Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения (11 класс)

х. Меркуловский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Меркуловская средняя общеобразовательная школы»








«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Меркуловская СОШ»
Приказ от __________№_____
_______________ Суковатова Н.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе (элективный курс «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения»)
(указать учебный предмет, курс)
Основное общее, 11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Акимова Елена Георгиевна
Программа разработана на основе
Программы элективного курса «Слово образ смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е изд, доработанное - М.: Дрофа, 2005).
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Количество часов по учебному плану
34

Всего за учебный год 
31

В т.ч.
на I полугодие 
16


на II полугодие
15



учебный год 2015-2016

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса «Слово образ смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е изд, доработанное - М.: Дрофа, 2005). Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажyтcя полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Основная цель курса - развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой задачей,
В ходе изучения русской литературы в средних и старших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведения, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов, Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, поэтому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочитанном, они нередко оказываются не в состоянии аргументировать их на основе текста.
Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художественной формы и художественного содержания и учит делать выводы о содержании произведения на основе внимательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление закономерностей в художественном тексте.
Про граммы по литературе для 10-11 классов строятся на историко-литературной основе, Большой объем изучаемого здесь материала часто не дает учителю возможности совершенствовать те навыки аналитического чтения, которые были получены учащимися в 5-9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению нередко подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.
Данный курс призван решить следующие задачи:
интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Итак, учебный курс «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позволит систематизировать знания по русскому языку в процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).
Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как динамической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение читательского опыта; без аналитических усилий, игнорируя закономерности художественной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной.
Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания. Если традиционный «школьный» путь - это движение от интуитивно воспринятого содержания к поискам того, как это содержание обнаруживает себя в тексте, то в данном случае предлагается идти от анализа формы к постижению произведения как смыслового целого.
Одной из задач литературного образования действующие программы по литературе провозглашают обучение школьника анализу литературного произведения на основе понимания специфики литературы как вида искусства. Однако в сознании учащихся знания по теории литературы и читательский опыт зачастую существуют в отрыве друг от друга.
Уровень развития абстрактного мышления учащихся старших классов и объем накопленных ими знаний по истории и теории литературы достаточны для постановки задачи обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике. Однако учащимся старших классов часто недостает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий для выражения своих суждений по поводу прочитанного. Кроме того, не знание базовых понятий теории литературы, принципов филологического анализа ил и схоластическое владение ими ведут к обеднению читательского опыта, к тому, что в поле зрения читающих учеников оказывается лишь поверхностный слой содержания литературного произведения. Неразвитость аналитических навыков препятствует и развитию читательской интуиции. Таким образом, в рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с литературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
повторение теоретико-литературных понятий, изученных в 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;
углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;
знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;
выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки, как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;
обучение самостоятельному анализу литературно-художественных произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;
обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;
написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:
- выбор произведений соотнесен с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);
- курс не ставит задачи полного повторения и целостного анализа всех изученных ранее литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литературными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удобными» для рассмотрения тех или иных эстетических явлений; для каждого раздела программы отбираются произведения, в наибольшей степени соответствующие образовательным задачам данного раздела;
- для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе.
Структура курса определяется его целями и задачами, а также базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из конкретных условий, учитель может изменять порядок изучаемых тем, сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной формы - К анализу содержания литературного произведения. Задачи, которые ставятся в рамках данного курса, могут быть решены в разном объеме - в зависимости от степени подготовленности аудитории и возможности учебного времени.
Состав УМК:
Чертов В.Ф. Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Программа элективного курса «Слово образ смысл: филологический анализ литературного произведения» (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е издание, доработанное. - М.: Дрофа, 2005)
Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Меркуловская СОШ» на 2015-2016 учебный год на освоение программы элективного курса в 11 классе по литературе отведено 31 час, т.к. 3 (три) урока выпадают на праздничные дни, поэтому в конце учебного года будет проведена корректировка занятий.
Содержание элективного курса
ВТОРОЙ ЭТАП (11 класс)
На этом этапе рассматриваются наиболее сложные формально-содержательные литературоведческие категории. От обучающего анализа отдельных аспектов литературного произведения учащиеся должны перейти к целостному самостоятельному анализу.
1. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (8 часов)
Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое настоящее будущее. Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литература. Модели пространства. Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное асимметричное, внутреннее внешнее, верх низ, близкое далекое, свое чужое, посюстороннее потустороннее и т. п.). Метафорические отношения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города). Статические и динамические образы. Мастерство писателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масштаба изображения, степень детализированное™, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комнаты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства создания пространственных образов.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Обнаружение знаков времени (прямых и косвенных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художественном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного времени. Анализ динамики времени и пространства в произведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной детали; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средства создания образа персонажа. Характеристика пейзажа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как средства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении ментальных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление динамики пространственных образов в связи с типом хронотопа.
Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Историческое время в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика пространственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Городское пространство в драме А. Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.
2. Образ персонажа (4часа)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа персонажа, о роли системы персонажей в раскрытии проблематики произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание образа индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, социальное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор повествователь персонаж). Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонер, субретка и т. п.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и способов выражения авторского отношения к нему. Анализ авторского отношения к герою. Выявление системных отношений между персонажами произведения. Характеристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персонажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух персонажей одного или разных произведений. Сопоставительная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произведении и группе произведений и объяснение их художественной функции.
Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пейзаж как средства создания образа главного героя в романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в персонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литературной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и внесценические персонажи в драме А. Н. Островского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и антиподы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Портрет в литературном произведении (2 часа)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возрастных, социально характеризующих и т. п. деталей, статических и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портрета персонажа в его характерологической функции и с точки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная характеристика портретов персонажей в одном или нескольких произведениях.
Темы для обсуждения. Портреты главных героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и вариативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
4. Образ предмета (2 часа)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.
Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести
A. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе
B. М. Шукшина «Микроскоп».
5. Образ события (5 часов)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпилог). Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Разграничение события рассказывания (сюжет) и изображенных событий (фабула). Выявление событий, составляющих фабульную линию. Выявление элементов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимодействия фабульных линий. Анализ своеобразия лирического сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих метафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фабулах разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально-«вневременной» функции.
Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фабульные линии и точки их пересечения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкновения экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворении В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер». «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
6. Эпизод в произведении (3 часа)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотношений и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в создании образов персонажей. Анализ точки зрения и авторской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произведениях.
Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и пространство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской позиции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизода «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопоставительный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).
7. Текст и контекст (4 часа)
Главная задача. Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Аллюзия. Художественная литература и публицистика. Документально-художественные и публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литературный контекст как один из видов художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольклорные и т. п. реминисценции.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисценций в произведении.
Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисценции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библейские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
8. Произведение и литературный процесс (4 часа)
Главная задача. Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литературном процессе.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и литература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хожение). Литературный род: эпос, лирика, драма. Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лирические (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпиграмма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригалит. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путешествие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный роман, детектив и т. п.). Художественный метод и художественный стиль. Литературные направления, течения, художественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодернизм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произведения.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление фольклорных элементов в произведении. Анализ родового и жанрового своеобразия произведения. Сопоставление нескольких произведений одного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественного метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направления в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творчества одного автора в произведениях другого. Анализ актуальности классического произведения в сегодняшней действительности.
Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольклорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и лирического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое произведение. Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского романтизма. Басни И.А.Крылова и сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как реалистическое произведение. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Своеобразие художественного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...» как произведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэзии В. В. Маяковского. Современное звучание произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф.М.Достоевского и сегодняшняя действительность.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы
Количество часов

1
Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении
8

2
Образ персонажа
4

3
Портрет в литературном произведении
2

4
Образ предмета
2

5
Образ события
5

6
Эпизод в произведении
3

7
Текст и контекст
4

8
Произведение и литературный процесс
3

Итого
31


Средства контроля и формы организации учебного процесса и их сочетание
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
работу с текстом;
сопоставительный анализ документального и художественного текстов;
устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;
анализ образной системы небольшого по объёму произведения; знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия;
фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ; выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа;
обучение самостоятельному анализу литературно-художественных произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;
обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения; выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;
составление тезисного плана сочинения; написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений;
выполнение заданий тестового типа.
Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ литературного произведения в соответствии с основными разделами курса:
Материалом для анализа являются рассказы писателей ХХ века.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате работы по программе курса «Слово - образсмысл: филологический анализ литературного произведения» учащиеся должны:
повторить и систематизировать знания по теории литературы, иметь ясные представления о значении литературоведческих терминов в объеме, предусмотренном программой;
осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте (образ персонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей, художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, авторская позиция и средства ее выражения, авторское отношение к герою, жанровое своеобразие произведения и др.), а также производить целостный анализ произведений разных родов, жанров и направлений;
строить письменное высказывание (сочинение) на основе анализа художественного произведения.
Календарно-тематическое планирование


Дата
ТЕМА УРОКА
ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ (основные понятия)
КОМПЕТЕНЦИИ (предметные)
ВИД КОНТРОЛЯ


план
факт





I ПОЛУГОДИЕ (16 недель Ч 1 час = 16 часов)

Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (8 часов)

1
01.09
01.09
Художественное время как модель реальности.
Модели времени: линейная, циклическая и др., время и вечность. Прошлое – настоящее – будущее.
Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.
Работа с текстом

2
08.09
08.09
Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и др.
Жизнеподобие и фантастика.

Работа с текстом

3
15.09
15.09
История в произведении; историческая и «не историческая» литература.
Модели пространства. Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и др.)

Работа с текстом

4
22.09
22.09
Метафорические отношения между временем и пространством.
Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и тд.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города).

Работа с текстом

5
29.09
29.09
Статические и динамические образы.
Мастерство писателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масштаба изображения, степень детализированности. Интерьер (образ дома, образ комнаты)

Работа с текстом

6
06.10
06.10
Ментальные пространства как проекции внутреннего мира персонажа.
Картины воображаемой реальности.
Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.
Работа с текстом

7
13.10
13.10
Система образов пространства в произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж.
Пространство и персонаж.

Работа с текстом

8
20.10
20.10
Средства создания пространственных образов.


Работа с текстом

Образ персонажа (4 часа)

9
27.10
27.10
Содержание образа, характер и тип.
Индивидуальное, типическое, историческое, социальное и др.
Систематизировать и сделать более глубоким представления о содержании и средствах создания образа персонажа, о роли персонажей в раскрытии проблематики произведения.
Работа с текстом

10
10.11
10.11
Средства создания образа.
Имя, портрет, речевая хар-ка, место в системе персонажей и др.

Работа с текстом

11
17.11
17.11
Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения
Персонажи-двойники, антиподы и антогонисты.

Работа с текстом

12
24.11
24.11
Сопоставительная характеристика персонажей, функциональные разновидности персонажей.
Главные, второстепенные, эпизодические, внесценические и др.

Работа с текстом

Портрет в литературном произведении (2 часа)

13
01.12
01.12
Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь.
Портретная деталь. Лейтмотивная деталь.
Систематизировать представления о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях.
Работа с текстом

14
08.12
08.12
Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета.
Реалистический и романтический портреты.

Работа с текстом

Образ предмета (2 часа)

15
15.12
15.12
Предметный мир произведения. Предмет и персонаж.
Предметный мир произведения. Предмет и персонаж.
Систематизировать и сделать глубокими представления о содержании средствах их создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.
Работа с текстом

16
22.12
22.12
Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.
Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.

Работа с текстом

II ПОЛУГОДИЕ (18 недель Ч 1 час = 18 часов – 3 часа = 15 часов)

Образ события (5 часов)

17
12.01
12.01
Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы.
Завязка, развитие действия, кульминация, развязка, пролог, эпилог.
Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.
Работа с текстом

18
19.01
19.01
Типология фабул. Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении.
Исторические, современные, фантастические, любовные, семейные и т.д.

Работа с текстом

19
26.01
26.01
Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете.
Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете.

Работа с текстом

20
02.02
02.02
Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена.
Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена.

Работа с текстом

21
09.02
09.02
Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты. Архетипическое в сюжете.
«сквозные темы и мотивы», сюжет как метафора бытия.

Работа с текстом

Эпизод в произведении (3 часа)

22
16.02
16.02
Место эпизода в фабуле.
Место эпизода в фабуле.
Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.
Работа с текстом

23
01.03
01.03
Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков.
Эпизод как единство признаков времени и пространства,

Работа с текстом

24
15.03
15.03
Точка зрения в эпизоде.
Точка зрения в эпизоде.

Работа с текстом

Текст и контекст (4 часа)

25
29.03
29.03
Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст.
контекст.
Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.
Работа с текстом

26
05.04
05.04
Прототип и прототипическая ситуация. Аллюзия.
Прототип. Аллюзия.

Работа с текстом

27
12.04
12.04
Художественная литература и публицистика. Документально-художественные и публицистические жанры. И их использование в художественном произведении.
Очерк, памфлет, фельетон и т.п.

Работа с текстом

28
19.04
19.04
Интертекст. Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция.
Литературный контекст как один из видов художественного контекста, мифологические, религиозные, фольклорные реминисценции.

Работа с текстом

Произведение и литературный процесс (3 часа)

29
26.04
26.04
Литературный процесс. Стадии литературного процесса.
Основные фольклорные жанры, литература светская и духовная.
Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литературном процессе.
Работа с текстом

30
10.05
10.05
Литературный род: эпос, лирика и драма. Литературный жанр.
Лироэпические и лирико-драматические произведения

Работа с текстом

31
17.05
17.05
Литературные направления, течения, художественные школы
Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики.
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодернизм
Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произведения.

Работа с текстом

Контрольно-измерительные материалы
.
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Итоговая контрольная работа может быть проведена в форме традиционного сочинения, тема которого связана с изученным материалом, однако предпочтительнее выполнение аудиторной исследовательской работы, включающей несколько заданий, проверяющих уровень сформированных навыков анализа литературного произведения в рассмотренных аспектах и попутно закрепляющих способы овладения методикой филологического анализа, предлагаемой в учебном пособии: от наблюдений над художественной формой произведения – к интерпретации его содержания.
Учащимся предлагается художественный текст:
(1)Илья Ильич встанет утром часов в девять, иногда увидит сквозь решетку
забора мелькнувший бумажный пакет под мышкой, уходящего в должность братца, потом примется за кофе. (2)Кофе всё такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые.
(3)Потом он примется за сигару и слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. (4)Он не велел убирать их. (5) "Деревню напоминают, Обломовку", - сказал он.
(6)Потом сядет дочитывать начатые на даче книги, иногда приляжет небрежно с книгой на диван и читает.
(7)Тишина идеальная: пройдет разве солдат какой-нибудь по улице или кучка
мужиков, с топорами за поясом. (8)Редко-редко заберется в глушь разносчик и, остановясь перед решетчатым забором, с полчаса горланит: "Яблоки, арбузы астраханские" - так, что нехотя купишь что-нибудь.
(9)Иногда придёт к нему Маша, хозяйская девочка, от маменьки, сказать, что
грузди или рыжики продают: не велит ли он взять кадочку для себя, или зазовёт он к себе Ваню, ее сына, спрашивает, что он выучил, заставит прочесть или написать и посмотрит, хорошо ли он пишет и читает.
(10)Если дети не затворят дверь за собой, он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки.
(11)Она всё за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трёт и уже не
церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит ее сквозь
полуотворенную дверь, только усмехнётся и опять заботливо толчёт, гладит и трёт на большом столе.
(12)Он иногда с книгой подойдёт к двери, заглянет к ней и поговорит с
хозяйкой.
(13)- Вы всё за работой! - сказал он ей однажды.
(14)Она усмехнулась и опять заботливо принялась вертеть ручку кофейной
мельницы, и локоть её так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах.
(15)- Ведь вы устанете, - продолжал он.
(16)- Нет, я привыкла, - отвечала она, треща мельницей.
(17)- А когда нет работы, что ж вы делаете?
(18)- Как нет работы? Работа всегда есть, - сказала она. - Утром обед готовить,
после обеда шить, а к вечеру ужин.
(19)- Разве вы ужинаете?
(20)- Как же без ужина? (21)Ужинаем. (22)Под праздник ко всенощной ходим.
(23)- Это хорошо, - похвалил Обломов. (24)- В какую же церковь?
(25)- К рождеству: это наш приход.
(26)- А читаете что-нибудь?
(27)Она поглядела на него тупо и молчала.
(28)- Книги у вас есть? - спросил он.
(29)- У братца есть, да они не читают. (30)Газеты из трактира берём, так
иногда братец вслух читают... да вот у Ванечки много книг.
(31)- Ужель же вы никогда не отдыхаете?
(32)- Ей-богу, правда!
(33)- И в театре не бываете?
(34)- Братец на святках бывают.
(35)- А вы?
(36)- Когда мне? (37)А ужин как? - спросила она, боком поглядев на него.
(38)- Кухарка может без вас...
(39)- Акулина-то! - с удивлением возразила она. (40)- Как же можно? (41)Что
она сделает без меня? (42)Ужин и к завтрему не поспеет. (43)У меня все ключи.
(44)Молчание. (45)Обломов любовался её полными, круглыми локтями.
(46)- Как у вас хороши руки, - вдруг сказал Обломов, - можно хоть сейчас
нарисовать.
(47)Она усмехнулась и немного застыдилась.
(48)- Неловко с рукавами, - оправдывалась она, - нынче ведь вон какие пошли
платья, рукава все выпачкаешь.
(49)И замолчала. (50)Обломов тоже молчал.
(51)- Вот только домелю кофе, - шептала про себя хозяйка, - сахар буду
колоть. (52)Ещё не забыть за корицей послать.
(53)- Вам бы замуж надо выйти, - сказал Обломов, - вы славная хозяйка.
(54)Она усмехнулась и стала пересыпать кофе в большую стеклянную банку.
Задания:
1. Определите вид эпизода.
2. Какие стороны характера героя раскрываются?
3. Как и с какой целью автор использует изобразительно-выразительные
средства?
4. Каков пафос предложенного отрывка?
5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.
6. Определите тему и проблему произведения, которые получили в эпизоде
своё развитие.
7. Вопросы, касающиеся роли диалога (по выбору учителя): Какую функцию
выполняет диалог (информативную, психологическую)? Когда происходит диалог?
Какие события ему предшествовали? Влияет ли участники разговора на ход
беседы? Содержатся ли комментарии повествователя, описывающего поведение
участников диалога? Каковы содержание и эмоциональные характеристики реплик
персонажей? Что меняется в их поведении и эмоциональном состоянии? Определите
тип диалога.
8.Определите тип связи в словосочетаниях: «сядет дочитывать», «начатые на
даче», «круглыми локтями», «приляжет небрежно», «локоть ее», «с удивлением
возразила», «шептала про себя», «в большую банку».
9. К какой лексической группе относятся слова «кудахтает», «горланит», «к
завтрему»?
10.Одинаково ли значение имени прилагательного «славный (-ая) в данном
контексте: « Кофе всё такой же славный»(2) и «вы славная хозяйка»(53)?
11.Какова часть речи «сквозь» (1), «под мышкой» (1), «разве» (7),
«остановясь» (8), «что-нибудь» (8),»ужель» (31), «нынче» (48), «замуж»(53)?
12.Из предложений 10 -14 выписать слово(-а) с чередующейся гласной в корне
слова.
13.Определите вид придаточных предложений 3, 10.
14.Определите тип подчинения в предложениях 3, 10.
15.Определите вид односоставных предложений: «Как нет работы»? (18), 21,
22, 26, 44, 52.
16. Укажите номера двух неполных предложений.
17. Объясните роль двоеточия в 25 предложении.



















Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
Чертов В.Ф. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: Дрофа, 2007.-190с. Чертов В.Ф. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.- 2-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-444 с.
Дополнительная литература:
1.Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. М., 2004.
2.Горшков А.И.Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/А.И.Горшков.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1996.-336с.
3.Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения./ А.Б.Есин.- 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с
4.Николина Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.
5.Опыты анализа художественного текста/ Составитель Н.А.Шапиро. -М.:МЦНМО,2008.-232с.
6.Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестоматия / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2001.
7.Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 1996.
8.Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.
9.Хализев В. Е. Теория литературы./В.Е.Хализев.- 4-е изд. М.: Академия, 2004.
10.Шпека И.И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы/И.И.Шпека.- М.: Чистые пруды, 2007. – 167с.
11. Шапиро Н.А. Опыты анализа художественного текста/Составитель Н.А.Шапиро. - М.: МЦНМО, 2008. – 232с
12.Элсанек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. 18.
Справочные пособия
1.Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.
2.Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.
3.Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.
4.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. Редкол. Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров идр. -М.: Советская энциклопедия,1987.-752с.
5.Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Универсальная энциклопедия «Википедия».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
13LINK14www.rubricon.ru Энциклопеция15 «Рубрикон».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронные словари.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мифологическая энциклопедия.

























СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ «Меркуловская СОШ»
От 25.08.2015 года № 1
____________________
Руководитель МС





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

__________ Камбулова Т.Л.

« 26» 08.2015 г.













15