Среднесрочное планирование серии четырёх последовательных уроков по физической географии Казахстана 8 класс (уроки 2-5) Введение. Знакомство с ФГП Казахстана и историей его исследования


Среднесрочное планирование по физической географии Казахстана в 8 классе.
Серия четырёх последовательных уроков № 2-5.
Тема: Введение. Знакомство с ФГП Казахстана и историей его исследования.
Цель: Формирование знаний учащихся о физико-географическом положении Казахстана, влияния большой протяженности страны на различие в часовых поясах, а также ознакомить с географическими исследованиями государства с древних времён.
№ Тема урока
Дата Основные цели или задачи
Стратегии
(формы работы)
Модули Ожидаемые результаты
Оценивание Основные ресурсы
1 Физико-географическое положение Республики Казахстан Изучить главные черты географического положения Казахстана и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. 
Учить работать с географической картой Казахстана
Дать знания о границах Казахстана и пограничных государствах.
Воспитание патриотических чувств и любви к Родине. 1.Деление на группы по методу «Броуновское движение». Ученики распределены в случайные группы. Позитивный настрой.
2. «Мозговой штурм» Просмотр видеоролика «Казахстан на карте мира». Как вы думаете, как называется тема нашего урока? Уч-ся формулируют тему.
3. Определение уровня знаний по теме. Перечислите, что вы знаете по нашей теме? Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? (Умение задать вопрос)
4. Пользуясь текстом учебника и администр. картой атласа, дайте хар-ку ГП нашей страны. На слайде презентации показан план характеристики. (формат.оцен, с комментированием).
5. Работа в группах по составлению диаграммы «Вена». Уч-ся опред. выгодное и невыгодное ГП страны.
Взаимное оценивание, группы дарят друг другу смайлики.
6. Умение задать вопрос: группы составляют по 3 вопроса(тонкие, толстые, фантастические)
7. Обратная связь. Стратегия «2 звезды и 1 пожелание».
8. Оценки за урок с комментированием, согласно критериям.
9. Разноуровневое домашнее задание.(параграф учебника, работа с к/к. Для ТиО построить макет Солнечной системы (опережающее задание). Новые подходы в обучении.
Обучение критическому мышлению.
Новые подходы в обучении.
ОдОКМ
ОдОНовые подходы в обучении.
ОдООО
ТиОВсе учащиеся смогут:
Продемонстрировать знания о границах и пограничных государствах Казахстана; Определять местоположение страны на политической карте; Работать с административной картой Казахстана; работать в группах, вносить свой вклад в развитие совместных идей.
Большинство учащихся будут уметь:
Определять главные черты географического положения Казахстана и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. 
Некоторые учащиеся смогут:
Используя политико-административную карту определять направление и расстояние между городами Казахстана. Формативное оценивание (словесное, взаимооценивание, смайлики)
Оценивание обучения – при анализе прошедшего урока с учетом разработанных критериев). Стратегия «2 звезды и 1 пожелание»
Презентация, учебник, тетради рабочие. Карты атласа, ватман, фломастеры.Мультимедийный проектор, видеоролик, стикеры, маркеры.
2 Отсчет времени на планете, линия перемены дат, временные различия на территории Казахстана Выявить причины различий во времени, обусловленные значительной протяженностью Каз-на с зап. на вост.; изучить и закрепить новые понятия; научить решать практические задачи на определение времени; привить интерес к изучению предмета. 1.Деление на группы по методу «Фруктовый салат».
2. Контроль домашнего задания.
Разноуровневые задания. (взаимопроверка, оценивание по критериям)
3.Стадия вызов. Просмотр макета солнечной системы «Вращение Земли вокруг Солнца», подготовленный учениками ТиО.
4. «Мозговой штурм» Вопросы учителя, связанные с жизненной ситуацией. Формулирование целей урока учениками.
5. Связь с прошлой темой. Ученики приходят к выводу о том, что большая протяжённость нашей страны с востока на запад, может повлиять на различие временных поясов.
6. Работа по стратегии «Жигсо».
Работа в группах (1 – местное время, 2-поясное время, 3 – летнее(декретное), 4 – линия перемены дат). Ученики в группах составляют постеры на свою тему. Затем представляют по очереди свою работу классу.(формативное оценивание).
7. Тренировочная работа в группах по определению времени с использованием карт и учебника. Задания предлагает учитель и назначает того, кто будет представлять общее мнение.
8.Обратная связь. Стратегия «Дорожные знаки».
9. Оценивание учителем с комментированием оценок, согласно критериям.
10. Домашнее задание разноуровнев.(Работа с учебником, к/к, ТиО доп.мат, подготовить отрывок из фильма «За 80 дней вокруг света») Новые подходы в обучении.
ТиООдО, ОО
ТиОКМ
КМ
КМ
ОдОУправление и лидерство
Учет возрастных особенностей
ОдООО
ТиОУчет возрастных особенностей. Все учащиеся смогут:
Продемонстрировать знания о различии часовых поясов; Определять часовые пояса на карте; Работать с административной картой Казахстана; работать в группах, вносить свой вклад в развитие совместных идей.
Большинство учащихся будут уметь:
Определять различия в понятиях местное, поясное, летнее время.
Некоторые учащиеся смогут:
Уметь определять время в различных часовых поясах.
Формативное оценивание (устное поощрение, взаимооценивание)
Оценивание обучения – при анализе материала с учетом разработанных критериев по листам оценивания). Стратегия «Дорожные знаки»
Презентация, учебник, тетради раб. Карты атласа, постер, фломастеры. Мультимедийный проектор, видеоролик, стикеры, маркеры, макет вращения Земли.
3 Практическая работа № 1 «Определение времени на Земле» Способствовать знакомству учащихся с положением Казахстана в часовых поясах и видами времени на территории страны;Дать учащимся представление о практическом значении знаний о времени;Продолжить формирование умения решать задачи на определение времени. 1.Деление на группы по желанию учителя (с учетом способностей учеников).
2. Проверка домашнего задания с использованием разноуровневых тестов (А, В, С).(суммативное оценивание по криериям).
3. Стадия вызов. Просмотр фрагмента из фильма «За 80 дней вокруг света», подготовленного учениками.
«Мозговой штурм»: Почему У.Фог вернулся в Лондон на сутки раньше и выиграл пари? (формативное оценивание)
4. Переход к выполнению практического задания по стратегии «Вращающиеся станции». Ученики представляют себя виртуальными путешественниками, определяют по поясное и местное время в разных уголках планеты, и когда они туда попадут. Производят расчёты в группах, затем передают другим группам по очереди для взаимопроверки и взаимооценивания.
5. Работа с атласами и контурными картами для 8 класса.
6. Учитель наблюдает за работой групп.
7. Обратная связь. На рисунке «Восхождение на гору», определить, где находитесь, в плане понимания темы. (формативное и суммативное оценивание).
8. Домашнее задание. Составление фантастических вопросов. Новые подходы в обучении. Управление и лидерство.
Возрастные особенности.
ОО
КМ «Мозговой штурм»
ИКТ
ОдОКМ «Вращающиеся станции»
ТиООдОВозрастные особенности
Управление и лидерство
ОдО, ОО
Новые подходы в обучении Все учащиеся смогут:
Продемонстрировать знания о часовых поясах при выполнении практической работы; Определять в каких часовых поясах на карте расположены города; Работать с физической картой Казахстана и картой мира; работать в группах, вносить свой вклад в развитие совместных идей.
Большинство учащихся будут уметь:
Вычислять часовые пояса.
Некоторые учащиеся смогут:
Решать задачи творческого характера Формативное оценивание (словесное, коллективное – дарят смайлики гр.-гр., задают вопрос)
Оценивание обучения – при анализе тестов). Стратегия «Восхождение на гору!»
Презентация, учебник, тетради раб. Карты атласа, постер, фломастеры. Мультимедийный проектор, фрагмент из фильма, стикеры, маркеры.
4 Географические исследования казахской земли в древности Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, запоминанию истории географических исследований, вклада учёных и исследователей в изучение природы Казахстана.
Развивать познавательную, творческую деятельность. Усложнить и расширить словарный запас учащихся, развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, работать с книгами и другими источниками знаний. Воспитывать уважение к людям, посвятившим свою жизнь изучению природы Казахстана, воспитывать любовь к Родине.
1.Деление на группы по расчёту от 1 до 4. Группы «Геродот», «Страбон», «Птолемей», «Арабские учёные».
2. Индивидуальная работа «Географический диктант». Взаимопроверка по критериям, оценка.
3. Вызов. Стих-е С.Маршака «Часы нам измеряют труд и сон…». Связь с прошлой темой. Целеполагание учениками.
4. Работа с учебником и картой атласа для 8 класса. Составление «Ментальной карты». По мере выступления групп, ученики заполняют таблицу:
Время исследования Имя исследователя Достижения
В результате составления ученики получат полную информацию о «Географических исследованиях казахской земли в древности». Формативное оценивание групп учителем.
5. Показ презентаций («ученые» – предварительное задание для ТиО).
6. Игра «Эрудит». При закреплении составить вопросы по «Ромашке Блума» и задать их уч-ся из класса. (ТиО) (суммативное оценивание)
7. Обратная связь. Стратегия «Светофор».
8. Оценивание за урок учителем. Суммативное оценивание согласно критериям. Формативное: номинации «Самые умные!», «Самые мыслящие!», «Самые смелые!», «Самые Интересные!»
9. Домашнее задание. Работа с текстом учебника. отметить на к/к места, названные древними учёными. Для ТиО эссе на тему «Моё отношение к вкладу древних ученых!» Новые подходы в обучении
ОдО, ОО
Новые подходы (метапознание)
Возрастные особенности.
КМ
ОдОИКТ
ТиОКМ
ОдО, ОО
ОдООО, ОдОВозрастные особенности.
ТиОВсе учащиеся смогут:
Называть имена учёных и их вклад в историю географических знаний.
Большинство учащихся будут уметь:
Пользуясь знаниями из других наук давать полное описание исследований и биографии исследователей.
Некоторые учащиеся смогут:
Показывать на карте места, определённые и указанные этими учеными.
Формативное оценивание.
Оценивание обучения – при анализе географич.диктантов).
Стратегия «Светофор»
Презентация, учебник, тетради раб. Карты атласа, ватман, фломастеры. Мультимедийный проектор, презентация, стикеры, маркеры.
Комментарии к среднесрочному планированию серии уроков географии в 8 классе.
Планирование составлено на основе ГОСО среднего образования Республики Казахстан с учетом учебной программы образовательной области «Естествознание» для 5-9 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. Тема раздела: «Введение. Знакомство с ФГП Казахстана и историей его исследования»
Цель раздела: Формирование знаний учащихся о ФГП Казахстана, влияния большой протяженности страны на различие в часовых поясах, а также ознакомить с географическими исследованиями государства с древних времён.
По завершении серии последовательных уроков, моей целью было интегрировать все семь модулей Программы. Цель урока ставилась с позиции учеников. Из модуля «Новые подходы в обучении» запланированы групповые работы, с помощью которых развивается диалоговое обучение через обсуждение новой информации. Для поддержания колаборативной среды и деления на группы, использовались различные активити («Броуновское движение», «Фруктовый салат», «От 1 до 4, рассчитайся!»). «Критическое мышление» направленно на формирование навыков размышления, рассуждения, умения анализировать, систематизировать материал. Стратегия «Мозговой штурм» необходима для того, чтобы вызвать в памяти учеников отложенную информацию. Также, применялись стратегии «Жигсо», «Вращающиеся станции», «Диаграмма Вена», «Ментальная карта», «Ромашка Блума», способствующие усвоению большого объёма информации, умению сотрудничать в группе, взаимообучаться. Модуль «ИКТ» применялся в виде видеороликов, фрагментов фильмов, презентаций, которые демонстрировали сами ученики. «Обучение талантливых и одарённых детей», направленное на развитие учащихся в процессе обучения: индивидуальные, опережающие, дополнительные, направленные на развитие способностей учеников. «Оценивание обучения и оценивание для обучения» применялось на каждом уроке («2 звезды и 1 пожелание», «Дорожные знаки», «Восхождение на гору!», «Светофор», взаимооценивание, оценка согласно разработанным критериям). ОО для отметок, ОдО направлено на определение возможностей улучшения обучения. Таким образом, все стратегии и формы работы в плане построены с учётом «Возрастных особенностей» учеников, направлены на развитие когнитивных навыков. «Управление и лидерство в обучении» осуществляется учителем через наблюдение, побуждающая к постоянному развитию.