Урок Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».


Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
7 класс
Форма проведения: урок-дискуссия
Цели и задачи урока:
-познакомить учащихся с «Легендой о Данко» М. Горького
-совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала
-проанализировать произведение с точки зрения его идейного своеобразия
-через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.
Оборудование:
-портрет М. Горького
-презентация
-карточки с заданиями
-таблица на доске
-«дерево предсказаний»
-толковые словари
Методика:
Применение «Технологии развития критического мышления».
Ход урока.
1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.
(слайд 1- пламя)
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы проведем урок литературы.
И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.
2.Фаза вызова.
-Хочу обратить ваше внимание на таблицу на доске.
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Я попрошу вас сейчас заполнить первую колонку «Знаю».
-Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью? (слово ПОДВИГ вывешивается над таблицей)
-Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?
-Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.
-Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.
* Героический самоотверженный поступок. (слайд 2 – определение)
-Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?
-Обратимся к словарю.
* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
(слайд 3 – определение)
-Сегодня мы с вами будем изучать (слайд 4 – иллюстрация книги) произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.
-Попробуйте определить тему произведения.
(подвига, поступка, трусости, предательства)
-Прежде чем мы поставим цель урока и зафиксируем в колонке ХОЧУ УЗНАТЬ, хочу обратить ваше внимание на ещё три понятия:
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ (попробуйте дать определение) (слайд 5 – определение)
ТРУСИТЬ (дайте определение) (слайд 5 – определение)
БЕССИЛИЕ (дайте определение) (слайд 5 – определение).
-А теперь эти 5 слов я соберу в кластер. (слайд 6 – кластер)
-Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?
(как подвиг сопоставляется с трусостью,
почему подвиг и трусость стоят рядом,
что можно назвать подвигом,
подвиг и самопожертвование – одно и то же,
поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)
*Учащиеся записывают вопросы на доске.
-Цель нашего урока – выяснить, дать ответы на эти вопросы.
3.Фаза реализации смысла.
-Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.
-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (1,2 предл)
-Где они жили сначала? (1,2 предл)
-Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)
-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста. (слайд 7 – лес)
Задание: выписать со стр. 84 краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).
-Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.
-Сопоставьте характеристику племени и места обитания.
(противоречат, противопоставлены)
-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)
(слайд 8 – племя)
-Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)
-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?
-Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.
(равнодушие, бездействие, сидеть на месте)
-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)
-К какой мысли привели их трусость и бездействие?
(породили готовность к рабству и зависимости)
-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.
-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?
(слайд 9 – цитата Толстого)
-Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.»
-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.
(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)
-А какая поговорка существует в русском фольклоре?
(под лежачий камень вода не течет)
-Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.
-И вот появляется Данко. (слайд 10 – Данко)
-Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.
(«В очах его светилось много силы и живого огня»)
-Почему доверили именно ему вывести племя?
-Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.
-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?
(Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал
раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».
«Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)
-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)
-Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?
(сначала испытывает негодование, но «от жалости
к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)
-Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.
-Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска? (безверие убивает человека)
*Чтение учителем текста
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)
-Давайте посмотрим об этом видеофрагмент. (ВИДЕО)
4.Фаза рефлексии.
-Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока. (слайд 13 – кластер)
-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?
-Подвиг и самопожертвование – одно и то же?
-Что можно назвать подвигом?
- Как подвиг сопоставляется с трусостью? Почему подвиг и трусость стоят рядом?
-Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)
-Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар? (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)
-Горький говорил( слайд 14 – цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»
-Приведите примеры подвигов из жизни.
-Данко особенный человек? А какой человек способен совершить подвиг?
-Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 2 - составить обратный кластер.
Задание 2:впишите в овалы свои мысли , выводы о племени и Данко в различных отношениях.
-Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем?
(слайд 15 – Данко и племя)
(любовью к людям)
-Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?
-Значит, для подвига нужно вдохновение? (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)
Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.
-А теперь попробуем представить, что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».
* Представьте, что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на белых листах. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)
* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)
-Почему белые листы оказались пессимистичными, а розовые оптимистичными?
(Вера в жизнь, в будущее движет человеком)
-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?
-У нас остался ещё один вопрос6 Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?
Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?
(ради спасения других людей, из любви к ним)
-Требует ли Горький в легенде героизма от людей?
Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»
-Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.
(«но научиться уважать его можно»)
-В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?
-А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?
(уважение)
(слайд 16 – цитата Горького)
-М. Горький писал: «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»
Объясните фразу Горького.
*Подвиг – это не только поступок, подвиг – это умение любить любых людей. Подвиг Д. – принести людям счастье.
5.Подведение итогов.
-Что же вы узнали о подвиге? (ответы записываются в таблицу УЗНАЛ)
-Изменилось ли ваше представление о подвиге?
(подвиг – это умение дарить любовь к людям)
*В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.
-Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям – это и будет нашим маленьким подвигом.
*Благодарю вас за урок. С вами приятно и интересно было работать. Отметки …
Методическая литература:
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
Литература. 5-11 кл. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/авт.-сост. Е.Н. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru/publhttp://video.yandex.ruhttp://hasid.livejournal.com/912323.htmlhttp://ceolte.com/view/918Самоанализ: данный урок является закреплением и строится как урок-дискуссия, беседа. Он предполагает обзор содержания материала, идей произведения, анализ системы образов.
На уроке применяются элементы «Технологии развития критического мышления».
1 фаза – вызова. Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Поэтому была предложена таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал» и заполнение колонки «Знаю». На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы высокого уровня. Задавая вопросы, они ставят перед собой цель, которая фиксируется в колонку «Хочу узнать». Таким образом, учащиеся определяют свою направленность в изучении темы, тех аспектов, которые хотелось бы обсудить в настоящее время. Трудность, которую испытывают учащиеся,- формулировка вопросов. Трудность учителя – подстроить урок под неожиданно появившийся вопрос, который не был предусмотрен. Таким образом, учащиеся создают смысл: Что это значит для меня? Зачем мне это нужно?
2 фаза – реализация смысла. На этом этапе учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием – аналитическая беседа.
3 фаза – рефлексия. На этом этапе главное – выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся самостоятельно выстраивают материал через обратный кластер и сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения, с целью развития умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи – подвиг в их жизни.