Родительское собрание «Общечеловеческие ценности – основа семейного воспитания»


План родительского собрания
КГУ «Гимназия № 18»
Кол-во родителей: ___
Класс: ___
Дата: ___ октября 2016
Педагог-психолог Вахтомина А.В.
Тема родительского собрания
«Общечеловеческие ценности – основа семейного воспитания»
Цель: Создать условия для понимания значимости нравственно-духовного образования и воспитания в семье, раскрыть понятие «Общечеловеческие ценности»
Задачи:
Вовлечение родителей в проблему необходимости понимания и следования общечеловеческим ценностям как основе семейного воспитания;
Познакомить родителей с ключевыми духовно-нравственными ценностями и психолого-педагогическими основами программы НДО «Самопознание»;
Вдохновить родителей к ответственности за нравственно-духовное воспитание детей в семье, стремление воспитывать в детях доброту, отзывчивость, трудолюбие.
Ресурсы: (материалы, источники)
План родительского собрания
Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание».
Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».
Роль родителей в воспитании детей. Ход родительского собрания
Приветствие родителей и зачитывание высказывания Далай Ламы «Парадокс нашего времени»
«Наши дома всё больше, а семьи всё меньше.У нас больше удобств, но меньше времени.Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла.Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению.Больше специалистов, но еще больше проблем.Больше лекарств, но меньше здоровья.Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом.Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом.Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.Это время быстрого питания, но медленного усвоения.Людей высокого роста, но низкой нравственности.Высоких доходов, но мелочных отношений.Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате».
Обсуждение и вопросы к родителям:
Насколько нам необходимо второе, если есть первое?
К чему пришел современный мир? Как вы думаете, из-за чего?
Если опираться только на материальное, каким будет наше будущее?
Какие варианты решения проблемы вы видите?
Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание».
Ваши ответы показывают нам, в чем заключается отрешенность образования от жизни сегодня. Нас учат языкам и концепциям, но это не помогает нам жить в согласии с самими собой и остальными.
Парадокс сегодняшнего мира в том, что, нам кажется, более легким познавать и осваивать внешний мир, чем исследовать и осознавать свой внутренний мир, т.е. самих себя.
Самый ценный дар, который мы можем дать детям - это способность найти внутреннюю удовлетворенность и спокойствие духа.
Как говорили древние мудрецы: «Пусть будет мир на Земле и пусть он начнется с меня!»
К.Д. Ушинский говорил: «Окружите человека всеми благами (блага цивилизации), и вы увидите, что он не только не сделается лучше, но даже не будет счастливее, и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро будет понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку. Зерно его существа, бессмертный дух его требует иной пищи, и не находя её томится голодом…»
Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям.
Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» С.А. Назарбаева писала: «Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого… Или если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке. Познать себя – должен каждый».
Процесс нравственно-духовного образования (образование для сердца) существенно отличается от процесса интеллектуального образования (образование для ума). Прежде всего, тем, что нравственно-духовное образование это – внутреннее образование. Внешнее образование означает успех во внешней жизни. Внутреннее образование означает нравственность в жизни. Успех – это наше осознанное или неосознанное возвеличивание самих себя. Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и возрастает. Таким образом, самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущим согласно внутреннему голосу совести.
«Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения».
Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».
Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.
Все ценности личности определенным образом иерархизированы: одни имеют большую значимость для личности, другие – меньшую. На протяжении жизни одни ценности выступают на первый план, другие отходят на второй, происходит ротация ценностей.
Вопрос к родителям:
Какие же именно ценности нужны растущему человеку?
Давайте рассмотрим предложенную Т.И. Петраковой классификацию ценностей. Это деление ценностей на три вида: природные, приобретенные и абсолютные.
Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли. Природными ценностями являются ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли.
Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития. Например: корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость и др.
Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а нечто имеющее значение для всего человечества.
Абсолютные (вечные) общечеловеческие ценности и представляют интерес для духовно-нравственного воспитания личности. Эти ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей.
Общечеловеческие ценности пронизывают собой все ценности человека.
Все общечеловеческие ценности - грани одной человечности.
Любовь в действиях – Праведное поведение
Любовь в чувствах – Покой
Любовь в мыслях, словах – Истина
Любовь в понимании – Ненасилие
Программа НДО «Самопознание» основана на следующих общечеловеческих ценностях:
•Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем и будущем.
•Праведное поведение–это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.
•Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.
•Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.
•Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом.
Из пяти перечисленных выше ценностей, первые две – истина и правильное поведение – включают в себя, фактически, суть всей нравственности. Честность, прямота и верность внутренне присущи уже этим двум, что значит: во всех случаях говори правду и действуй согласно внутреннему голосу совести. И если кто-то действует на основе бескорыстной любви, то независимо от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости или горя, он пребывает в совершенном мире и покое.
Роль родителей в воспитании детей.
Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.
— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.
— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.
— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.
— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.
— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Государство оценивает воспитательную роль родителей как их важную общественную и гражданскую обязанность, которая закреплена в конституции РК. Граждане Республики Казахстан, говорится в Конституции, – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Дети (в свою очередь) обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. В семьях накоплен положительный опыт успешного воспитания детей в соответствии с требованиями общества: формирования у них любви к Родине, основ нравственного поведения.
Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющие на характер детей:
Излишняя опека (ребенок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения)
Излишняя уступчивость (делает ребенка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с пониманием)
Излишняя тревога (делает ребенка беспокойным и нервным – могут развиться психосоматические болезни)
Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками)
Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в раннем возрасте, проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании)
Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Три стиля семейного воспитания.
Демократический стиль – прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
Авторитарный стиль – родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления" ребенка как личности.
Попустительский (либеральный) стиль характеризуется тем, что ребенок предоставляется сам себе.
Вопрос к родителям:
Какой стиль на ваш взгляд является наиболее благоприятным?
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.
Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 
Раздача памяток для родителей.
Заполнение анкет. Домашнее задание. Практика общечеловеческих ценностей, на выбор прочитать книгу Ш. Амонашвили «Баллада о Воспитании» или Я.Корчака «Как любить ребенка?».
Заключительная минута собрания. Я очень рада, тому, что вы посетили наше необычное родительское собрание. Я очень надеюсь, что те знания, которые вы получили на нем, помогут вам в воспитании ваших детей. Следуйте своему внутреннему голосу совести, живите в любви и действуйте с любовью, ведь вы учите их своей жизнью, своим примером, своим жизненным опытом. Педагог-психолог Вахтомина А.В.
И.О. директора КГУ «Гимназии №18» Некрасова О.А.
Памятка родителям о наиболее благоприятном стиле воспитания
Демократический стиль семейного воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.
Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 
В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. 
Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.
 
Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания
Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.
Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.
Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 
Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.
Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

10 заповедей Марии МонтессориЕсли ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если ребенку демонстрируют враждебность он учится драться.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
10 заповедей Марии МонтессориЕсли ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если ребенку демонстрируют враждебность он учится драться.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
10 заповедей Марии МонтессориЕсли ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если ребенку демонстрируют враждебность он учится драться.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.