Роль театральных уроков в повышении уровня читательской компетенции школьников


Роль театральных уроков в повышении уровня читательской компетенции школьников
Наверное, все согласятся с мнением, что результат образования по предмету «литература» зависит не только и не столько от рода изучаемых произведений, их объема, последовательности включения в программу или от количества теоретической информации, предложенной учащимся, но прежде всего от того, удалось ли нам сформулировать у учащихся способы читательской деятельности.
Несмотря на уникальность и неповторяемость каждого акта чтения и каждого человека, взявшего в руки книгу, чтение, анализ, текстопорождение как читательская работа представляют собой определенную систему процессов, процедур. «Читатель», «исследователь», «сочинитель» проходят определенный путь, осуществляют некоторые повторяющиеся действия.
Настоящую литературу читать сложно, она требует от читателя работы: переживания, осмысления, поиска. Как же организовать преподавание литературы так, чтобы она стала интересна для современного ученика?
Опыт показывает, что школьникам необходимы две вещи: знания и общение. Ведь именно в их полноценном взаимодействии дети учатся сопереживать героям произведения, различать добро и зло, постигать тайну человеческой души.
Поэтому одним из средств, позволяющих активизировать процесс познания и сотворчества, считаю проведение театральных уроков.
Чем же привлекательны театральные уроки? На таких уроках всё определяется законами коллективного творчества, ученики всё делают вместе. Функция пространства – объединить всех участников процесса, независимо от возраста, необходима атмосфера поиска, спора и соревнования, рождающего «творческий шум». Если ребята почувствуют, что сами являются авторами и исполнителями будущего действия, то учитель получит целый кладезь выдумок и фантазий, на которые неистощимы нашиученики.
Главная цель театральных уроков литературы –  заинтересовать детей чтением, познакомить их с лучшими произведениями мировой литературы и их авторами,  активизировать и углубить знания, полученные на школьных уроках литературы, повысить уровень текстового мышления учащихся. Также в ходе театральных уроков дети знакомятся с историей и средствами художественной выразительности театра.  
Бесспорно, все дети – творцы: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к сочинительству, третьи – к конструированию. Для каждого нужно найти интересное ему занятие – то, в котором он может творчески реализоваться.
Немаловажную роль играет и знакомство с  театром. После просмотра спектакля во время обсуждения ребятам  рассказываю о том, что скрыто по ту сторону кулис: как создается спектакль, как работают актеры и режиссер, как делают театральных кукол, в чем заключается работа звукорежиссера, бутафора, осветителя.
Работая над конкретной постановкой, можно разделить класс на «артистов» и «группу обеспечения», которая помогает изготовить реквизит, костюмы, декорации, рисует афиши.
Театральные уроки можно разделить на три группы: по одному литературному произведению; по нескольким произведениям; использование инсценировки как части урока.
Например, в пятом классе первый театральный урок проводим при изучении раздела «Из устного народного творчества» (по сказкам «Царевна-лягушка», «Чего на свете не бывает», «Падчерица»). Учащимся даётся задание по группам инсценировать отрывок из сказки. На уроке выступают не только «артисты», но и участники «группы обеспечения» (аргументируют выбор костюмов, декораций, афиш и т. д.). Выполнение задания развивает творческие способности, креативное мышление (умение выдвигать идею и находить пути её реализации), обеспечивает участие в подготовке к уроку всего класса.
Чаще всего это  проект, рассчитанный на мини-группу: учащиеся получают домашнее задание: нарисовать по мотивам спектакля афишу, эскизы костюмов, «оживить» средствами театра кукол неживую вещь, сочинить продолжение произведения, придумать свой вариант постановки увиденной сказки.
Возникает вопрос об оценке учащихся на таких уроках. После выступления последней группы учащимся предлагается выбрать лучшую постановку, лучшего исполнителя мужской роли и женской роли, лучшую декорацию и т д. Одно условие – нельзя выбирать представителей своей группы. В зависимости от результатов выставляются оценки. Такая форма подведения итогов развивает дух здорового соперничества, желание совершенствовать свои способности.
Следующий театральный урок – инсценирование басен Ж.Лафонтена «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград», И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», С.В.Михалкова «Зеркало».
Примером театрального урока является урок по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Занятие проводится в форме заседания художественного совета, на котором решается вопрос о возможности постановки в театре юного зрителя данного произведения. Такая форма урока позволяет оценить произведение с разных позиций. Во время подготовки к уроку и его проведения в работу включаются все творческие способности ребят (художественные, актёрские, музыкальные, литературные), углубляется их интерес к литературе, искусству, развивается самостоятельность мышления, совершенствуются навыки свободного обсуждения, общения. Кроме того, творческие группы должны подумать над следующими вопросами: «Почему избрали для постановки именно эти эпизоды произведения? Почему решили ставить их именно в ТЮЗе? Какие декорации будут использованы? Каким будет музыкальное сопровождение?»
Учитель выступает в роли председателя художественного совета. Он направляет ход обсуждения, вносит, если это необходимо, поправки, делает обобщения, подводит итоги.
Подготовка театрального урока – очень длительный и сложный процесс. Какие же формы работы используются на театральных уроках?
- составление партитуры текста (постановка логического ударения, расстановка пауз, повышение и понижение интонации и т. д.). Такая работа помогает правильно расставить акценты в той или иной реплике;
- перевод повествовательного текста в драматический диалог, чтобы из него стали понятны все предлагаемые обстоятельства, изложенные в повествовательном тексте.
- создание речевых характеристик персонажей через анализ текста;
- игра «Кто сказал?»;
- озвучивание кинофильма (учащимся предлагается фрагмент кинофильма, идёт обсуждение отрывка с точки зрения речевой и внеречевой ситуации, мимики, жестов, затем выключается звук, учащиеся после предварительной подготовки пробуют сам озвучить отрывок);
- составление словаря героев.
К сценическо-игровым упражнениям на уроке литературы можно отнести рассказ от лица героя о событиях, описанных в произведении автором, о самом себе (рассказ-автобиография), сценки-встречи двух героев (диалоги), инсценировки эпизодов, театр одного актера-исполнение лирического произведения с элементами драматизации (оформление, музыка, движение, художественное чтение и т.д.) Эмоциональность, импульсивность, отсутствие боязни критики и критичности к себе подростков делает их прекрасными актерами, режиссерами, помогает быть раскованными, легко "входить в роль", увлекаться игрой и тем познавать эмпирически специфику искусства слова
Необходимо помнить: как и в любом деле, связанном с творчеством, жёстких правил, касающихся порядка действий, нет. Но есть определённые этапы, которые художник проходит в любом случае. Рассмотрим эти этапы в том порядке, который является наиболее логичным:
1. Определение темы.
2. Определение формы и формата произведения.
3. Выбор героев. Первый из них - это герой. Весь сюжет строится на том, что герой стремится к достижению некой цели. В этом ему мешает антагонист – второй тип главного действующего лица. Цели антагониста не просто не совпадают с целями героя, они прямо противоположны, взаимоисключающи. Третий тип действующего лица – соратник, помощник героя в достижении его целей.
4. Определить мотив – то, к чему стремится герой. Всё, что будет предпринимать для достижения цели, - это действие. Всё, что ему мешает достигнуть цели, будет порождать конфликт, т.е. конфликт–это столкновение действия и противодействия. Необходимо помнить: как и в любом деле, связанном с творчеством, жёстких правил, касающихся порядка действий, нет. Но есть определённые этапы, которые художник проходит в любом случае. Рассмотрим эти этапы в том порядке, который является наиболее логичным:
Вот как выглядит таблица применительно к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»:
КТО? ЧЕГО ХОЧЕТ? ЧТО МЕШАЕТ?
Герой - Жилин Не теряет надежду на освобождение, пытается использовать все возможности, чтобы вернуться домой Находится в плену в горцев. Не на кого надеяться, у него одна старушка мать.
Антагонист – КостылинНаписал письмо, ждет, когда пришлют деньги Ничего не пытается предпринять, не уверен в своих силах
Соратник – Дина Помочь Жилину, она видит в нем человека, достойного уважения Законы человечности сильнее, чем законы ненависти и вражды
Эта таблица поможет более чётко определить функции каждого из действующих лиц и сделать сюжет более чётким и понятным;
Урок проводится в интерактивной игровой форме и сопровождается красочной мультимедийной презентацией. Дети узнают о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения. В ходе подготовки к уроку проводятся блиц мастер-классы по изготовлению декораций, костюмов, викторины, конкурсы, ролевые игры.
Очень важным для начинающего артиста является умение двигаться и говорить. К. Г. Станиславский говорил: «Все действия должны быть логичны, тогда они будут правдивы». Динамические паузы, проводимые на уроках русского языка и литературы, направлены на развитие пластики. Все игры строятся согласно следующим принципам: игрового самочувствия, от простого к сложному, от элементарного фантазирования к созданию образа. На уроках русского языка проводятся фонетические и орфоэпические паузы.
Уроки проводятся в интерактивной игровой форме и сопровождаются красочной мультимедийной презентацией. Дети узнают о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения. В ходе подготовки к уроку проводятся блиц мастер-классы по изготовлению декораций, костюмов, викторины, конкурсы, ролевые игры.
Очень важным для начинающего артиста является умение двигаться и говорить. Динамические паузы, проводимые на уроках русского языка и литературы, направлены на развитие пластики. Все игры строятся согласно следующим принципам: игрового самочувствия, от простого к сложному, от элементарного фантазирования к созданию образа. На уроках русского языка проводятся фонетические и орфоэпические паузы.
Способность к творчеству требует самого тщательного развития, её надо бережно растить.
Ученик должен учить себя сам – открывать для себя секреты свободного существования на сцене и в жизни. Активная позиция ученика превращает процесс обучения в личностно значимую деятельность. Театральные уроки – это именно та стихия, которая способствует росту личности как таковой, а не только приобретению набора знаний и усвоению неких норм.
            Театральные уроки литературы как нельзя лучше отвечают требованиям нового образовательного стандарта. Они интерактивны, носят междисциплинарный характер, активизируют интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, включают в себя проектно-исследовательскую деятельность, проводятся с использованием мультимедийной техники.
Информационные ресурсы:
Смирнова Н.Л. Моделирование читательской деятельности (на примере драматургии). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007,201с.
http://www.edu-eao.ru/index.php/ob-institute/item/620-stsenichesko-igrovaya-deyatelnost-na-urokakh-literatury-v-srednikh-klassakh Македон Т.А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах
http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/3886-programma-zanyatiyj-quroki-teatra-v-shkoleq#ixzz3VT72tFJg
Программа занятий "Уроки театра в школе"