Формирование УУД на примере стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»


Тема: Формирование УУД на примере стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» Цель: показать приемы, формирующие личностные, коммуникативные, познавательные УУД на уроке литературы Цели: Личностные УУД:1.Формирование эстетических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости через красоту природы.2. Развитие творческого воображения учащихся.3. Формирование желания выразить свои чувства, навеянные картинами природы.Коммуникативные:Участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения.Познавательные:Уметь давать определения понятиям; обобщать, проводить аналогии, выделять общие и отличительные моменты; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы. На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти.Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому…Е.Н.Ильин Прослушайте стихотворение. Пользуясь словарем, объясните значение непонятных слов.Взоры – Нега-Аврора -Звезда – Лежанка - Взоры – глаза Нега- блаженство, приятное состояниеАврора - имя богини утренней зариЗвезда – самая достойная женщина ПетербургаЛежанка - невысокого ( на уровне современной кровати) выступа у русской печи, на котором, греясь, отдыхали или спали. Задание 1.Установите соответствие между понятиями и их признаками:1)Ямб а) двусложная стопа, в которой безударный слогследует за ударным2)Хорей б) двусложная стопа, в которой ударный слогследует за безударным 3)Стопа в) повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или несколькихстрок стихотворения 4)Рифма г) единица длины стиха, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов САМОПРОВЕРКА:1) – б2) – а3) – г4) - в Проблема:Каким образом прозаическая речь отличается от стихотворной? Пути решения, предположения (работа в группах)Исследовательская работа:Анализ прозаического текста.Анализ поэтического текста. Анализ прозаического текста:Солнце и мороз; чудесный день! Ты дремлешь ещё, прелестный друг.Обозначить слоги.Обозначить цифрами ударные слоги и определить размерПоставить ударение. Разделить на стопы. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Анализ поэтического текстаМороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный… А.С.ПушкинЗАДАНИЕ:Обозначить слоги.Обозначить цифрами ударные слоги и определить размерПоставить ударение.Разделить стихи на стопы. Сравнительный анализ текстов прозанет соразмерных отрезковотсутствие чёткой ритмикипоэзияритм, рифмастопы, образы, картины


Что позволяет считать произведение А.С.Пушкина стихотворением?( работа в группах)Отчет о работе. Какая идея заложена в стихотворении А.С.Пушкина? Через какие средства реализует это поэт?Тайна стихотворения Пушкина Одинаковы ли по настроению начало и конец стихотворения? (Эмоции.)2. Почему стихотворение, начавшись восторгом, в последних строках грустнеет? (Смысл.)3. В чем отличны чувства поэта и красавицы? (Смысл.)4. Почему поэт призывает красавицу стать не «северной Авророй», а «звездою Севера»? (Осознание формы на уровне художественной детали.)5. Почему возникают воспоминания о вечере? (Композиция.)6. Какой вам видится зима по стихотворению? (Воображение.)7. Почему в строфе о комнате так много уменьшительных суффиксов? (Художественная деталь.)8. Как соотнесены в стихотворении образы зимы и красавицы? (Композиция).Как мощь и стихия природы воплотились в поэзии?1. Одинаковы ли по настроению начало и конец стихотворения? 2. Почему стихотворение, начавшись восторгом, в последних строках грустнеет? 3. В чем отличны чувства поэта и красавицы? 4. Почему поэт призывает красавицу стать не «северной Авророй», а «звездою Севера»? 5. Почему возникают воспоминания о вечере? 6. Какой вам видится зима по стихотворению? 7. Почему в строфе о комнате так много уменьшительных суффиксов? 8. Как соотнесены в стихотворении образы зимы и красавицы? Средства выразительностиконтрастзвукописьтропыанафоралексикапредложения, обращения


Как заиграли слова у Пушкина на основе личных переживаний?переживаниямысличувстваязык Творческое задание:Выразите свои чувства, мысли, которые родились у вас на уроке при чтении стихотворения А.С.Пушкина, используя тот механизм, с которым мы познакомились на уроке. Спасибо за внимание!