Педагогический совет Роль урока в повышении качества обучения и воспитания учащихся


Педагогический совет Роль урока в повышении качества обучения и воспитания учащихся Цель: Проанализировать объективные и субъективные условия составляющих аспектов эффективности современного урокаОсознать основные критерии современного урока Повысить интерес педагогов к современным технологиямОсознать необходимость проведения самоанализа урока «Самопрезентация» ИМЯ ЧЕРТА ХАРАКТЕРА ЦВЕТОК «Самопрезентация» « Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить »А. Дистервег (немецкий педагог ) « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции » « Кто пытается разобраться в хорошем и плохом на своих уроках , тот уже достиг половины успеха » « К хорошему уроку учитель готовится всю свою жизнь » В.Сухомлинский Урок «Мозговой штурм » Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.Ученик за 10 лет посещает почти 12 тысяч уроков Характерные признаки современного урока : вариативность и гибкость структуры урока;направленность урока на личность ученика;оптимизация форм работы на уроке;формирование самых важных компетентностей учеников;сотрудничество учителя и ученика.  Типология уроков 1. Уроки изучения нового учебного материала 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков 3. Уроки обобщения и систематизации 4. Комбинированные уроки 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция: игра «Волшебный конверт»; -проблемная; межпредметный интегрированный урок; -визуальная; урок-конкурс; -лекция вдвоем; урок творчества; -пресе-конферөнция; математический хоккей; -лекция-конференция; -лекция-провокация; - лекция-диалог Нетрадиционные формы урока: Аспекты эффективности урока, которые зависят от ученика Аспекты эффективности урока, которые зависят от учителя №п/п Основные вопросы 10 класс ( 7 чел.) 11 класс ( 7 чел.) 1 Что для вас современный урок? Интересный-3 Полезный-3Увлекательный-1Познавательный-1С использованием компьютера-4 С использованием современного оборудования-2 Интересный-6Полезный-3Понятный-3Получение информации из разных источников-1С использованием современных технологий-1Получение положительных эмоций-1 2 Что вам больше всего нравится на уроке? Изучать новые темы-2Работать самостоятельно-2Отвечать , получать баллы -2Слушать учителя-2Получать знания-2 Самостоятельная работа -2Слушать учителя-3Работать со схемами, таблицами-2Разгадывать ребусы, кроссворды-2 3 Какова роль учителя на уроке? Давать знания-6 ч.Главный – 4 ч.Поддерживает дисциплину-1ч.Большая роль-3ч.Готовит к ГИА -3ч.Оценивать- 1ч.Находит общий язык с уч-ся- 1ч. Дать новую информацию-4 ч.Готовит к ВНО,ГИА-1ч. Поддерживает дисциплину-2 ч. 4 Какой урок вам больше нравится , когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний? Учитель- 6ч.Сами- 1ч. Учитель- 4ч.Сами- 3ч. 5 Нужна ли на уроке физкультминутка и почему? Да- 4ч.Нет- 3ч. Да- 3ч.Нет- 4ч. Анкета «Современный урок и Я » Нужна ли физкультминутка на уроке? Да. - Можно отвлечься от умственного труда. 2(3)-Да, так как «затекает» тело, устают руки от длительного письма.1 (-)- Это поможет размяться, развеяться. Ведь когда мы сидим, сутулимся, закидываем ногу на ногу, то происходит застой крови в венах и искривляется позвоночник. 3(2)Нет.-Это расслабляет и отвлекает, потом уже не до уроков.1(2) - Не нужна, кому нужно на перемене отдохнет.-Это пустая трата времени.- ( 1)-Для младших классов нужна, а вот для старших уже нет. 2( 1)-Кому надо, могут сами потянуться на своем рабочем месте. 1(1) Основные требования по подготовке и проведению современного урока 1.Тема и цель урока должна соответствовать учебной программе.2.Четкое определение цели урока:-учебный аспектразвивающий аспектвоспитательный аспект3.Цель урока определяет его тип, а тип- структуру урока4.Конспект урока5.Выбор форм и методов проведения занятия6.Рациональное и комплексное использование средств обучения7.Использование «изюминки » урока8.Объективное оценивание уровня учебных достижений учащихся Для чего необходим анализ урока? Для чего необходим анализ урока Для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся. «Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока.  Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Формирует аналитические способности Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания Развивает интерес к обучающему процессу Что дает учителю анализ урока СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА Общие выводы по уроку Анализ цели урока Анализ структуры и организации урока Анализ содержания урока Анализ методики проведения урока (деятельность учителя) Анализ работы учащихся на уроке Анализ домашнего задания Оценка санитарно-гигиенических условий урока Психологический анализ урока Анализ цели урока 1.Правильность и обоснованность цели урока2.Формы и методы доведения цели до учащихся.Целесообразность этих форм и методов. 3. Степень достижения поставленной цели. Анализ структуры и организации урока 1.Соответствие структуры урока его цели и типу.2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.4. Рациональность использования оборудования кабинета.5. Научная организация труда учителя и учащихся.6. Организация начала и конца урока.7. Оптимальный темп ведения урока.8. Наличие плана и степень его выполнения. Анализ содержания урока Соответствие содержания урока требованиям стандарта.Логичность изложения. Доступность изложения.Научность изложения.Связь содержания урока с жизнью. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя) Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:а) темы урока;б) цели урока;в) возможностей класса;г) возможностей самого учителя;д) учебно-материальной базы.2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.3. Формирование у учащихся новых понятий.4. Актуализация спорных знаний.5. Качественное освоение нового материала.6. Использование средств обучения.7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся.8. Педагогическая техника учителя. Анализ работы учащихся на уроке 1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.2. Интерес к теме или к уроку.3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке. Культура труда на уроке.4. Выполнение учащимися единых требований.5. Наличие навыков самоконтроля.6. Качество знаний и умений учащихся.7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.8. Культура межличностных отношений.9. Реакция на оценку учителя. Анализ домашнего задания 1.Методы и приемы проверки домашнего задания. 2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися. 3. Объем домашнего задания.4. Характер домашнего задания.5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.7. Методика задания на дом, инструктаж.8. Предполагаемая отдача от заданного на дом. Оценка санитарно-гигиенических условий урока Классная доска.2. Уровень освещенности, чистота помещения.3. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.4. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.5. Применение наглядности, соответствующей нормам. 6.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках. Психологический анализ урока Настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии.Развитие внимания.Развитие и тренировка памяти учащихся.Развитие мышления учащихся.Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом. Аналитическая часть урока: Самоанализ урока Класс___________________________________________________________Тема урока _______________________________________________________Тип урока и его структура __________________________________________ Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Наметить перспективы своей деятельности. Используя творческую деятельность ученика, мы можем поднять его мотивацию учения на более высокий уровень. Ученик: Обратил внимание на изучаемый материал (проявил интерес)Заинтересовался (проявил произвольный интерес)Приступил к действию (попробовал себя в деятельности)Получил результат (он должен быть положительным!)Приобрёл знания (на своём уровне)Применил этот результат (свои знания) в своей деятельности (процесс пошёл)Представил результаты своей деятельности для работы всего классаРабота в классе (закрепил знания)Выполнил новое задание (применил знания в новой ситуации) Учитель: Опирается на личные интересы учениковИспользует межпредметные связиСвязывает преподавание предмета с жизньюИндивидуализирует процесс обученияОсуществляет личностную ориентациюВносит новизну в преподавание предмета. И как следствие вышесказанного мы решаем поставленную задачу повышения мотивации изучения предмета, формируем интерес к предмету, ориентируемся на личность ученика, развивая его способности, решаем задачи обучения и воспитания на уроке. Высокая успеваемость Средняя успеваемость Низкая успеваемость - неожиданный вызов к доске;- выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы;- интересная проблема на уроке;- оценка учеником своего ответа у доски;- ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски - выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы;- подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый позитивный настрой - подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый позитивный настрой Задания должны соответствовать познавательным возможностям, способностям, а так же состояниям и темпам обучения каждого конкретного ученика. Для этого разноуровневые задания должны предоставлять ребенку возможность свободного выбора линии поведения в процессе учения и создавать предпосылки для появления у каждого ребенка чувства успешности своей учебной деятельности. Требования к заданиям Т-П-П-ПТрудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а полезное должно быть приятным Существует такая формула: Сенкан ( сенквейн) 1 строка - одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. 5 строка –слово (словосочетание) резюме, которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Математика 1. Прямые.2. Пересекающиеся, параллельные.3. Строим, проектируем, совмещаем.4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца.5. Бесконечность! Физика 1.Температура.2.Измеряемая, зависимая.3.Повышается, понижается – изменяется.4.Степень нагретости тела.5.Величина. Учитель 1.Учитель. 2.Суетливый, крикливый 3.Объясняет, объясняет, ждет 4.Когда окончится эта пытка? 5.Бедолага! Учитель 1.Учитель 2.Справедливый, умный3.Учит, воспитывает, помогает. 4.Много идей- мало времени.5.Призвание Бути вчителем … Я- актор,бо граю свою роль багато років. Я занурююсь у неї , живу нею, жертвую собою заради інших . На жаль, мені ніхто не аплодує.Я-лікар, але багато моїх пацієнтів не хочуть лікуватися та не завжди дякують мені за лікування.Я- скульптор. Я будую людські долі, мої роботи не з бетону , а з кришталю. На жаль , ніхто не бачить мої шедеври. Вітання зі святом чарівним прийміть.Нехай Новий рік всі бажання здійснить.Нехай дарує Вам життяЗавжди казкові митіЗа ваші вчинки, почуття,За серце, що віддали дітям.Бажаю Вам натхнення, віри,Щоб йшли спокійно Ваші дні,А Ви завжди були щасливі,Без тіні смутку на чолі.Хай вдячність учнів зігріває, Не гасне віра в чудеса, І Вас ніколи не лишаютьЗдоров’ я , сила та краса. З НОВИМ РОКОМ! Спасибо за внимание