Формирование метапредметных умений и навыков на уроках географии


Формирование метапредметных умений и навыков на уроках географии Учитель географии МАОУ ЦО №47 города Иркутска Ананичева Анастасия Валерьевна «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как её показали ему вы». Конфуций Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют: ориентированность на знания и использование новых технологий;активная жизненная позиция;установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего;активное финансовое поведение;эффективное социальное сотрудничество; здоровый и безопасный образ жизни. ориентирования в пространстве (на местности) и во времени;читать и понимать топопланы и географические карты различного содержания;проведения съемки участка местности;проведения наблюдений в геосреде, выявление географических особенностей размещения объектов, процессов и явлений;использования статистических данных для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; составления географических характеристик территорий и географических объектов (процессов, явлений). Умения, формируемые в обучении географии. Предметные (географические): Метапредметные (общеучебные) (ОУ): учебно-организационныеучебно - интеллектуальные (учебно-логические)учебно-информационныеучебно-коммуникативные Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Метаумения включают: Теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;Навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;Критическое мышление: умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;Творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми ;Регулятивные умения: задавание вопросов, формирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;Качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п. Универсальные учебные действия Метапредметные результаты изучения курса географии 6 – 7 классов 1. Регулятивные (учебно-организационные) ставить учебную задачу под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей или в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников. 2. Познавательные а) учебно-логические выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. б) учебно-информационные поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.;качественное и количественное описание объекта;классификация и организация информации. Метапредметные результаты изучения географии в основной школе Универсальные учебные действия Метапредметные результаты изучения курса географии 8 – 9 классов 1. Регулятивные (учебно-организационные) ставить учебные задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;владеть различными способами самоконтроля. 2. Познавательные а) учебно-логические классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы её решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;владеть навыками анализа и синтеза б) учебно-информационные поиск и отбор необходимых источников информации; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами; использование различных видов моделирования, исходя из учебной задачи;составление рецензии, аннотации. 3.Коммуникативные выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Практические работы в географии –основной способ достижения предметных и метапредметных результатов обучения Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристикуобъяснятьсравниватьвыявлять зависимостьсистематизироватьанализировать Учебно-организационные умения и навыки (регулятивные) Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Работать в соответствии с предложенным планом. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Виды работ Составление учащимися «Описания реки» или «Характеристики реки» (умение различать учебную задачу). Составление полного и целостного описания реки с сохранением логики заданного плана. Проверка учащимися своей работы в соответствии с требованиями, ее корректировка (при необходимости) Тема «Воды суши. Реки.» Волга – река в Европейской части России, одна из крупнейших рек мира и самая большая в Европе. Длина Волги 3530 км, площадь ее бассейна 1,360млн. кв. км.Волга берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги – ключ у деревни Волго – Верховье в Тверской области.В волгу впадает около 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Бассейн Волги простирается от Валдайской возвышенности на западе до Урала на востоке.Волга впадает в Каспийское море. Устье реки лежит на 28 м ниже уровня моря. В дельте Волги насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек.Основное питание Волги – снеговое, грунтовое и дождевое. В режиме Волги выделяется весеннее половодье (апрель – июнь), летняя и зимняя межени, осенние дождевые паводки (октябрь).Составьте план описания Волги.Используя составленный план, дайте описание реки своей местности.(Регулятивные, учебно – организационные) Задания для темы «Движенияземной коры. Землетрясения». 1.  Нарисуйте иллюстрацию к тексту.2.  Напишите памятку для людей, живущих в районах, где возможны землетрясения.3.  Напишите мини-эссе по тексту.4.  Составьте вопросы к тесту для одноклассников.5.  Нарисуй схему землетрясения.(Регулятивные, учебно – организационные) Учебно-логические умения и навыки Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами Виды работ Самостоятельное составление учащимися определений и понятий. «Интеллектуальный штурм» Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба».Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб…Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные знаки…Эффект от выполнения упражнения:1) концентрация внимания детей на работу;2) закрепление знаний;3) формирование умения слушать;4) установление причинно-следственных знаний;5) развитие речи. «Составь задание соседу по парте» Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу изучения темы при работе в парах.Например, темы «Градусная сетка», «Географические координаты», «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».Эффект от выполнения упражнения:1) закрепление знаний;2) формирование умения слушать;3) развитие речи;4) формирование умения вести диалог. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы. (Познавательные, учебно – логические) Тема «Земная кора и литосфера» 7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37-ми километровый разрыв земной поверхности.Составьте вопросы к тексту, найдите ответы на них в тексте и перескажите текст соседу по парте. Работа с картой 1.  Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения.2.  *Подпишите на карте названия стран и их столиц.3.  Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части.4.  Определите, на территории каких гор, расположены страны.5.  *Определите по тектонической карте, где еще возможны землетрясения, на территории каких стран? (Познавательные, учебно – логические) Систематизируйте свои знания о течениях. Результаты оформите в виде таблицы: (Познавательные, учебно – логические) Учебно-информационные умения и навыки Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам. Качественно и количественно описывать объект Виды работ Составление простого плана по прочитанному тексту учебника. Выбор из текста учебника опорных слов, которые передают основной содержательный смысл текста. Составление вопросов к тексту В 6 классе при изучении темы «Географическая карта» учащиеся находят в тексте отличительные признаки карты от плана местности. В теме «Ветер» ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи «температура – давление – направление ветра». Назовите приборы, которые необходимы для работы по топографической карте. Напишите, что вы о них знаете? При затруднении воспользуйтесь необходимыми средствами информации, указав, какие именно использовали.(Познавательные, учебно –информационные) Интегративная технология как путь к формированию метапредметных умений и навыков.  Темы для интегрированных уроков в 6 классе: при изучении темы"Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в начальном курсе географии эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания на уроках географии; Всем нам известны особенности изучения темы «Масштаб». Математики дают эту тему несколько раньше, чем мы. Поэтому к моменту изучения данной темы многое детьми забыто, а нам нужно с помощью математических умений научить измерять расстояния на карте, переводить численный масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного урока по математике и географии по теме "Масштаб и его применение в географии". Учебно-коммуникативные умения и навыки Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге Виды работ Объяснение правил работы с компасом своему однокласснику, родителям, своему младшему брату (младшей сестре) Тема «Условные знаки». При изучении данной темы в 6 классе ребята в группах придумывают условные знаки к предложенному списку объектов, затем отбирают самые понятные и сравнивают со стандартными изображениями, после чего определяем какими качествами должны обладать условные знаки). Таким образом, идет формирование коммуникативных учебных действий. Метапредметный подход в образовании позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Обучение является эффективным только при условии, чтопространство образования становится и пространством решения задач развития.