Статья Самостоятельная работа старшеклассников – составная часть изучения


Акжолов Дидар Аскарович – учитель истории и права
средней школы-гимназии №14 г.ТалдыкорганАлматинской области
Самостоятельная работа старшеклассников – составная часть изучения
предмета истории
Самостоятельная работа учащихся является одним из основных компонентов обучения в современной школе. Она приобретает все большее значение как эффективное средство решение образовательно-воспитательных задач каждого предмета.
В дидактических и методических исследованиях нет единого, общепринятого определения самостоятельной работы. Для определения сущности самостоятельной работы крайне важно выяснение того, что, собственно считать самостоятельным. В широком понимании любая деятельность ученика (в том числе, слушание объяснения учителя, чтение учебника, ответ на любой вопрос) индивидуальна и в этом смысле самостоятельна. На мой взгляд следует связывать термин «самостоятельная работа» с особым образом организованной деятельностью, самодеятельностью учащихся. Самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Она характеризуется известной критичностью ума, высказывать свою точку зрения. В ряде исследований психологов и дидактов подчеркивается близость самостоятельности и творческого начала в мышлении, в познавательной деятельности. Методисты-историки со своей стороны, указывают на определенный «водораздел» между передачей готовых знаний и самостоятельной работой учащихся.
Исходя из вышеизложенного, стержнем самостоятельной работы следует считать продуктивную деятельность ученика, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает творческие задачи. К ней не относится простое восприятие и воспроизведение готовых знаний.
Важную роль в осуществлении функций и задач самостоятельной работы играет систематический подход.
В организационном подходе он предполагает:
- включение в сферу познавательной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (факты, законы, методы познания);
- вовлечение каждого ученика в процесс самостоятельной познавательной деятельности (с учетом его подготовленности, индивидуальных особенностей);
- постепенный переход от простых заданий к более сложным, усиление их творческого характера;
- обеспечение процессуальной стороны – планирование, руководство и контроль со стороны учителя.