Исследовательская работа на тему Звёздный сын г. Дятьково — А.В.Титов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Дятьковского района Брянской области
Исследовательская работа на тему
Звёздный сын города Дятьково – А.В.Титов
Работу выполнила:
ученица 8-в класса
Филиппова Анна
Руководитель:
учитель истории
Стёпина Оксана Владимировна
Г. Дятьково – 2016 г.
Содержание
Введение стр.3-4
Основная часть
Путь к будущей профессии стр.5-6
Деятельность А.В.Титова в КБ «Мотор» стр. 6-8
Научные труды Заслуженного деятеля науки, испытателя Байконура
стр. 9
Детская организация МБОУ ДСОШ №1 носит имя А.В.Титова – выпускника школы стр.10-11
Заключение стр.12
Литература и список источников стр. 13
Приложение. стр. 14-18
Введение
« И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране
И веку своему!»
Н. Грибачёв.
Звёзды с давних пор манили человека своим загадочным блеском, своей чарующей тайной. У поэта В. Солодухина есть такие строки: «Жить на земле, душой стремиться в небо – вот человека редкостный удел». Легенда об Икаре и русские сказы о путешествии за тридевять земель, многочисленные фантастические романы о полётах в космос – вот лишь малые свидетельства того, что человечество на разных стадиях своего развития неустанно стремилось познать, что находится там, за голубой земной оболочкой! Путь к космосу был долгим и трудным. Начался он ещё в III веке до нашей эры, когда греческий учёный Архимед первым изготовил астрономический глобус. Много веков спустя Галилей изобрёл телескоп, с помощью которого можно было наблюдать за движением планет и звёзд. Век спустя Исаак Ньютон вычислил первую космическую скорость. Шли столетия. Константин Эдуардович Циолковский указал человечеству путь в заоблачные высоты. (Приложение 1) Он говорил: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство». На основании трудов великого ученого началась эпоха ракетостроения  и освоения Вселенной. В нашей стране идеи К.Э. Циолковского были воплощены выдающимся конструктором и ученым С. П. Королёвым. ( Приложение 2) Сергей Павлович Королёв – ученый, под руководством которого были созданы первые баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли и пилотируемые космические корабли, совершена первая мягкая посадка на Луну. Мечта людей не просто подняться в воздух, но и преодолеть притяжение Земли сбылась 12 апреля 1961. В этот день был осуществлен исторический полет Ю.А. Гагарина в космос. Он совершил свой, первый в истории, полет вокруг Земли на корабле «Восток», облетев земной шар за 108 минут. Этот день люди всей планеты назвали «Утром Космической Эры». Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его вписан в историю золотыми буквами, он олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней. (Приложение 3).
Изучая историю космонавтики и слыша много о космосе, меня заинтересовало, а мой край как-то связан с космосом, внесли ли дятьковцы свой вклад в развитие космонавтики, есть ли дятьковские орбиты в космосе, как наш город чтит героев космоса и с чего всё началось? Задумываясь над этими вопросами, я начала своё исследование и узнала, что есть много нитей, которые связывают Дятьково с космосом. Поэтому для своей работы я выбрала название «Звёздный сын г. Дятьково – А.В.Титов». Александр Васильевич Титов - выпускник нашей школы. Его имя носит детская организация Дятьковской средней общеобразовательной школы №1. Сестра звёздного конструктора Мария Васильевна Титова была директором школы, учителем математики.
В исследовательской работе я рассматриваю следующие вопросы:
Путь к будущей профессии.
Деятельность А.В.Титова в конструкторском бюро «Мотор»
Научные труды Заслуженного деятеля науки, испытателя Байконура.
Детская организация МБОУ ДСОШ №1 носит имя А.В.Титова – выпускника школы.

Основная часть
1. Путь к будущей профессии.
ТИТОВ Александр Васильевич Генеральный конструктор и генеральный директор КБ «Мотор», Заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Академии проблем качества, профессор.
Родился 17 августа 1938 г. в г. Дятьково Брянской области. Отец – Титов Василий Васильевич (1907 – 1943гг.). Мать – Титова Наталья Сергеевна (1908 – 1996). Супруга – Титова (Акимова) Людмила Ивановна (1941 г. рожд.). Дочери: Ольга 1963 г. рожд.), Мария (1970 г. рожд.). Внуки: Константин (1984 г. рожд.), Иван (1999 г. рожд.)
Детство А.В. Титова прошло в тяжёлых военных условиях. В годы Великой Отечественной войны город Дятьково попал в зону оккупации, при отступлении немецких войск в 1943 году был практически уничтожен, поэтому в послевоенное время всем семьям нужно было заново отстраивать жильё. Именно в ту пору, будучи ещё ребёнком, Саша получил первые навыки строительной и даже конструкторской работы.
После окончания средней школы в 1955 году с серебряной медалью Александр поступил в Минский политехнический институт на автотракторный факультет по специальности «автомобилестроение». Вуз окончил в 1960 году с отличием, без единой «четвёрки» в дипломе. Учёба ему нравилась и давалась довольно легко - стимулировали воспоминания о тяжелом труде в военное и послевоенное время. В студенческие годы активного общественника А.В. Титова приглашали на комсомольскую работу в районный комитет комсомола, в ЦК комсомола Белоруссии, однако он выбрал для себя другой жизненный путь – инженерно-конструкторскую карьеру.
После окончания института по распределению он был направлен в СКБ Минского автозавода, которое в то время создавало тяжелые машины – ракетовозы. В 1962 году, практически сразу после создания в Москве конструкторского бюро «Мотор» Министерства общего машиностроения, А.В. Титов перешёл сюда на работу в должности инженера-конструктора.
2. Деятельность А.В. Титова в КБ «Мотор».
Коллективом КБ решались задачи по созданию транспортно - технологических агрегатов и оборудования для предстартовой подготовки и испытания ракетно-космической техники - космических аппаратов и ракет- носителей и их систем. Это был начальный этап реализации творческих замыслов специалистов КБ «Мотор», и А.В. Титов имел возможность непосредственно участвовать в их практической реализации, поскольку первые натурные стенды и транспортные агрегаты увидели свет в 1962-64 годах. В первые 10 лет существования КБ «Мотор» удалось создать новый тип транспортного средства повышенной проходимости с мотор-колёсами, электротрансмиссией, автоматической отслеживающей системой поворота 11 колес полуприцепных звеньев. Это потребовало проведения большого количества научно-исследовательских работ, активное участие в которых принимал А.В. Титов. В 1976 году Александр Васильевич защитил диссертацию по специальности «Стартовые и технические комплексы ракетной техники» и получил ученую степень кандидата технических наук. За 40 лет работы в КБ «Мотор» А.В. Титов прошел все ступени служебной лестницы: инженер-конструктор, старший инженер, ведущий инженер, начальник сектора, начальник конструкторского отдела, первый заместитель главного конструктора. С 1981 года занимал должность заместителя главного конструктора, а в 1982 году, когда должности главного конструктора и начальника КБ были объединены, стал также заместителем начальника КБ. В 1979 году КБ «Мотор» было поручено создание надежного технологического оборудования для ракетно-космической системы «Энергия—Буран». Первым оборудованием, поставленным в 1981 году в рамках этой программы, был комплекс транспортных и погрузочно- разгрузочных агрегатов для доставки баков горючего РН «Энергия» и орбитального корабля «Буран» от заводов-производителей, погрузку их на транспортные самолеты ЗМ-Т с последующей доставкой на космодром Байконур. В это время А.В. Титов занимал должность первого заместителя начальника и главного конструктора. После распада Советского Союза для КБ «Мотор», как и для всех оборонных заводов страны, начался наиболее сложный период. Это касалось даже не столько прекращения государственного финансирования, но прежде всего внутреннего положения на заводе. Во времена смутной демократии границы ответственности первых руководителей предприятий были размыты: решение о назначении Генерального конструктора и одновременно начальника КБ принимали советы трудовых коллективов. Такая ситуация мешала эффективно работать. В 1991 году А.В. Титов, который был назначен начальником КБ (а фактически руководил предприятием с 1987 года) был вынужден уйти в неплановый отпуск. Авторитет Александра Васильевича был в коллективе столь высок, что, несмотря на заметные усилия отдельных лиц по его «низложению», его кандидатуру на выборах поддержали более 87% коллектива. Это позволило взять ситуацию под контроль, разработать четкую программу действий предприятия в новых социальных, экономических и политических условиях. В 1993 году КБ «Мотор» как федеративное государственное унитарное предприятие вошло в состав Российского космического агентства. Как многие предприятия, связанные с оборонной отраслью страны, КБ «Мотор» в постсоветский период столкнулось с несколькими проблемами, 12 одной из которых стала налоговая задолженность перед бюджетом. В 1995- 96 годах она составляла более половины бюджета всего КБ. Видимо, одной из самых главных заслуг А.В. Титова как руководителя предприятия можно считать то, что в таких условиях из КБ «Мотор» не было уволено по сокращению ни одного сотрудника. Во многом именно благодаря усилиям А.В. Титова налажено конверсионное производство, позволившее в трудный период упорядочить финансирование предприятия. Удалось А.В. Титову в основном решить и кадровую проблему. Хотя с 1976 года на предприятии функционировал филиал кафедры тягачей и амфибийных машин Московского автодорожного института, численность сотрудников КБ «Мотор» в первые годы постсоветского периода сократилось вдвое. В 1992-93 годах совместными усилиями руководства КБ «Мотор» (и лично А.В. Титова) и МАДИ на территории завода открывается учебно- научно-производственный комплекс, где была введена новая система подготовки сотрудников. Ежегодно здесь проходят обучение 30-35 человек из числа работающих на предприятии молодых сотрудников, которые совмещают получение образования с практической деятельностью. За время руководства А.В. Титова произошли серьезные технологические изменения в продукции завода. Если на начальном этапе развития, в 1963-64 годах, КБ «Мотор» производило агрегаты, рассчитанные на 12-13 тонн транспортируемого веса, то с появлением ракет «Сатана» он увеличился до 120-150 тонн. В последние десятилетия КБ успешно решена задача по проектированию и внедрению оборудования для транспортировки ракет «Тополь М», которое не только забирает ракету с места базирования, транспортирует ее до нового места базирования, но и спускает в шахту. Эта система позволяет повысить безопасность транспортировки ракеты за счет меньшего количества ее перемещений, а также дает возможность сэкономить значительные средства, поскольку ненужным становится промежуточный этап работы машины-погрузчика в шахту. Одним из наиболее приоритетных направлений в работе А.В. Титова и КБ «Мотор» стало участие в судьбоносном проекте современной ракетно - космической техники - создании ракет «Ангара». В кооперации с ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и другими предприятиями КБ «Мотор» занято проектированием оборудования для установки ракет «Ангара». Генеральный конструктор А.В. Титов – крупный ученый и организатор промышленности, основатель системы транспортно-подъемного оборудования, признанный авторитет в организации гарантийного промышленного надзора за ракетно-космическими комплексами. При непосредственном участии А.В. Титова разработано и внедрено более 500 различных агрегатов и комплексов технологического оборудования, в том числе для многоразовой космической системы «Энергия—Буран», космической системы «Союз» и других.

3. Научные труды Заслуженного деятеля науки, испытателя Байконура.
А.В. Титов - автор и соавтор более 240 научных трудов по проблемам создания большегрузных транспортно-технологических агрегатов специального назначения, имеет ряд патентов на изобретения.
А.В. Титов - профессор кафедры тягачей и амфибийных машин Московского технического университета, с 1990 года является заведующим ее филиалом; автор многих учебников и методических пособий. Заслуженный деятель науки России. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть» и другими.
А.В. Титов - академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, академик Академии проблем качества Российской Федерации, Заслуженный испытатель ракетно-космической техники, Заслуженный испытатель Байконура, Заслуженный создатель ракетно-космической техники. Привычке полагаться во всем на себя и стараться все делать своими руками Александр Васильевич верен с детства. Руки у него действительно «золотые»: так, он стал архитектором и строителем своего дачного дома. Живёт и работает в Москве.
4.Детская организация МБОУ ДСОШ №1 носит имя А.В. Титова – выпускника школы.
Детская организация  Дятьковской средней школы №1 носит имя нашего земляка,  выдающегося конструктора ракетно-космической техники Александра Васильевича Титова, автора 96 патентов на изобретение в сфере обороны, академика Академии космонавтики, который является выпускником этой школы.
А.В. Титов – уважаемый гость в нашей школе. Накануне 70-летия Победы состоялась встреча учеников седьмого класса, классный руководитель Л.Н.Куцая, с Александром Васильевичем.
Встреча началась с приветствия гостя, крепкого рукопожатия директора школы Германа Ивановича Тищенко.
Любовь Николаевна открывая  встречу, рассказала о трудовой  и научной деятельности А.Титова, о его вкладе в развитие космонавтики.
Ребята прочитали стихи, которые посвятили Александру Васильевичу.
— Космос начинается с земли, космос начинается с порога, — звучало из уст ребят.
Дети спрашивали, как А.В.Титов пришёл к космонавтике? Как он учился, чем интересовался в детстве?
— Моё военное и послевоенное детство проходило как и у многих ребят того времени, — рассказывал Александр Васильевич. – Отец погиб на фронте. В семье было четверо детей, поднимали нас  бабушка и  мама. Разрушенный дом требовал навыков умения мастерить, чтобы что-то починить, нужно было продумать, как это сделать, вот оттуда и пошло увлечение к конструированию.  Учился хорошо, закончил школу с серебряной медалью. Была одна четверка по русскому языку. Политехнический институт в Минске закончил с красным дипломом. Вся деятельность связана с работой в конструкторском бюро.
— Как вы относитесь к Президенту Владимиру Путину? Вы встречались с ним? Не дрожали колени, когда Путин награждал Вас орденом «За заслуги перед Отечеством»? – сыпали вопросы ребята.
— Я глубоко уважаю Владимира Владимирова Путина, это настоящий патриот нашей Родины, он стоит на страже защиты её интересов, — отвечал гость школы. – Благодаря нему,  у нас мощная армия, ракетно-космические войска самые передовые в мире. По работе я раз 15 встречался с Путиным. Он внимательно вникает в суть проблем вооружения, сдержан, корректен. Но когда получал орден из рук Путина, очень волновался, коленки дрожали. (смеётся). Ведь идёт трансляция на всю страну, весь мир.
— Как вы относитесь к нынешним школьникам? Какая любимая песня у вас?    
— Считаю, что современные дети более образованы, то есть у них горизонт познания шире, так как у нас не было компьютеров, гаджетов, но зато у нас была глубина знаний, мы стремились учить основательно предметы, постигать основы наук. Информатика – важная вещь, но она прикладная дисциплина, без которой сейчас невозможно двигать технику, экономику. Наше производство нуждается в высококвалифицированных инженерных кадрах, а для этого  нужно знать физику, химию, математику.
Моя любимая песня «С чего начинается Родина?», давайте споём её, — предлагает Александр Васильевич.
Не стройный ряд детских голосов вызывает волнение у гостя. Как же не знать такую песню!
Но на помощь приходит Любовь Николаевна.
— Ребята, давайте споём «Прощание славянки», — говорит учительница. – И ритмичное стройное пение увлекает всех в мир патриотизма, отваги, в то волнительное чувство, которое мы испытывали, празднуя  70-летие Победы.  На этой высокой ноте и закончилась встреча.
Заключение
Каждый человек вписывает свою страницу в историю семьи, школы, государства, планеты… Космос даёт нам духовные силы, манит безграничными просторами, вдохновляет, приближает к достижению цели. Я горжусь тем, что мой земляк А.В.Титов внёс посильный вклад в укрепление России и освоение космоса. Хотелось бы, чтобы мои сверстники знали имена всех брянцев, кто посвятил всю свою жизнь этому благородному, высокому, но очень нелёгкому делу. В судьбах людей, посвятивших себя изучению и освоению космоса, много общего. Они разные по возрасту, между ними нет внешнего сходства, у каждого свои увлечения, но каждый из них подвержен одной страсти. Все они преданы своему делу и ради него готовы на любые трудности и испытания. Всем им присуще высокое чувство долга и ответственности за порученное дело. Дорога к звёздам, к иным мирам, бесспорно, была и будет трудной. Ныне космос – важное звено всей российской экономики. Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства, самая передовая технология - это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди электростанции в космосе, заводы на околоземной орбите и Луне. Может в будущем кто-нибудь из нас, обладая хорошим здоровьем, воспитывая в себе волю, характер, проявляя настойчивость в приобретении знаний, сможет быть причастным к освоению космоса и продолжит брянские орбиты в космосе.

Литература и список источников:
1. Артамонова Т.П. «Немеркнущая слава Байконура: Стихи. – Брянск: «ГУП «Брянск.обл.полигр.объединение», 2005.
Яков Соколов. «Брянск – город древний: историко-краеведческие очерки.» - Брянск: ЗАО «Читай – город», 2006.
Документы и материалы из архива школы.
Интернет – ресурсы:
http://www.bryansk032.ru/ http://ru.wikipedia.org/wikihttp://astronaut.ru/
http://www.news.nashbryansk.ru/http://www.polit.ru/article/
http://bryanskrai.ru/www/

http://www.newsru.com/russia/Приложение
К.Э. Циолковский

С.П. Королёв

Ю.А. Гагарин

А.В.Титов
Стихотворение Т.П. Артамоновой.
Привет из Байконура
Любимый город!
Шлю из Байконура
Тебе космический привет
Твой БМЗ приятным гулом
Меня здесь встретил.
Был рассвет.
«Союз» - «Прогресс» - небесный комплекс
Из МИКа поезд вывозил.
На нем табличка словно компас
Про мощность, столько-то вот сил,
Нам извещала.
И величье Родного города в ветру
Мы ощутили.
Знак отличный,
Наш поезд рано поутру
Был на работе.
Вез для старта Корабль-ракету, как дитя.
И Казахстан – степная карта –
Встречал нас, космосом звеня.