СтатьяОрганизация досуга детей в группе продленного дня


Статья «Организация досуга детей в группе продленного дня»
Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности. Это основная из причин, по которым ребенок остается в школе до самого вечера. Однако он не должен быть психологически травмирован тем, что другие дети идут домой, а он остается в группе продленного дня. В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня школьника важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования.
Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:
Образовательную деятельность (выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации воспитателя);
Содержательный и оздоровительный досуг (интеллектуальные и развивающие игры, прогулки).
Особое место в режиме работы групп продленного дня отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам ( беседы, викторины, конкурсы). Главное, чтобы свободное время ребенка не превратилось в рабочее или просто скучное и рутинное «отбыва-ние» до вечера. Задача воспитателя – сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. Решить ее помогают игры. При этом, безусловно, надо сохранить важную специфическую особенность игр: они должны быть интересны для ребенка, должны доставлять ему удоволь- ствие.
Дети одного и того же возраста очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому воспитателю следует знать, чем ученик любит заниматься в сво-бодное время. При изучении направленности интересов младших школьни-ков целесообразно использовать методику А.Савенкова.
Составление карты интересов младших школьников
( лист вопросов)
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли …»:
решать логические задачи и задачи на сообразительность;
слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести;
петь, музицировать;
заниматься физкультурой;
вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых;
слушать или читать рассказы о природе;
самостоятельно рисовать;
играть в спортивные, подвижные игры;
руководить детьми;
играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы
конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
знакомиться с историей ( посещать исторические музеи);
самостоятельно, без пробуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
играть со сверстниками в различные коллективные игры на улице и дома;
участвовать в играх-драматизациях, в постановке спектаклей;
заниматься спортом в секциях и кружках;
помогать другим людям;
знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
Данная методика, кроме диагностической функции, может способствовать решению и коррекционно-педагогических задач; с ее помощью можно активизировать работу с родителями: подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для наблюдений за детьми. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит получить более объективную картину направленности интересов ребенка и выявить зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с родителями.
По игре ребенка можно судить о том, что его интересует, на что он обращает внимание. По тому, как играет ребенок, как справляется с неудачами, находит выход из трудного положения, можно многое узнать о его характере.
Игра – единственный вид деятельности , в котором ребенок может проявить свою инициативу и самостоятельность. Условия группы продленного дня дают возможность помочь каждому учащемуся найти дело по душе, занятие, отвечающее его склонностям, способностям.
Всякая игра должна быть доведена до конца, до получения результата. Для воспитателя – это показатель развития детей, а для учеников – их достиже-ние, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлет-ворение.
Основные условия проведения игр:
наличие у воспитателя определенных знаний и умений относительно проводимой игры;
выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать;
необходимость включения воспитателя в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Воспитатель должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с воспитательными зада-чами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь. Ведущий к выполнению задач;
между воспитателем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
используемая в игре наглядность должна быть простой и емкой.
Требования, предъявляемые к игре:
она должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
игра должна быть доступной, ее цель – достижимой, а оформление – красочным. Разнообразным;
обязательный элемент каждой игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворе-ние от удачного ответа;
в играх обязателен момент соревнования между командами или участниками игры. Это всегда приводит к повышенному самоконт-ролю учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.Структура игры:
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат (подведение итогов).
Досуг детей, посещающих группу продленного дня, не только режимный момент, но и время для проведения целенаправленной воспитательной работы. Задачи, которые стоят перед воспитателем ГПД, направлены на всестороннее развитие личности ребенка, на продолжение воспитательной работы, которая проводилась с учащимися в классном коллективе.
Формы организации досуга ребят в группе продленного дня определяются, как правило, непосредственно каждым воспитателем исходя из конкретных условий и обычно зависят от его личных особенностей, умений и навыков, от контингента детей. Эти формы могут быть различные по своему характеру и методике проведения, но главное, они должны способствовать достижению поставленных воспитателем конкретных задач, не дублировать учебный процесс, иметь направленность на развитие инициативы и творчества.