Рабочая программа Изобразительное искусство

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено
Согласовано
Утверждено

на заседании МО
заместитель директора
директор школы

учителей начальных классов
по УВР
_____________

Протокол № ____
________________
Гизатуллин С.А.

от «____» __________2014 г
Ахметова М.В
Приказ № ____


«____» ____________2014 г
от «____» __________2014 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Изобразительное искусство»
2 класс






Составила: Курбатова З.С.
учитель I кв. категории

г. Чернушка
2014 г.


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., допущенной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, М. «Просвещение» 2010 г.
Цель курса:
овладение элементарной художественной грамотой;
Задачи обучения:
совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
воспитывать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов;
развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; способность к восприятию искусства и окружающего мира; умения и навыки сотрудничества в художественной деятельности;


Содержание учебного курса «Изобразительное искусство».
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение, костюма; былины, сказания, сказки). Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле ит.д.).

Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное ит.д. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки ит.д.
Родина моя Россия. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие ит.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта.
Участие в различных видах изобразительной и декоративно-прикладной деятельностях.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно -прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2014-2015 год разработана в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, 1 варианта. На изучение изобразительного искусства во 2 классе начальной школы отводится 1час в неделю, 34 часа в год. Уроки изо тесно связаны с уроками чтения и развития речи, труда, математики.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги.
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геом. форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки и в соответствии с ними размещать изображения на листе бумаги.
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы.
понимать принцип повторения или чередование элементов в узоре (по форме и цвету).
различать и знать названия цветов.
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально – эстетическое отношение к ним.




I четверть (9 часов) 2014-15 уч.год
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Рисование с натуры овощей и фруктов.
Рисование с натуры разных видов грибов.
Рисование в полосе узора из листьев и ягод.
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.
Рисование на тему «Деревья осенью».
Рисование знакомых предметов (папка, линейка и др.)
Декоративное рисование – узор из цветов для коврика.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

02.09.
09.09.
16.09.
23.09.
30.09.
07.09.
14.10.
21.10.
28.10.



II четверть (7 часов)
1

2
3
4
5
6-7
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.
Декор. рисование – орнамент в квадрате.
Рисование в квадрате веточек ели.
Рисование елочных украшений.
Рисование праздничных флажков.
Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».
Рисование на тему «Новогодняя елочка»
1ч.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.




3 четверть (10 часов)
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10

Рисование узора из снежинок. (шарф, свитер).
Рисование на тему «Снеговики».
Беседа по картинам. Рисование рамки для картины.
Рисование с натуры игрушки – рыбки.
Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
Рисование предмета прямоугольной формы (портфеля, сумки).
Рисование узора в полосе.
Дек. рисование - узоры треугольной формы.
Рисование дорожных знаков.
Рисование узора в круге – расписная тарелка.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.





IV четверть (8 часов) 2015г.
1
2
3
4
5
6
7
8
Рисование узора в полосе чередованием геом. фигур.
Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
Рисование с натуры башенки из элементов строит. мат.
Рисование праздничного флажка и воздушных шаров. «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
Рисование узора в полосе из цветов и листочков.
Узор из цветов в круге.
Рисование весенних цветов.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.





Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., допущенные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2010 году
2.Т.Я.Шпикалова Изобразительное искусство во 2 классе М.: Просвещение, 1994 год
15