях. Пожалуйста, познакомьте нас с ними.
-Из ваших работ видно, что вы любите ваших питомцев.
-Скажите, пожалуйста, если ваш друг попадет в беду, как вы поступите?
Читают или рассказывают о своих домашних питомцах.
-Поможем, защитим.( Ответы учащихся)
III.Постановка проблемы.
-Как вы думаете, ребята, почему мы затеяли разговор о четвероногих друзьях? Как это связано с нашим уроком?
-О чём будем читать, можно ли это предположить по названию текста?
- Кто же он Тёма?
- Какие цели поставим перед собой?
-А ещё начнём исследование, похож ли герой рассказа на сказочного героя? Предположения учащихся.
-Будем читать отрывок из рассказа Н.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».
-Будем читать о мальчике, о его дружбе с собакой.
-Познакомимся с автором.
IV.Изучение нового материала.
1.Знакомство с автором произведения.
-Но сначала послушаем выступления девочек о жизни и творчестве писателя. Остальные готовятся ответить на вопросы Что? Где? Когда? по прослушанному.
Учитель добавляет рассказы учащихся.
(Доп. материал.Как вы уже услышали, родился Николай Гарин-Михайловский в Петербурге, а детские и юношеские годы провёл на Украине.(Слайды №3,4,5)
Крёстным отцом будущего писателя был сам император Николай I. ( Слайд №6)
Настоящая фамилия- Михайловский. Отчеством Гарин он обязан своему маленькому сынишке, которого звали Гари. (Слайд№7)
Рассказ «Детство Тёмы был опубликован в 1892 году. Произведение имело большой успех, так что автор создал продолжение - ещё 3 книги: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Такие произведения называют тетралогией. (Тетралогия- произведение из четырёх книг или частей). Тетра –по лат. –четыре. (Слайд№15)
Все они автобиографические произведения, написанные в хронологическом порядке. Т.е автор писал о себе, о своей семье, эти события действительно происходили с писателем. (Слайд №12,13)
Отвечаем на вопросы Что? Где? Когда?(Слайд №15,16)
-Что называется тетралогией?
-Где, в каком городе родился Николай Гарин-Михайловский?
-Когда родился, умер писатель?
2. Чтение текста.
-Молодцы. А теперь приступим к чтению произведения.
Словарь. (Слайд№18)
Ирод-( прост.н.)-мучитель, злодей.
Рой- умарта күче.
Истома-чувство приятной расслабленности.
Терраса –веранда
Кипа газет- стопка
Вожжи – дилбегә
-Понравился текст?
3. Обучающая структура “Микс фриз групп”
-А теперь отдохнём и в то же время посмотрим, насколько вы были внимательны. Поставим танцевальную музыку той страны, в которой провел детство и юность писатель Гарин- Михайловский. Какая это страна?
-Танцуем, готовимся создавать группы.
Вопросы.
-Сколько вожжей взял Тёма в сарае?
-Сколько детских кроваток было в комнате?
3.Работа в группах.
Собачка Жучка дает каждой группе задание.
Задание 1,3 группе.
-Найдите пейзажное описание. (С.116)
Задание 2,4 группе.
Найдите и зачитайте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом. (С.116)
-Прочитайте, сравните со слайдом, оцените свою работу.
-Что общего в этих описаниях?
-Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика? Что говорится об этом в тексте?
4.Работа в парах.
-Найдите и перечитайте строчки, выделенные цветом, друг –другу. Как эти строчки характеризуют отношение Тёмы к Жучке?
5.Работа с подчеркнутыми словами.
-Найдите и зачитайте подчёркнутые слова. Опираясь на них, объясните поведение Тёмы.
-Все эти слова на что указывают?
-Почему Тёма так торопится?
-Какое чувство руководит им? 1.Подготовленные учащиеся знакомят с жизнью и творчеством писателя по презентации.
Остальные учащиеся слушают, запоминают, участвуют в беседе.
Фронтальный опрос.
-Тетралогия- произведение из четырёх книг или частей.
-Писатель родился в Петербурге.
-Писатель родился в 1852 году, умер 1906году.
Читают текст. По ходу чтения выясняется значение трудных слов.
-Николай Гарин-Михайловский жил в Украине, в городе Одесса.
-Выполняют обучающую структуру «Микс фриз групп»
(Двое)
(Четыре детских кроватки)
Работают в группе.
(В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы со слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья, с опрокинутой ветром листвой, так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне).(В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.)
Читают отрывки, затем сравнивают со слайдом, оценивают свою работу.
-На столе и в саду царит беспорядок.
- Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку…
Начал быстро одеваться
Кратчайший путь
Дорожа временем
Пустился рысью
Взобрался проворно
Большими шагами
-Тёма очень торопиться.
-Тёма торопиться скорее выручить друга.
V.Закрепление. Давайте, вспомним, что характерно для сказочного героя?
Нарисуйте схему.
– Какой наш Тёма?
-Герой сегодняшнего рассказа Тёма как поведёт себя дальше, мы рассмотрим с вами на следующих уроках. Рисуют схему. Работа в группах.
VI. Итог урока. Рефлексия деят. Цель –подвести итог проделанной работе на уроке. -С каким произведением познакомились?
-Кто автор?
-Что больше всего запомнили?
-Если вы считаете, что отлично поработали на уроке, подарите Жучке красные шарики- кружочки, если хорошо – жёлтые, если не очень довольны своей работой, зелёные шарики.
Ответы учащихся.
Д/з C.114-117,делить на 3 части; озаглавить. 1-полный,2-частичный пересказ.