Методики обследования состояния грамматических умений у детей старшего дошкольного возраста


Методики обследования состояния грамматических умений у детей
Задания для выявления морфологических умений:
1. Умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные.
Используется словесное упражнение «Договори слово», предложить ребенку закончить предложение:
«Маша любит играть на…(показ картинки с изображением пианино)».
«Вадик подошел к… (показ картинки с изображением метро)».
«У Вовы нет пуговиц на… (показ картинки с изображением пальто)».
Проверить правильность произношения слов «кофе», «какао», «кино».
Оценка: 2 балла – верно выполнил все задания; 1 балл – допустил 1-3 ошибки; 0 баллов – не выполнил задание, допустил 4 ошибки.
2. Умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.
В игровой форме предложить ребенку ответить на вопрос: «Чего нет у Тани?». Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее.
«У Веры есть чулки, а у Тани нет… (чулок)». Ребенок повторяет свою вторую часть предложения.
«У Миши есть полотенца, а у Тани нет... (полотенец)».
«У Зины есть блюдца, а у Тани нет… (блюдец)».
«У Пети есть простыни, а у Тани нет… (простынь)».
«У Саши есть кольца, а у Тани нет…(колец)».
Оценка: 2 балла – верно выполнил все задания; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – не выполнил задание, допустил 3 ошибки.
3. Умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными.
Предложить ребенку назвать как можно больше слов, при ответе на вопрос «Какое может быть ведро?» - «Большое, голубое, железное» и пр.
Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье.
Оценка: 2 балла – правильно назвал больше трех слов; 1 балл – назвал 2-3 слова, допускал незначительные ошибки; 0 баллов – не выполнил задание, назвал 1 слово, допускал ошибки.
4. Умение правильно согласовывать глаголы с существительными.
Используя картинки, предложить ребенку ответить на вопросы:
«Что делает мальчик?» - Мальчик бежит.
«Что делают дети?» - Дети играют.
«Что делает девочка?» - Девочка рисует.
«Что делает зайчик?» - Зайчик прыгает.
«Что делает птица?» - Птица летит.
Оценка: 2 балла – верно выполнил все задания; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 балов – не выполнил задание, допустил 3 ошибки.
Высшая оценка по данному критерию – 8 баллов.
Задания для выявления словообразовательных умений:
1. Умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов.
Предложить ребенку ответить на вопросы:
«Куда кладут хлеб?» - В хлебницу.
«Куда кладут салфетки?» - В салфетницу.
«Куда кладут конфеты?» - В конфетницу.
«Куда кладут салат?» - В салатницу.
«Как назвать человека, который играет на пианино?» - Пианист.
«Как назвать человека, который катается на лыжах?» - Лыжник.
«Как назвать человека, который учит детей?» - Учитель.
Оценка: 2 балла – верно выполнил все задания; 1 балл – допустил 2-3 ошибки; 0 баллов – не справился с заданием, допустил 4 ошибки.
2. Умение правильно образовывать слова при помощи приставок.
Предложить ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу, влетающую и вылетающую из клетки, и предложить ответить на вопросы:
«Что делает мальчик?» - Входит в дом. Подходит к дому. Выходит из дома. «Что делает птица?» - Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки.
Оценка: 2 балла – справился с заданием; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – не справился с заданием, допустил 4 ошибки.
3. Умение образовывать слова путем словосложения.
Предложить ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов:
«Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать?» - Черноволосая кукла. «Если у девочки голубые глаза, как ее можно назвать иначе?» - Голубоглазая девочка.
«У куклы светлые волосы. Какая кукла?» - Светловолосая.
Оценка: 2 балла – верно выполнил задание; 1 балл – допустил 1 ошибку; 0 баллов – не выполнил задание, допустил 2 ошибки.
Умение подбирать однокоренные слова.
Предложить ребенку ответить на вопросы:
«Как называется тропинка в лесу?» - Лесная.
«Как называют человека, который работает в лесу?» - Лесник.
«Как называется сказочный человек, который живет в лесу?» - Лесовичок.
Какие слова можно образовать от слова снег, зима, весна?
Оценка: 2 балла – подобрал более двух слов; 1 балл – поободрал 1-2 слова; 0 баллов – не справился с заданием;
Высшая оценка по данному критерию – 8 баллов.
Задания для выявления синтаксических умений:
1.Проверить умение употреблять простые предложения.
Показать ребенку картинки из альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно», предложить рассмотреть их и ответить на вопросы:
Что делает девочка? (Девочка рисует).
Что делают ребята? (Ребята слушают радио).
Какие овощи растут на огороде? (На огороде растут огурцы, морковь, лук, редис, картофель).
Какие игрушки есть у вас дома? (У меня дома……).
Оценка: 2 балла – ребенок самостоятельно и правильно строит предложение; 1 балл – иногда допускает ошибки; 0 баллов – неправильно строит предложение.
2. Проверка умения пользоваться сложными предложениями:
а) Предложить ребенку составить предложение по двум картинкам:
Ворона сидит на дереве; собака сидит под деревом. — Ворона сидит на дереве, а собака — под деревом.
Кошка лежит на диване; котята играют на коврике. — Кошка лежит на диване, а котята играют на коврике;
б) Ребенок должен дать полные ответы на такие вопросы:
Почему мама взяла зонт? (Мама взяла зонт, потому что на улице идет дождь.)
Что сказал Петя по телефону маме? (Петя сказал маме, что пойдет гулять.);
в) Продолжить предложение:
Петя не пошел на прогулку, потому что...
Мы пойдем на прогулку, если...
Оценка: 2 балла – ребенок самостоятельно и правильно строит предложение; 1 балл – иногда допускает ошибки; 0 баллов – неправильно строит предложение.
3. Проверка умения конструировать предложения.
Ребенку предлагают три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение
(дети, гулять, парк);
(рыбка, аквариум, плавать).
Оценка: 2 балла – ребенок самостоятельно и правильно конструирует предложение; 1 балл – иногда допускает ошибки; 0 баллов – неправильно конструирует предложение.
Высшая оценка по данному критерию – 6 баллов.