Программа элективного учебного предмета по литературе Сочинение по литературе: теория и практика (10 — 11 класс)

Рекомендовано РЭС Утверждаю:
Председатель РЭС Директор (ОУ)
______________ ________________
Томилова А. В. /Порывкина Е. А./ «__» ________2014 г. «__»__________2014 г.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа»




Сочинение по литературе:
теория и практика

Программа
элективного учебного предмета
по литературе
для 10-11 классов



Автор - Савко Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
1 кв. категории.




с. Нижняя Тойма
2014 г.
Пояснительная записка

Министерством образования принято решение о введении в 2015 году значительных изменений в процедуру и содержание ЕГЭ: вводится в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам.
Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них прежний интерес к литературе как к предмету.
Чтение и сочинение – это две грани одного процесса: именно письменная работа по литературе позволяет проявить собственное творческое начало, соприкоснуться с произведениями великих писателей, потому что именно на этапе написания сочинения происходит глубинное осмысление, анализ и синтез усвоенного материала, что приводит к высокому уровню развития коммуникативной компетенции. Письменно высказываясь, ученик мобилизует все свои интеллектуальные резервы, что способствует дальнейшему интеллектуальному и духовному развитию.
«Сочинение требует от учащегося развёрнутого высказывания, даёт возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить своё отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения обращением к произведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию». (Выдержки из Положения по написанию сочинения.)
Элективный учебный предмет «Сочинение по литературе: теория и практика» направлен на завершение работы по формированию умения учащихся писать сочинение на основе литературного материала.
Курс рассчитан на 34 учебных часа. На основе систематизированных теоретических сведений будут проводиться практические занятия по анализу художественных произведений и подготовке к сочинению-рассуждению с опорой на них.
Цель элективного учебного предмета – подготовка учащихся к сочинению по литературе.
К задачам данного курса относится:
Повторение и систематизация теоретических сведений о тексте;
Актуализация знаний, необходимых для успешного написания сочинения-рассуждения или эссе с опорой на лирическое или эпическое произведение;
Отработка практических навыков по созданию собственного развёрнутого высказывания на литературном материале в форме сочинения-рассуждения и сочинения-эссе.
Система форм контроля уровня достижений учащихся:
1) промежуточный контроль – сочинение-рассуждение по одной из предложенных тем;
2) итоговый контроль – сочинение-эссе.

Учебно-тематический план

Номер п/п
Дата проведения
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности, формы работы

1
11.09.
Что такое школьное сочинение и зачем его писать?
1
Беседа

2
12.09.
Общие требования к сочинению на литературном материале
1
Лекция с элементами беседы

3
12.09.
Что мы знаем о тексте
1
Повторение и обобщение

4
15.09.
Тема – идея – план
1
Анализ исходной темы, формулировка идеи сочинения

5
16.09.
Составляем план сочинения
1
Практикум

6
18.09.
Основные типы тем сочинений по лирике
1
Работа с таблицей

7
18.09.
Сочинение – анализ стихотворения
1
Работа с таблицей

8
25.09.
Планы, схемы, алгоритмы разбора стихотворения
1
Лекция с элементами беседы

9
30.09.
Образцы анализа поэтического текста
1
Анализ примеров сочинений, коллективная работа

10 - 11
02.10.
07.10.
Анализ лирического произведения
2
Промежуточный контроль, индивидуальная работа

12
09.10.
Типология сочинений на основе эпического произведения
1
Лекция с элементами беседы

13
14.10.
Характеристика литературного героя
1
Повторение, составление плана характеристики

14
16.10.
Характер литературного героя
1
Индивидуальная работа, сочинение, промежуточный контроль

15
23.10.
Типы литературных героев
1
Повторение и обобщение


16
24.10.
Герой как тип
1
Промежуточный контроль, сочинение, индивидуальная работа

17
17.11.
Сравнительная характеристика
1
Повторение и обобщение

18
18.11.
Сравниваем героев одного произведения
1
Практикум, беседа

19
18.11.
Сравниваем героев разных произведений
1
Практикум, беседа

20
19.11.
Групповая характеристика
1
Повторение и обобщение

21
19.11.
Составляем групповую характеристику
1
Практикум, беседа

22
20.11.
Как анализировать эпизод
1
Коллективная работа, беседа, повторение, составление плана

23
20.11.
Сочинение-анализ эпизода
1
Сочинение, индивидуальная работа, промежуточный контроль

24
20.11.
Как оценить мастерство писателя, поэта
1
Беседа

25
20.11.
Анализ мастерства писателя в изображении героя
1
Коллективная работа

26
21.11.
Сочинение - анализ мастерства
1
Индивидуальная работа, практикум

27
21.11.
Вечные темы в литературе
1
Обзор, повторение

28
25.11.
Жанровая принадлежность текста
1
Повторение, обобщение, коллективная работа

29
27.11.
Сочинение-анализ жанровых особенностей
1
Практикум, индивидуальная работа

30
28.11.
Эссе как жанр
1
Лекция, сопоставительный анализ, беседа

31-32
01.12.
02.12.
Литературно-критическое эссе
2
Лекция, анализ примеров эссе

33-34

Сочинение в жанре эссе
2
Итоговый контроль




Содержание обучения

Что такое школьное сочинение и зачем его писать?
Школьное сочинение – творческая работа. Вступительная беседа о значимости школьного сочинения для формирования личности человека.
Общие требования к сочинению на литературном материале
Традиционные требования к сочинению на основе произведения литературы. Критерии оценки экзаменационного сочинения (на материале интернет-сайта)
Что мы знаем о тексте
Школьное сочинение – это текст. Повторение основных сведений о тексте, полученных в ходе обучения. Признаки текста: смысловая цельность, структурная связность, членимость. Типы и стили речи.
Тема – идея – план
Формулировка темы сочинения: утверждение, вопрос, цитата или нейтральная. Определение идеи сочинения по предложенной формулировке. Композиция сочинения. Составление плана.
Составляем план сочинения
Практическая работа по составлению плана предстоящего сочинения.
Основные типы тем сочинений по лирике
«Сквозная» тема, тема по лирике одного автора, анализ одного лирического произведения. Примеры формулировок тем сочинения. Содержание, особенности раскрытия каждого типа тем. Возможные ошибки и недочёты.
Сочинение – анализ стихотворения
Смысл слов, используемых в комментарии к теме: восприятие, истолкование, оценка. Отбор и систематизация необходимого материала; литературоведческие понятия и термины, смысл и возможности применения некоторых из них. Работа с таблицей (понятие – смысл – использование в сочинении).
Планы, схемы, алгоритмы разбора стихотворения
Анализ художественного своеобразия поэтического произведения рассмотрение истории создания, тематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции. Совместная работа по составлению системы опорных вопросов для анализа стихотворения.
Образцы анализа поэтического текста
Образцы сочинений – анализов поэтического текста. Чтение, коллективное обсуждение примеров.
Анализ лирического произведения
Сочинение – анализ поэтического текста. Создание самостоятельного связного высказывания по предложенному тексту. Письменная работа. Промежуточный контроль.
Типология сочинений на основе эпического произведения
Типы сочинений на основе эпического произведения. Повторение.
Характеристика литературного героя
Коллективная работа по составлению плана характеристики литературного персонажа (на основе повторения). Чтение и обсуждение примеров сочинений данного типа. Возможные варианты вступления и заключения.
Характер литературного героя
Промежуточный контроль. Сочинение – характеристика одного героя эпического произведения. Самостоятельная работа.
Типы литературных героев
Основные типы литературных героев: романтический герой, «маленький» человек, «лишний» человек, герой-чудик, тургеневская девушка. Отличительные черты каждого типа характера (на основе повторения).
Герой как тип
Промежуточный контроль. Сочинение, требующее характеристики героя с точки зрения его отнесения к тому или иному литературному типу. Например, «Мцыри-романтический герой».
Сравнительная характеристика
Сочинение – сравнительная характеристика персонажей одного произведения или разных произведений. Герои-двойники и герои-антиподы.
Сравниваем героев одного произведения
Сопоставление последовательное и параллельное. Цель сравнения. Основания для сравнения героев. Анализ примеров сравнительных характеристик. Возможные вступления и заключения сочинения. Практикум.
Сравниваем героев разных произведений
Цель сравнения. Основания для сравнения героев. Анализ примеров сравнительных характеристик. Возможные вступления и заключения сочинения. Практикум.
Групповая характеристика
Групповая характеристика как тип сочинения. Особенности, примеры, план.
Составляем групповую характеристику
Практическая коллективная работа. Составляем групповую характеристику по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Как анализировать эпизод
Понятие эпизода (повторение). Значение эпизода в раскрытии общего замысла эпического произведения. Составление плана анализа эпизода. Анализ примеров сочинений данного типа. Возможные вступления и заключения.
Сочинение-анализ эпизода
Промежуточный контроль. Сочинение – анализ эпизода. Самостоятельная письменная работа.
Как оценить мастерство писателя, поэта
Где проявляется мастерство писателя, поэта: пейзаж, портрет, характер героя, художественная деталь, сюжет и др. Беседа. Примеры сочинений, содержащих оценку мастерства писателя или поэта. Чтение, обсуждение.
Анализ мастерства писателя в изображении героя
Средства создания характера героя эпического произведения. План анализа мастерства писателя в изображении героя (на примере романа «Герой нашего времени»).
Сочинение - анализ мастерства
Практическая письменная работа. Сочинение.
Вечные темы в литературе
Какие темы в литературе считают вечными. Вечные темы в творчестве писателя, поэта. Обзорное повторение. Сопоставительный анализ на примере темы родины в творчестве разных поэтов. Устная коллективная работа.
Жанровая принадлежность текста
Повторение и обобщение признаков разных эпических и лирических жанров. Игра «Что чему принадлежит?» (предложенные жанровые признаки соотнести с конкретными жанрами). Доказательство жанровой принадлежности текста художественного произведения.
Сочинение-анализ жанровых особенностей
Практическая самостоятельная работа. «Элегия. Особенности жанра (на примере одного произведения русского поэта)».
Эссе как жанр
Эссе как жанр литературного произведения. Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой. Эссе и стихотворения в прозе. Эссе разных авторов на одну и ту же тему.
Литературно-критическое эссе
Анализ литературно-критических эссе. «Мой поэт» (1959) С. П. Залыгин, «Слово о Пушкине» Фазиль Искандер. Приём ассоциации при создании эссе. Анализ ученических сочинений в жанре эссе.
Сочинение в жанре эссе
Итоговая письменная работа в жанре эссе.

Список литературы
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000.
Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичева Е. С. Экзамен по литературе: От выпускного до вступительного. – М.: Просвещение, 1997.
Драбкина С. В., Субботин Д. И. От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: (учебное пособие). – М.: Интеллект-Центр, 2014.
Есин А. Б. Как самостоятельно подготовиться к экзамену по литературе. – М.: Русское слово, 1996.
Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах/ Т. А. Калганова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе// Русский язык в школе. 2001. №2.
Карнаух Н. Л. Письменные работы по литературе. 9 -11 кл./Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – М.: Дрофа, 2003.






15