Методические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОДБ.01 Русский язык (190631.01 Автомеханик, 260807.01 Повар, кондитер)

Министерство образования и науки Ульяновской области
Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права
Форма


Ф – методические рекомендации по выполнению практических занятий











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе


ОДБ.01 Русский язык


190631.01 Автомеханик;
260807.01 Повар, кондитер
























2013 -2014 учебный год
г. Инза
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ПКРС)
190631.01 Автомеханик;
260807.01 Повар, кондитер


Организация-разработчик:
ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права (г. Инза Ульяновской области).


Составитель:
1. Тамарова Елена Анатольевна, преподаватель ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права
2. Куликова Наталья Михайловна, преподаватель ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права


Рецензент: ________________________________________________________

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ОГБОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права (г. Инза Ульяновской области) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ПКРС)
190631.01 Автомеханик;
260807.01 Повар, кондитер;
Методические указания по выполнению практических работ адресованы обучающимся очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы обучающихся и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

В электронном виде методические рекомендации размещены на файловом сервере колледжа по адресу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в разделах ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ и СТУДЕНТАМ / ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ/МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.







СОДЕРЖАНИЕ

Темы практических занятий
страницы

ОК 3. Практическое занятие №1. Входной контроль.
5

ОК 3. Практическое занятие № 2 по теме «Текст. Стили речи».
14

ОК 3. Практическое занятие № 3 по теме «Лексика и фразеология».
19

ОК 3. Практическое занятие № 4 по теме «Фонетика».
23

ОК 3. Практическое занятие № 5 по теме «Словообразование».
26

ОК 3. Практическое занятие № 6 по теме «Морфология».
30

ОК 3. Практическое занятие № 7 по теме «Служебные части речи».
33

ОК 3. Практическое занятие № 8 по теме «Синтаксис. Простое предложение».
36

ОК 3. Практическое занятие № 9 по теме «Осложнённое простое предложение».
41

ОК 3. Практическое занятие № 10 по теме «Сложное предложение».
47






























Введение

УВАЖАЕМЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ!

Методические указания по дисциплине ОДБ.01 «Русский язык» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине ОДБ.01 «Русский язык», поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.



Желаем Вам успехов!!!

















Раздел 1. Введение.
Практическое занятие № 1
Тема: Входной контроль
Учебная цель: диагностика уровня усвоенных знаний обучающихся за курс неполной средней школы по дисциплине «Русский язык» для выявления пробелов в знаниях обучающихся, дальнейшего устранения этих пробелов и повышения общего уровня усвоения учебной дисциплины «Русский язык».
Учебные задачи: провести тестирование на проверку состояние знаний, умений, навыков обучающихся по пройденному программному материалу.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
уметь: - анализировать языковые факты;
- мыслить логически, представлять русский язык в системе.
знать: - обобщение знаний о языке, особенности развития русского языка;
- функции русского языка.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Проверка состояния знаний, умений, навыков обучающихся по пройденному программному материалу на начало учебного года.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для проведения входной диагностики в 4-ёх вариантах.
2. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
3. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Данные контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля остаточных знаний за курс неполной средней школы по дисциплине «Русский язык».
Практическая работа № 1 проводится в форме теста, который включает в себя десять вопросов, каждый из которых имеет четыре варианта ответа,
один из которых правильный. Предлагаемые в тесте вопросы направлены на проверку знания обучающимися разных разделов русского языка: орфография, пунктуация, словообразование, культура речи.
Тест составлен в четырех вариантах.
Время выполнения контрольной работы обучающимися 45 мин. (1 урок).
Критерии оценки:
Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
«5» - 9 – 10 баллов
«4» - 8 баллов
«3» - 7 баллов
«2» - меньше 7 баллов

Задания для практического занятия:

Практическая работа № 1.
Входной контроль.
Вариант 1.

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?
выж... гать, кр... минальный, р...ликвия
вын...мать, ож...вление, маш...на
панц...рь, осл...пить, сн...гирь
пром...лькнуть, доходч...вый, дикц...я

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
крыж...вник, зараж...н, девч...нка
туш...ный, пощ...чина, под ковш...м
ж...лудь, коч...вка, истощ...нность
ож...г руки, с левш...й, расч...санный

3. Найдите слово с орфографической ошибкой.
1) выздароветь
2) касательная
3) гармония
4) сберечь

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) рос...ник, взять под уз...цы, грус...ный
2)ра...сказать, ра...спросить, бе...словесный
3)об...ект, в...юга, с...ежился
4) пр...ехать, пр...школьный, пр...хорошенький

5. В каком слове пишется буква е?
дружоч...к
лещ...к
лестн...чка
свидань...це

6. В каком слове пишется удвоенная н?
зва...ый
лакирова... ый
преступники арестова...ы
кожа ..ый

7. В каком примере возможно только одно написание?
что (бы)
приве(з/с)ти
как (бы)
пр(и/е)мник

8. В каком предложении не с последующим словом пишется
отдельно?
Я (не)навижу фальшь.
Мы купили (не)большую вместительную сумку.
Раздумывать было (не)когда.
Работа (не)закончена.

9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
(по) братски, авто (база), (пол) жизни
бело (синий), пол (листа), по (лисьи)
сорви (голова), чёрно (бурый), по (близости)
по (походному), пол (избы), по (этому)

10. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания.
1) развязка
2) бесхарактерный
3) строивший
4) раскосый










Практическая работа № 1.
Входной контроль
Вариант 2.

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
алг...ритм, гл...диатор, к...сательная
оз...рение, прик...сновение, неизгл...димый
агр... ном, участв... вать, густые зар... сли
ф...соль, дог...реть, изл...жение

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
ж...нглировать, ш...фер, внуш...нный
заниматься шпионаж...м, с госпож...й, ч...лка
обж...ра, он пораж...н, беч...вка
защ...лкнуть, розовощ...кий, реш...нный пример

3. Найдите слово с орфографической ошибкой.
1)оживление
2) панцырь
3) кристальный
4) каменщик

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) двух...ярусный, п...едестал, под...ем
2) бе...вредный, ра...кладка, чре...мерный
3) пр...емственность поколений, пр...емник директора
4) сверс... ник, сер... це, свис... нуть

5. В каком слове пишется буква и?
1) лестн...чка
2) им..чко
3) письм...цо
4) сверточ...к

6. В каком слове пишется удвоенная н?
1) сушё..ый
2) бритве...ый
3) ястреби...ый
4) она обиже..а

7. В каком примере возможно только одно написание?
1) то (же)
2) прим(е/и)рять
3) к(о/а)мпания
4) вряд (ли)
8. В каком словосочетании не с последующим словом пишется
слитно?
(не) вредный, а полезный напиток
(не)брежный почерк
3) отредактирована отнюдь (не) плохо
4) (не) проверена совсем

9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
сто (метровый), альфа (лучи), пол (дома)
фиолетово (красный), (по) весеннему дул, (тяжело) атлет
кисло (сладкий), пол (лимона), (по) дружески
фруктово (ягодный), низко (поклонник), полу (маска)

10. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?
1) раскалено
2) закружится
3) скоростной
4) проволока



























Практическая работа № 1.
Входной контроль.
Вариант 3.


1. В каком ряду во всех словах пишется буква а?
р..дная, к..пуста, к..рзина
засм..треться, ур..жай, м..ршрут
обл..ка, опр..вдать, ост..новка
п..года, подм..стерье, уб..влять

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
ненас..ный, счас..ливый, извес..ный
выру..ка, зы..кий (песок), тря..ка
в..теран, тр..буна, ф..стиваль
б..седка, поб..режье, в..негрет

3. В каком ряду во всех словах пропущен ь?
никогда не расстават..ся, лоб морщит..ся, отпросит..ся домой
сумел справит..ся с болью, работа заладит..ся, он трудит..ся
сумел ошибит..ся, любишь катат..ся, вскачь умчат..ся
решил откланят..ся, кланяет..ся, быстро утешит..ся

4. В каком ряду во всех словах пропущен разделительный ъ?
стул..я, с..езд, солов..и
в..юнок, с..ест, с..емка
друз..я, раздол..е, об..явление
раз..яснит, в..едет, под..езд

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
щурится на солнц.., груз из Казан.., бегать по клетк.
стоять в беседк.., в состав.. слова, на маленькой полян.
в лекци.., говорить о юбилее.., работать в аптек.
заниматься в музе.., в белой тучк.., участвовать в экскурси.

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Солнце уже спряталось ( ) и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.
Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
Сложное предложение, перед союзом и не нужна запятая.

7. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?
В траве по опушкам прячутся крепкие боровики (1) розовеют под палым листом мокрые сыроежки (2)краснеют по кочкам важные мухоморы (3) ярко желтеют на мху золотые лисички.
1
2,3
1, 2, 3
1, 3

8. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены)
Роза царица цветов.
Меч редкая находка в древнерусских курганах.
Верблюд верный помощник человека.
Жизнь без движения пуста.

9. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?
1) водный
2) водитель
3) подводник
4) наводнение

10. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) километр
2) магазин
3) досуг
4) диалог


















Практическая работа № 1.
Входной контроль.
Вариант 4.

1. В каком ряду во всех словах пишется буква о?
в..робей, г..ризонт, громко ст..нать
б..льной, загр..ждение, упр..стить
б..сой, м..лодежь, вд..леке
разг..вор, б...клажан, м..золь

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
в..лосипед, в..ликан, в..тамин
ж..лудь, ш..лк, ж..кей
ц..рк, ц..клон, ц..пленок
окрес..ность, шес..надцать, мес..ный

3. В каком ряду во всех словах пропущен ь?
слышиш.., береч.., малыш.
меч.., брош.., нож..
гореч.., стрич.., дышиш.
ноч.., камыш.., рож..

4. В каком ряду во всех словах пропущен разделительный ь?
об..емный, доб..ются, мурав..и
лист..я, руж..е, п..еса
необ..ятный, вз..ерошить, переел..ю
с..едобный, обез..яна, в..ется

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?
по территории.., рассказы о жизн.., герои повест..
тетрадь по математик.., в детской сказк.., вместо книг..
в ярком переплет.., печатать в типографи.., не достигнет цел..
играть на полян.., говорить о ноч.., из березовой ветк..

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Отец взял тигренка в руки ( ) и отнес его на террасу.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.
Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
Сложное предложение, перед союзом и не нужна запятая.

7. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?
Лежит на небе туча (1) вздыхает (2) и ворчит (3) а маленькая тучка копытцами стучит.
1
2,3
1, 3
1, 2, 3

8. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены)
Жизнь нескончаемый экзамен.
Молодость бескорыстна и великодушна.
Покос самая трудная и веселая пора летом.
Славная вещь утренняя гимнастика.

9. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
рассказчики
гитаристка
подъезд
ароматный

10. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) портфель
2) квартал
3) свекла
4) предмет

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
2. Готовимся к единому государственному экзамену/ Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М., 2006.
3. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 256 с. – (Домашний репетитор).





Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Практическое занятие № 2
Тема: «Текст. Стили речи».
Учебная цель: повторить и закрепить знания и умения по построению текста, способу связи предложений в тексте; выявлению средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием произведения и его идейно-тематическим содержанием.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения работать в группе.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - употреблять языковые средства;
- различать стили речи;
- составлять план, тезисы, конспект, аннотацию;
- различать типы речи;
- проводить лингвистический анализ текста.
Знать: - виды речевой деятельности, компоненты речевой ситуации;
- функциональные особенности стилей речи;
- сферу употребления, основные признаки стилей;
- признаки, структуру текста;
- типы речи, соединение в тексте различных типов речи;
- порядок проведения лингвистического анализа текста.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Уметь различать стили речи, представленные в заданиях.
2. Уметь проводить лингвистический анализ текста, отвечая на поставленные вопросы и задания.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в группах.
2. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
3. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Виды речевой деятельности, компоненты речевой ситуации.
Функциональные особенности стилей речи.
Сфера употребления, основные признаки стилей.
Признаки, структура текста.
Типы речи, соединение в тексте различных типов речи.
Порядок проведения лингвистического анализа текста.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Функциональные особенности стилей речи.
2. Узнавание типов речи в тексте.
3. Пополнение словарного запаса обучающихся, путём работы со словарём.

Задания для практического занятия:

Работа в группах.

Задание № 1: из данных текстов каждой группе выбрать 1-ой группе - текст научного стиля, 2-ой группе – официально-делового стиля, 3-ей группе – публицистического стиля, 4-ой группе – художественного стиля. Указать особенности каждого текста в связи с его жанровым своеобразием.

Текст 1.
Измерение агрегатного состояния вещества – это пример физических явлений.
Физические явления – это изменения формы или агрегатного состояния веществ, в результате которых не образуются новые вещества.
Химические свойства вещества – это способность данного вещества превращаться в другие вещества.
Превращение одних веществ в другие называются химическими реакциями, или химическими явлениями.
В результате химических реакций всегда образуются новые вещества. Исходные вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются реагентами, а новые вещества, которые образуются в результате химической реакции, называются продуктами реакции.
Биологией называется наука, занимающаяся изучением жизни во всех её проявлениях, а также свойств живого вообще. Название это образуется из двух греческих слов: «био» - жизнь и «логос» - знание, учение, наука.



Текст 2.
Директору Инзенского техникума
Ёлчевой Наталье Михайловне
Кирюшкина Михаила Вячеславовича

заявление.
Прошу перевести меня в Инзенский техникум на 2-ой курс по профессии «Автомеханик» в связи со сменой места жительства. К заявлению прилагаю следующие документы:
1. Аттестат о среднем образовании.
2. Копию паспорта.
3. Справку о состоянии здоровья.
4. Характеристику с прежнего места учёбы.
5. Выписку оценок за 1-ый курс с предыдущего места учёбы.

20 сентября 2013 г. М. Кирюшкин

Текст 3.
Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из земли первое пёрышко первой травинки. Острое бледно-зелёное жальце её пронизало согревшую ткань невесть откуда занесённого осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошёлся низом; влажным прахом рассыпался отживший своё кленовый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и тотчас вся затрепетала, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу.

Текст 4.
Уважаемый Президент! Уважаемые депутаты!
Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой её части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука.
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению.


Задание № 2: Основная задача научного стиля -

Задание № 3: Жанры научного стиля: ..

Задание № 4: Назовите подстили научного стиля.

Задание № 5: Особенности научного стиля:..

Задание № 6: Терминология – это ..

Задание № 7: Дайте толкования терминам: эмиграция, иммиграция.

Задание № 8: Учёт, отбор, прогрев, набор. От какой части речи и каким способом образованы данные слова?

Задание № 9 Определите стили речи данных тестов. Охарактеризуйте каждый текст.
А) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150-200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб – порода довольно теплолюбивая.
Дуб растет в разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью.
Б) На краю дороги стоял дуб Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.

Задание № 10: Прочитайте микротест и выполните задания 1-5.

(1) Логика устанавливает ряд важных правил определения понятия. (2) Именно по этим правилам, законам строится изложение в учебной и справочной литературе. (3) В научно-популярной литературе всё излагается по-иному. (4) Популяризатор включает в изложение средства выразительности, конструктивные художественные приёмы, и характер текста сразу меняется.

1.Какой вопрос отражает основное содержание этого текста?
1) Какие правила устанавливает логика?
2) Почему в учебной и справочной литературе изложение строится по правилам логики?
3) Чем отличаются тексты учебной и справочной литературы от текстов научно-популярной литературы?
4) От чего зависит выразительность текста?

2. Определите способ связи между первыми тремя предложениями текста.
3. Какие черты научного стиля проявляются в этом тексте?
1) кроме общеупотребительной лексики используются термины;
2) нет слов с эмоциональной окраской;
3) все предложения повествовательные;
4) используются сложные синтаксические конструкции;
5) отсутствуют синонимы;
6) отсутствуют метафоры и другие тропы.

4. Какая разновидность рассуждения представлена здесь?
1) доказательство;
2) объяснение;
3) размышление.

5. Какие средства используются для связи предложений?
1) союз;
2) личное местоимение;
3) указательное местоимение;
4) лексический повтор;
5) синоним;
6) контекстный синоним;
7) антоним;
8) контекстный антоним;
9) синтаксический параллелизм.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Е.Д.Ващенко Учебник «Русский язык и культура речи».












Раздел 3. Лексика и фразеология.

Практическое занятие № 3.
Тема: «Лексика и фразеология».
Учебная цель: повторить и закрепить знания и умения по определению лексического значения слова, его происхождения, употребления в русском языке; познакомиться с лексико-фразеологическими нормами и изобразительно-выразительными возможностями лексики и фразеологии.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения анализировать пройденный материал и объяснять понятия.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - различать лексическое и грамматическое значения слова;
- отличать слова одной лексической группы от слов другой лексической группы;
- различать русскую лексику, заимствованную лексику, старославянизмы;
- различать активный и пассивный словарный запас;
- употреблять фразеологизмы в речи;
- проводить лексико-фразеологический разбор;
- находить лексические ошибки и их исправлять.
Знать: - самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения;
- употребление и различия лексических групп;
- лексику с точки зрения её происхождения;
- лексику с точки зрения её употребления;
- активный и пассивный словарный запас, особенности русского этикета;
- отличия фразеологизма от слова;
- порядок проведения лексико-фразеологического разбора;
- употребление в речи лексических норм.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Уметь объяснять значения фразеологизмов, представленные в заданиях.
2. Уметь подбирать антонимы, синонимы к словам, представленным в заданиях.
3. Уметь различать активный и пассивный словарный запас.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в группах.
2. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
3. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Слово в лексической системе языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Активный и пассивный словарный запас.
Фразеологизмы.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Слово в лексической системе языка.
2. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
3. Активный и пассивный словарный запас.
4. Фразеологизмы.

Задания для практического занятия:

















I вариант.

1. Объясните значение фразеологизмов:
Ветер в голове, светлая личность, ума палата, белая ворона, не робкого десятка.

2. Подберите по пять фразеологизмов с общим для них словом рука.

3. Подберите фразеологизмы-антонимы:
Во все лопатки; поминай как звали; ни рыба, ни мясо; шагу негде ступить; вилами на воде написано; ни за какие блага.

4. Подберите различные антонимы к многозначным словам.
Лёгкий (вопрос, аромат, ноша, походка, характер);
Глубокий (сон, озеро, знания, обморок, след).

5. Подберите синонимы к словам:

Маленький, торговец, черноглазый, известный, грусть, смеяться, дорожка.

6. Выпишите неологизмы.
Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон, плейер, инфляция, аккредитация, банкрот, спонсор, предприниматель, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, брифинг, джинсы, информатика, круиз, менеджер, телевидение, соцсоревнование, перестройка, парламент, президент, трансляция, космос, атомщик, фестиваль.



















II вариант.

1. Объясните значение фразеологизмов:
Человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, телеграфный столб, мастер на все руки, абсолютный ноль.

2. Подберите по пять фразеологизмов с общим для них словом нос.

3. Подберите фразеологизмы-антонимы:
Рукой подать, дать волю языку, спустя рукава, держать в ежовых рукавицах, положа руку на сердце, кот наплакал.

4. Подберите различные антонимы к многозначным словам.
Свежий (хлеб, журнал, ветер, взгляд);
Бледный (луч, краски, рассказ, лицо).

5. Подберите синонимы к словам:
скупой, спор, спасибо, родители, глаза, руль, загрязнить.

6. Выпишите устаревшие слова.
Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон, плейер, инфляция, аккредитация, банкрот, спонсор, предприниматель, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, брифинг, джинсы, информатика, круиз, менеджер, телевидение, соцсоревнование, перестройка, парламент, президент, трансляция, космос, атомщик, фестиваль.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учебное пособие для обучающихся средних профессиональных учебных заведений. – М., 2007.






Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Практическое занятие № 4.
Тема: «Фонетика».
Учебная цель: повторить порядок фонетического разбора слова, транскрипции, постановку ударения; закрепить умения делать фонетический разбор слова, транскрипцию, расставлять ударение.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения анализировать пройденный материал и объяснять понятия.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - находить в слове звуки, ударение, слоги;
- выполнять фонетический разбор слова по предложенному образцу;
- пользоваться словарями русского языка;
Знать: - роль в слове звуков, ударения, слогов;
- последовательность фонетического разбора;
- правильность употребления орфоэпических норм;

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Закрепить порядок фонетического разбора слов.
2. Уметь производить транскрипцию слов и предложений.
3. Уметь расставлять ударение в словах и предложении. Проверять постановку ударения по словарю.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в группах.
2. Таблица «Порядок фонетического разбора слова».
3. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
4. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

1. Фонетические единицы:
- фонетические единицы;
- звук и фонема;
- соотношение буквы и звука;
- фонетическая фраза;
- ударение словесное и логическое;
- роль ударения в словесной речи;
- интонационное богатство русской речи.
2. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы.
- фонетический разбор слова.
- орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения;
- произношение гласных и согласных звуков;
- произношение заимствованных слов;
- использование орфоэпического словаря.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Порядок фонетического разбора слов.
2. Транскрипция слов и предложений.
3. Постановка ударения в предложении.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Сделать фонетический разбор слов:
совесть, вьюнок.

Задание 2. Сделать транскрипцию слов:
поле, санки, яма, цветок, ёж, мнение.

Задание 3. Сделать транскрипцию предложения.
Солнечный жар и блеск уже сменились прохладой ночи.

Задание 4. Расставить ударение в предложении.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи(Н.В.Гоголь)

Задание 5. Расставить ударение в словах:


бензопровод, бронированный, валовой, занявший, намерение, начать, оптовый, эксперт, апартаменты, баловаться, афера, блёклый, августовский, колледж, некролог, баржа.

Задание 6. Расставить ударение в словах четверостишия:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
2. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
3. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.


























Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография.

Практическое занятие № 5.
Тема: «Словообразование. Способы словообразования».
Учебная цель: повторить способы словообразования (морфологические и неморфологические), состав слова; закрепить умения определять способ образования слова, состав слова, продолжить формирование орфографической грамотности.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения анализировать пройденный материал и объяснять понятия;
3. развивать умения работать в группе.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - формировать функционально-семантический взгляд на изучаемые единицы языка;
- проводить словообразовательный анализ;
- запоминать графические варианты и тренироваться в их опознании;
- различать приставки, определять их правильное написание на основе графико-морфемного анализа слова.
Знать: - морфемный разбор слова как результат словообразовательного анализа слова;
- способы словообразования.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Закрепить порядок проведения словообразовательного анализа слов.
2. Уметь видеть способы образования слов.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в группах.
2. Таблица «Способы образования слов».
3. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
4. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Способы словообразования.
Словообразовательный анализ.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Способы образования слов.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Каким способом образованы данные слова:
потемнеть, автозаводской, соединять, ледокол, (вкусное) мороженое.

Задание 2. Выпишите слова, образованные 1) приставочным способом, 2) суффиксальным способом, 3) приставочно-суффиксальным способом, 4) бессуффиксальным способом, 5) сложением и переходом из одной части речи в другую.
Весенний, подберёзовик, запорошенный, лесок, подводный, землеройка, синь, заискрился, темень, волнорез, речушка, столовая, подземный, вороний, проплыл, прорастание, дотемна, залететь, скалолаз, мышка, заворковать, тишь, ночью, гладь.

Задание 3.
Тест 1-ого уровня. Выполнить задания 1-6.
1. Какие слова образованы суффиксальным способом?
А) отъезд;
Б) (уютная) детская;
В) умеренно (тёплый);
Г) основатель.

2. Какие слова образованы суффиксальным способом?
А) разузнать;
Б) безмерно (любить);
В) сверхизысканный;
Г) перевозка.

3. Какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
А) усилить;
Б) разведка;
В) беспощадный;
Г) непробудный.

4. Какие слова образованы бессуффиксальным способом?
А) синева;
Б) зелень;
В) мыслить;
Г) переплёт.

5. Какие слова образованы способом перехода из одной части речи в другую?
А) мамин (плащ);
Б) дежурный (сказал);
В) учительская (строгость;
Г) (работать) с отстающими.

6. Какие слова образованы способом сложения слов (основ)?
А) архисложный;
Б) пароходный;
В) сестра-хозяйка;
Г) видеокамера.

7. Уберите лишнее:
А) забежал;
Б) подход;
В) подберёзовик;
Г) скатился.

8. Какое из слов подходит к схеме: приставка+корень+окончание?
А) закричал;
Б) бесшумный;
В) завяз;
Г) ускакал.

9. Уберите лишнее:
А) медвежонок;
Б) тишь;
В) полянка;
Г) синева.
10. Какое из слов подходит к схеме: приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание?
А) облитый;
Б) бесшумный;
В) нарисованный;
Г) поджаренный.

11. Уберите лишнее:
А) закричал;
Б) пробежать;
В) дотемна;
Г) перелез.

12. Какое из слов подходит к схеме: приставка+корень+суффикс+нулевое окончание?
А) соперник;
Б) соискатель;
В) сотрудник;
Г) сообщник.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л. А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Изд. 33-е . М.; «Просвещение», 1984. – 256с.
2. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.























Раздел 6. Морфология и орфография.

Практическое занятие № 6.
Тема: «Морфология».
Учебная цель: повторить морфологические признаки самостоятельных частей речи; закрепить умения морфологического разбора самостоятельных частей речи.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения анализировать пройденный материал и объяснять понятия.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - по морфологическим признакам находить имя существительное;
- по морфологическим признакам находить имя прилагательное;
- по морфологическим признакам находить имя числительное;
- по морфологическим признакам находить местоимение;
- по морфологическим признакам находить глагол;
- различать причастия и прилагательные;
- опознавать наречия;
- отличать слова категории состояния;
- опознавать наречия.
Знать: - языковые умения и навыки, обеспечивающие грамотное письмо;
- морфологические признаки имени прилагательного;
- морфологические признаки имени числительного;
- морфологические признаки местоимения, роль неопределённых и отрицательных местоимений;
- морфологические признаки глагола;
- признаки глагола и прилагательного в причастии;
- грамматические особенности деепричастия;
- своеобразие наречия как части речи;
- группы слов категории состояния, их функции в речи.
- своеобразие наречия как части речи;

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Закрепить порядок морфологического разбора слов.
Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в группах.
2. Таблица «Порядок морфологического разбора самостоятельных частей речи».
3. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
4. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

1. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Порядок морфологического разбора самостоятельных частей речи.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Сделать морфологический разбор выделенных слов в предложении:

Неожиданно рано поднялась сегодня вымотанная за вчерашний вечер наша бригада.

Задание 2. Сделать морфологический разбор слов:

(идти) по дороге, (быстро) пробежал.

Задание 3. Перечислите морфологические признаки имени существительного.

Задание 4. Сделать морфологический разбор слов:

по чистому (небу), в плывущих (облаках).

Задание 5. Перечислите морфологические признаки глагола.

Задание 6. Сделать морфологический разбор слов:

(никого) не любишь, (вижу) в окне.



Форма контроля выполнения практических работ:


Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л. А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Изд. 33-е . М.; «Просвещение», 1984. – 256с.
































Раздел 7. Служебные части речи.

Практическое занятие № 7.
Тема: «Служебные части речи».
Учебная цель: повторить морфологические признаки служебных частей речи; закрепить умения морфологического разбора служебных частей речи.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения анализировать пройденный материал и объяснять понятия.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - употреблять предлоги в словосочетаниях со связью предложного управления;
- видеть союзы в предложении;
- различать союзы в простом и сложном предложении;
- отличать частицы от служебных частей речи;
- употреблять частицу НЕ;
- употреблять частицу НИ;
- видеть смысловую разницу между междометьями и звукоподражательными словами;
- отличать междометья от частиц.
Знать: - разряды союзов по их функции в речи;
- употребление союзов в простом и сложном предложении;
- использование частиц в различных частях речи, употребление их с целью придания эмоциональности;
- значение частицы НЕ;
- значение частицы НИ;

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Закрепить порядок морфологического разбора служебных частей речи.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в группах.
2. Таблица «Порядок морфологического разбора служебных частей речи».
3. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
4. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

1. Морфологические признаки служебных частей речи.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Порядок морфологического разбора служебных частей речи.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Сделать морфологический разбор союза:
Порядок морфологического разбора союза:
I. Часть речи, её назначение.
II. Морфологические признаки: 
      а) постоянные признаки -  
          разряд по значению (сочинительный или подчинительный),
          непроизводный / производный, 
          простой / составной, 
      б) непостоянных признаков нет. 
III. Не является членом предложения.

1. Он не смог продолжить восхождения, потому что слишком устал.
2. Когда мы вернулись, было уже темно.

Задание 2. Сделать морфологический разбор предлога:
Схема морфологического разбора предлога:
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) производность-непроизводность;
2) разряд по значению;
3) неизменяемость.
III.Синтаксическая функция.

1. По небу летали галки. 2. У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (И.С. Тургенев).

Задание 3. Сделать морфологический разбор частицы:
Схема морфологического разбора частицы:


I. Часть речи. Для чего служит. II. Морфологические признаки.
1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).
2. Неизменяемость.
III.Синтаксическая функция.
1. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 2. Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения. (Ф. М. Достоевский)
Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л. А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Изд. 33-е . М.; «Просвещение», 1984. – 256с.




















Раздел 8. Синтаксис и пунктуация. Простое предложение.

Практическое занятие № 8.
Тема: «Синтаксис. Простое предложение».
Учебная цель: повторить и закрепить полученные знания по строению и особенностям словосочетаний, простых предложений.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения анализировать пройденный материал и объяснять понятия.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - выделять в предложении словосочетания;
- выделять словосочетания из предложения;
- видеть в предложении сообщение, вопрос, побуждение;
- находить в предложении второстепенные и главные члены предложения. Безошибочно ставить тире между подлежащим и сказуемым;
- различать в предложении определение, приложение, обстоятельство, дополнение;
- находить односоставные и неполные предложения.
Знать: - основные единицы синтаксиса;
- виды связи слов в словосочетании;
- виды предложений по цели высказывания;
- случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- второстепенные члены предложения;
- использование неполных предложений в речи.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Уметь находить виды связи слов в словосочетании.
2. Контроль уровня усвоенных знаний обучающимися после изучения темы «Простое предложение» в рамках раздела «Синтаксис и пунктуация».

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в 2-х вариантах.
2. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
3. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

1. Основные единицы синтаксиса.
2. Виды связи слов в словосочетании.
Практическая работа № 8 проводится в форме теста, который включает в себя семь вопросов. Предлагаемые в тесте вопросы направлены на проверку знания обучающимися основных понятий синтаксиса и пунктуации простого предложения: главные и второстепенные члены предложения, однородные и обособленные члены предложения, вводные слова и обращения.
Тест составлен в двух вариантах.
Время выполнения практической работы обучающимися - 45 мин. (1 урок).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Грамматическая основа предложения.
2. Второстепенные члены предложения.

Задания для практического занятия:





















Практическая работа № 8.
Словосочетание. Простое предложение.
Вариант 1.
Прочитайте предложение и выполните задание 1 – 7:
В азиатских степях сельское хозяйство развито слабо. Живущие там люди большую часть года кочуют вслед за животными, которые во время сезонной миграции медленно продвигаются в поисках пищи.
1. Какое (-ие) словосочетание (-я) можно выписать из данных предложений?
1) сельское хозяйство слабо;
2) кочуют вслед;
3) кочуют за животными;
4) часть года.
2. Выпишите слово(-а), зависящее(-ие) от причастия живущие 
 ____________________________________________________
3. Какой тип связи используется в словосочетании (в) поисках пищи?
1) согласование;
2) управление;
3) примыкание.
4. Выпишите все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
_____________________________________________________________

5. Сколько подчинительных словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в данных предложениях?
______________________________________________________________
6. Какие из перечисленных ниже сочетаний слов служат грамматическими основами в данных предложениях?
сельское хозяйство развито;
люди продвигаются;
люди кочуют;
которые продвигаются.

7. Какая характеристика соответствует первому предложению?
1) простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, сказуемое составное именное;
2) простое, односоставное, распространённое, неосложнённое, главный
член – сказуемое (составное именное);
3) простое, двусоставное, распространённое, осложнённое, сказуемое простое глагольное;
4) простое, односоставное, главный член – сказуемое – выражен словом категории состояния.

Практическая работа № 8.
Словосочетание. Простое предложение.
Вариант 2.

Прочитайте предложение и выполните задание 1 – 7:
Каждый народ сооружает себе жилища из того строительного материала, который имеется рядом. Эскимосы, например, строят свои временные зимние дома из блоков спрессованного снега.

1. Какое (-ие) словосочетание (-я) есть в данных предложениях?
1) строят например;
2) дома из блоков;
3) жилища из материала;
4) строят дома.
2. Выпишите слово), от которого зависит существительное снега. 
 ____________________________________________________
3. Какой тип связи используется в словосочетании каждый народ?
1) согласование;
2) управление;
3) примыкание.

4. Выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
_____________________________________________________________
5. Сколько подчинительных словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в данных предложениях?
_______________________________________________________________
6. Какие из перечисленных ниже слов и сочетаний слов служат грамматическими основами в данных предложениях?
народ сооружает;
имеется;
который имеется;
дома строят.

7. Какая характеристика соответствует первому предложению?
1) простое, двусоставное, неосложнённое, сказуемое составное глагольное;
2) простое, односоставное, неосложнённое, главный член – сказуемое (простое глагольное);
3) простое, двусоставное, осложнённое, сказуемое простое глагольное;
4) простое, односоставное, главный член – сказуемое – выражен глаголом.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л. А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Изд. 33-е . М.; «Просвещение», 1984. – 256с.

































Раздел 8. Синтаксис и пунктуация. Осложнённое простое предложение.

Практическое занятие № 9.
Тема: «Синтаксис. Осложнённое простое предложение».
Учебная цель: повторить и закрепить полученные знания по строению и особенностям осложнённого простых предложений.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения анализировать пройденный материал и объяснять понятия.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - понимать роль однородных членов в предложении, воспроизводить конструкции с однородными членами предложения;
- находить обособленные и уточняющие члены в предложении;
- находить и выделять обращение знаками препинания из-за отсутствия грамматической связи с членами предложения;
- находить и выделять междометья знаками препинания из-за отсутствия грамматической связи с членами предложения, отличать междометья от частиц;
Знать: - опознавательные признаки однородных членов предложения;
- обособленные и уточняющие члены в предложении;
- понятие о вводных словах и предложениях, назначение вводных слов, наличие при них зависимых слов, их место в предложении;
- обращение не является членом предложения, поэтому его выделяют знаками препинания;
- междометье не является членом предложения, поэтому его выделяют знаками препинания;

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Уметь находить обособленные и уточняющие члены предложения.
2. Контроль уровня усвоенных знаний обучающимися после изучения темы «Простое предложение» в рамках раздела «Синтаксис и пунктуация».


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в 2-х вариантах.
2. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
3. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

1. Обособленные и уточняющие члены предложения.
2. Главные и второстепенные члены предложения.
Практическая работа № 9 проводится в форме теста, который включает в себя девять вопросов, каждый из которых имеет четыре варианта ответа, один из которых правильный. Предлагаемые в тесте вопросы направлены на проверку знания обучающимися основных понятий синтаксиса и пунктуации простого предложения: главные и второстепенные члены предложения, однородные и обособленные члены предложения, вводные слова и обращения.
Тест составлен в двух вариантах.
Время выполнения практической работы обучающимися - 45 мин. (1 урок).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Грамматическая основа предложения.
2. Второстепенные члены предложения.
3. Обособленные и уточняющие члены предложения.

Задания для практического занятия:















Практическая работа № 9.
Простое предложение.
Вариант 1.

1. В каком словосочетании главным является первое слово?
очень сильный;
изображенные предметы;
изображенные на картине;
с двумя портфелями.
2. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа?
Месяц понадобится на поиски подходящего строительного материала.
Все роли в фильме исполняли студенты театрального училища.
Целый месяц ансамбль разучивал одну песню.
Никто из моих попутчиков не имел представления о гейзерах.

3. Укажите двусоставное(-ые) предложение(-я).
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Дыма без огня не бывает.
Пеший конному не товарищ.
Уж было поздно и темно.

4.Укажите предложение, в котором есть все второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство).
1) Студенты принимали участие в любительских спектаклях.
От радости Тузик бросался лобызать каждого встречного.
Я целыми днями слонялся по городу.
Каждый из нас должен был научиться в ритм поворачиваться на каблуках.
5. Где должны быть запятые в предложении?
В глагольных формах (1) как русского (2) так польского (3) языка (4) суффикс -л- используется для выражения значения прошедшего времени.
1)1,4 2)2 3)1,2,3 4)2,4
6. В каком предложении выделенное определение должно обособляться?
Продрогший до костей я мечтал только о теплом ночлеге.
Испарившаяся из Мирового океана вода рано или поздно снова попадает в него.
Мальчик в короткой меховой курточке и шапке с козырьком пытался залезть на ледяную горку.
4) Мне интересно работать с людьми увлекающимися.

7. Как правильно расставить знаки препинания?
Вернувшись в Англию (1) купцы (2) пораженные богатством царского двора (3) говорили о России (4) как о вновь открытой стране.
1, 2, 3, 4 – запятые
2, 3 – запятые, 4 – тире
3,4 – запятые
1, 2, 3 – запятые

8. Какое из данных ниже слов и сочетаний служит обособленным уточняющим обстоятельством в предложении?
Еще в юности, ..., Семенов сделал важное научное открытие.
1)работая в институтской лаборатории
2) в студенческие годы
3) увлекшийся геофизикой
4) с помощью самодельных приборов
9. Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.
Ну (1) не скучайте (2) мои милые (3) и пишите мне почаще.
1)1,2,3 2)2,3 3)1,3 4)1,2





















Практическая работа № 9.
Простое предложение.
Вариант 2.
1. В каком словосочетании главным является первое слово?
1) по-настоящему весенний;
2) двадцать килограммов;
сооруженные укрепления;
доверху наполнить.
2. В каком предложении неправильно найдена грамматическая основа?
Все в городе было ново и непривычно.
Самое главное сейчас не сидеть сложа руки.
На минуту солнце закрыло большое облако.
Кто бы мог поверить в такие чудеса!

3. Укажите двусоставное(-ые) предложение(-я).
У природы нет плохой погоды.
Прошло сто лет.
Спустя лето по малину не ходят.
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
4. Укажите предложение, в котором есть все второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство).
1) Наш шофер гнал машину на бешеной скорости.
2) Плюшевую обезьянку мичману прислала сестренка.
3) Через минуту трое всадников неслись вскачь к городу.
4) Весь класс готовился к олимпиаде по математике.
5. Где поставить запятые в предложении?
Антон Ильич был (1) и рыболов (2) и охотник (3) и заядлый грибник, но очень неудачливый: из леса он приносил только сыроежки (4) да чернушки.
1)1,2,3,4 2) 1,2,3
3) 2,3 4) 2,3,4
6. В каком предложении выделенное определение должно обособляться?
Огромный и лохматый беспородный пес Полкан был общим любимцем.
Ковер с орнаментом в виде переплетенных веток украшал стену.
Любопытно смотреть на толпящихся целый день у причала людей с разным цветом кожи.
Берега Лены оба крутые сплошь покрыты лесом.
7. Где должны быть запятые в предложении?

В XVII веке (1) посещавшие Москву (2) иностранцы (3) восхищаясь размахом московской торговли (4) писали о Москве (5) как о богатейшем городе Европы.
1) 1,2,3,4,5 3) 2,5
2) 3,4 4) 3,4,5

8. Какое из данных ниже слов и сочетаний служит обособленным уточняющим членом в предложении?

Один малоизвестный писатель, ..., описал быт горожан.
Савельев
в своих очерках
живший в середине прошлого века
4) в подробностях
9. Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.
Ах (1) как я скучаю (2) по вас (3) мои хорошие (4) и жду вашего приезда.
1)1,2,3 2)1,3,4
3)2,3,4 4)3,4

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л. А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Изд. 33-е . М.; «Просвещение», 1984. – 256с.












Раздел 8. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

Практическое занятие № 10.
Тема: «Синтаксис. Простое предложение».
Учебная цель: повторить и закрепить полученные знания по строению и особенностям сложных предложений.
Учебные задачи: 1. пополнить словарный запас языка обучающегося;
2. развивать умения анализировать пройденный материал и объяснять понятия.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

обучающийся должен
Уметь: - выделять либо разделять запятой придаточные предложения;
- определять границы частей предложения;
- видеть сложные синтаксические конструкции.
Знать: - границу грамматически независимых простых предложений , входящих в состав сложного;
- придаточные предложения как зависимые предикативные единицы;
- объединение простых предложений по смыслу и интонационно в бессоюзном сложном предложении;
- различные виды союзной и бессоюзной связи.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Задачи практической работы:

1. Уметь находить виды связи слов в словосочетании.
2. Контроль уровня усвоенных знаний обучающимися после изучения темы «Сложное предложение» в рамках раздела «Синтаксис и пунктуация».

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Раздаточный материал для работы в 2-х вариантах.
2. Тетрадь для практических работ по русскому языку.
3. Ручка.





Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Практическая работа № 10 проводится в форме теста, который включает в себя шесть вопросов. Предлагаемые в тесте вопросы направлены на проверку знания обучающимися основных понятий синтаксиса и пунктуации сложного предложения.
Тест составлен в двух вариантах.
Время выполнения практической работы обучающимися - 45 мин. (1 урок).
1. Границы частей предложения.
2. Виды союзной и бессоюзной связи.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Границы частей предложения
2. Виды союзной и бессоюзной связи

Задания для практического занятия:

Практическая работа № 10.
Сложное предложение.
Вариант 1.
1. Из скольки частей (простых предложений) состоит сложное предложение?
Демосфен, который в юности отличался слабым голосом и косноязычной, задумав стать оратором, начал усиленно работать над собой.
_____________________________________________________________
2. Укажите правильную характеристику данного выше предложения:
 1) сложноподчинённое;
2)сложное бессоюзное;
3) сложное с подчинением и сочинением;
4) сложное с подчинительной и бессоюзной связью;
5) сложное со всеми видами связи.
 3. Напишите номер примера, соответствующего тому или иному виду сложного предложения.
1) Цицерон был большим мастером очень эмоциональной и в то же время плавной речи, он редко говорил отрывистыми короткими фразами.
2) Излюбленным его приёмом были полногласные фразы, состоящие из периодов, каждый из которых включал большой ритмически замкнутый поток слов, поэтому многие его речи напоминали стихотворения в прозе.

3) Как судебные, так и политические речи Цицерона изобиловали риторическими вопросами и патетическими восклицаниями, и воздействие его выступлений было чрезвычайно велико.

А) сложносочинённое предложение - ______________________________
Б) сложноподчинённое предложение - _____________________________
В) сложное бессоюзное - _________________________________________
Г) сложное предложение с сочинением и подчиненим - _______________
Д) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью - _____

4. Определите тип придаточного предложения, которое входит в состав одного сложного предложения из задания 3.
__________________________________________________________________
5. Определите вид сложного предложения:
Я всегда считал, что писатель – человек, который всей своей мощью своего опыта, своих усилий, ценой своих радостей и страданий совершает чудо, создавая книгу.
__________________________________________________________________
6. Укажите (напишите), какие средства связи используются между частями сложного предложения из задания 5; выпишите эти средства связи.

сочинительные союзы____________________________________________
подчинительные союзы__________________________________________
союзные слова__________________________________________________












Практическая работа № 10.
Сложное предложение.
Вариант 2.
1. Из скольки частей (простых предложений) состоит сложное предложение?
Всякий, кому из Вологды приходилось плыть к Кирилло-Белозёрскому монастырю, испытывал глубокое волнение, когда пароход, войдя в Сиверское озеро, круто поворачивал и навстречу будто выплывала белокаменная крепость, отражающаяся в прозрачной озёрной воде.

_____________________________________________________________
2. Укажите правильную характеристику данного выше предложения:
 1) сложноподчинённое;
2)сложное бессоюзное;
3) сложное с подчинением и сочинением;
4) сложное с подчинительной и бессоюзной связью;
5) сложное со всеми видами связи.
 3. Напишите номер примера, соответствующего тому или иному виду сложного предложения.
1) Кирилло-Белозёрский монастырь строился на протяжении веков, но в его облике не найдёшь ничего беспорядочного, лишнего и случайного.
2) Кажется, что всё многообразие форм и мотив
ов возникло вдруг, разом, по единому замыслу, как те чудесные дворцы из русских сказок, которые рождались на глазах, в мгновение ока.
3) Как тонко соотнесли зодчие водную гладь Сиверского озера с многогранными башнями, как точно соразмерили их с высотой прежних построек, как умело вписали в сложившийся силуэт новые исполинские контуры!

А) сложносочинённое предложение - ______________________________
Б) сложноподчинённое предложение - _____________________________
В) сложное бессоюзное предложение - _____________________________
Г) сложное предложение с сочинением и подчиненим - _______________
Д) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью - _____

4. Определите тип придаточного предложения, которое входит в состав одного сложного(-ых) предложения(-ий) из задания 3.
___________________________________________________________
5. Определите вид сложного предложения:
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, он вместе с тем невольно даёт себе оценку; по тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке – низкой или высокой.
__________________________________________________________________
6. Укажите (напишите), какие средства связи используются между частями сложного предложения из задания 5; выпишите эти средства связи.

сочинительные союзы____________________________________________
подчинительные союзы__________________________________________
союзные слова__________________________________________________

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык».

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л. А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Изд. 33-е . М.; «Просвещение», 1984. – 256с.









13PAGE 15


13PAGE 145215


13PAGE 15




Рисунок 1